Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорби - как епитимья от Господа




 

Вот что пишет отец Иоанн о жизненных скорбях, посещающих каждого христианина:

Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания.

То, что скорбите, - это хорошо - это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте.

Скорби, только скорби теперь приводят людей к познанию истины.

Если бы мы вдруг увидели, какие райские цветы вырастают на скорбных полях нашей жизни, то мы бы только их и возжелали всей душой.

О пользе для нас страданий говорить можно очень много.

На вопрос некоторых христиан о причине бед и неудач в жизни псковский старец отвечает следующее: «Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять причину скорбей. «В мире скорбни будете, но мужайтесь …» (Ин.16:33). Да и во что превратится человек без очистительных скорбей? Подумай».

Есть те, которые ропщут из-за того, что Господь послал на их долю гораздо больше скорбей, чем они, по их мнению, заслужили. На это псковский духовник пишет следующее: «Надо помнить, что у Господа не может быть несправедливости, как и то, что ничто не сокрыто от Его всеведения».

Об этом же говорит и игумен Никон (Воробьев), не избежавший и сам этого спасительного пути. Проведя 4 года в сибирских лагерях и быв гоним советскими властями, он замечает: «Мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто». Раскрывая эту мысль, подвижник отмечает: «Без скорбей и искушений человек не может прийти в смирение».

Одной из самых распространенных скорбей являются болезни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подчеркивает их спасительность в жизни каждого христианина:

Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни.

Болезнь призывает… ко спасению.

Терпение болезней самый ценный и многообещающий труд духовный, ведь ничто не смиряет человека так, как болезни.

Болезни ваши будут громче всяких дел ходатайствовать за Вас пред Богом, только живите без ропота и не ищите себе никаких приключений.

Говоря о том, что болезнь это - следствие грехов человека, отец Иоанн отмечает, что совсем не обязательно, что это следствие какого-то одного греха. Это может быть и совокупность мелких грехов, которые составили "гору неподъемную". Также он пишет, что именно безбожие породило страшные болезни нашего времени. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требуется желание самого больного выздороветь и его обращение к Богу за помощью.

В случае тяжелой болезни старец советует исповедаться за всю жизнь, пособороваться, помазываться ежедневно соборным маслом так, как это делается во время Таинства Соборования и почаще причащаться.

Раскрывая тему генеральной исповеди, отец Иоанн замечает, что те смертные грехи, которые были до крещения, надо исповедовать перед Таинством крещения. Если же этого не было, то надо исповедовать после и понести епитимию, которую даст священник, а после ее окончания пособороваться.

Об очевидной взаимосвязи греха и болезни говорит и отец Кирилл (Павлов): «Между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой», и только вслед за грехом последовали болезни. Этот закон будет в силе и до окончания века. Поясняя эту мысль, Лаврский духовник утверждает: «Всякое нарушение закона - как в области телесной, так и в области нравственной - влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями».

Часто в православной среде можно встретить настороженное или даже враждебное отношение как к врачам, так и к медицине в целом. Развенчивая эти вредные предубеждения, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Врачи и лекарства - от Бога, и, чтобы не искушать себя, надо лечиться и у врачей. Сначала - обращение к Врачу душ и телес наших в Таинствах соборования, исповеди и причастия, а после - с верой отдаться на попечение врачей». «Они даны нам в помощь. Вот знаю и из старцев некоторых, которые трудятся ещё благодаря искусству врачей, со стимулятором в сердце».

Однако старец не отвергает и возможность для человека просто терпеть болезни, не прибегая к лекарствам: «Можно, конечно, определить себя на терпение и не лечиться, но тут легко можно впасть в самонадеянность и гордыню: "Пусть лечатся слабые верой и грешные… а мы не такие!" Лучше уж так: пришла болезнь - подлечись. Пройдет боль от лекарства и лечения - слава Богу, не пройдет - терпеть и Бога благодарить за испытание. Вот как должен поступать христианин!

Отец Иоанн пишет, что «иногда спасая большее приходиться жертвовать меньшим». Этим меньшим для христианина является земное благополучие, достижением которого приходится жертвовать ради обретения жизни вечной. Отсюда и неизбежность скорбей, о которых псковский подвижник пишет: «Слава Богу за вразумляющие нас скорби и за учащие уму-разуму падения».

Эпоха гонений на Церковь прекратилась, и настало время поверхностной религиозности общества. Сегодня человеческому уму предоставлена полная свобода, предполагающая свободу ума и свободу совести, нравственные нормы размываются, и понятие греха становится весьма условным. Многие люди, относясь в целом как к Богу, так и к Церкви с уважением, и считая, что они спасаются уже тем, что «никого не убили» и «ничего не украли», проживают свой век на положении формальных христиан, за всю свою земную жизнь успев поучаствовать лишь в двух таинствах: крещении и отпевании.

В период правления безбожной власти было во многом проще: нужно было твердо стоять за веру, которую уничтожала атеистическая верхушка. И для совести верующего человека было все предельно ясно: либо я открыто верующий, либо предатель веры. Этим стоянием в вере спасались многие.

Современного человека, не стоящего перед таким жизнеопределяющим выбором, враг рода человеческого увлекает прелестями мира сего: комфортом и всевозможными благами цивилизации. Обустраивая свой теплый мирок здесь, в этом скоропреходящем мире, человек забывает о Небесном Отечестве, о Своем Создателе и о спасении своей души.

Каждой эпохе - свои искушения, но для любого времени следование Божественным установлениям и терпение всего посылаемого нам свыше актуально. Отец Иоанн учит нас, что путь спасения во все времена один - нести свой крест, следуя за Христом к своей голгофе. «Скорби это и есть епитимия от Бога, но нести ее надо без ропота, - учит псковский старец, - а нетерпением спасительных скорбей… (мы) изрываем под собою яму». Скорбей не избежать и при исполнении всех заповедей Божьих, но разница в том, что эти скорби могут нести для человека либо спасительный, либо душегубительный характер. Нужно брать тот крест, который дает Бог, не пытаясь самовольно поменять положение вещей, определенных для тебя Божественным Промыслом - эта мысль проходит через все духовное наследие псковского старца.

 


Заключение

 

В процессе изучения письменного наследия архимандрита Иоанна (Крестьянкина) было выявлено, что его наставления о нравственном совершенствовании христианина находятся в соответствии со Священным Писанием, а также являются продолжением христианской традиции, выраженной в сочинениях святых отцов и подвижников минувшего столетия. Духовный облик псковского старца и его личная аскетическая практика находят свое очевидное выражение как в его эпистолярном наследии, так и в других его сочинениях, и полностью соответствуют духу старчества в той христианской традиции, которая имела место в Русской Церкви на рубеже смены тысячелетий. Неотъемлемым доказательством этого единства служат многочисленные наставления старца. Их по праву можно назвать живым преданием.

Особый акцент старец делает на покаянии и несении жизненного креста. В его понимании, покаяние есть постоянное духовное делание, которое должно характеризовать состояние души христианина, а не являться единовременным актом в его жизни. О важности покаяния в духовном делании свидетельствует как всё его эпистолярное наследие, пропитанное особым покаянным духом, так и его сочинение «Опыт построения исповеди», целиком посвященное этой теме.

Утверждая, что несение креста есть необходимый элемент христианской жизни, старец говорит о том, что самодельные кресты, которые человек берет на себя посредствам своеволия, не являются спасительными.

Также он пишет о выборе второй половины, о важности родительского благословения и таинства венчания. В своих сочинениях духовник освящает проблемы воспитания детей и причины их неверия.

Письма отца Иоанна и его сочинения пронизаны Духом Священного Писания и святоотеческих творений и наполнены глубоким личным опытом. Можно с уверенностью сказать, что отец Иоанн смог не только продолжить традицию духовничества обители, но и наиболее полно ее раскрыть в своих трудах.

Память об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), как об угодившем Богу праведнике и духоносном старце нашего времени, не меркнет с годами. Письменное наследие, выстраданое опытом его многоскорбной жизни, как и вся жизнь псковского старца, звучит подлинным ответом на вопрос современности о том, как должен жить христианин, чтобы в полной мере угодить своим бытием Богу, а прижизненное и посмертное почитание отца Иоанна является свидетельством оправданности всех перенесенных им за жизнь страданий.


Библиография

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: РБО, 2000. - 1337 с.

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма. - 10-е изд., доп. - СПб.: Типография «Моби Дик», 2011. - 244 с.

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди. - 4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 288 с.

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. - Псков: ГУП «Псковская областная типография», 2001. - 512 с.

.   Видевше свет вечерний. Встреча со старцем. - М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2004. - 159 с.

.   «Духовная аптека» старца Иоанна (Крестьянкина). Наставления, уроки, молитвы. - М.: Изд-во «Ковчег», 2012. - 192 с.

.   Смирнова Т. С. Память сердца: Материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина). М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2006. - 328 с.

.   Размышления о бессмертной душе / сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008. - 271 с.

.   Неведомому чаду. К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). - Б.м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. - 176 с.

.   Слово о малом доброделании / Псково-Печерский листок. Б.м.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2009. - № 880. - 8 с.

.   Александра Романова. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни. / Перевод с английского. - М.: Издательский Дом Русский Паломник, Валаамское Общество Америки, 2010. - 31 с.

.   Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит; Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. - 287 с.

.   Цыпин Владислав, протоиерей. Каноническое право. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 864 с.

.   Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. - 3-е изд., доп. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2009. - 296 с.

.   Стеняев Олег, протоиерей. Школа выживания: человек в мире соблазнов. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. - 304 с.

.   Фаддей Витовницкий, архимандрит. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Поучения старца Фаддея Витовницкого. Перевод с сербского Александра Логинова. - Мн.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2012. - 128 с.

.   Кирилл (Павлов), архимандрит. О терпении и прощении обид. Проповеди. - Б.м. и г. - 16 с.

.   Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Из чтений в Православном Богословском Институте в Париже. - М.: Изд-во храма свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. - 336.

Материалы сети Интернет

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма // Православная библиотека Золотой Корабль [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_krestjankin/pisma_ioann_krestjankin/334-1-0-1068. - Дата доступа: 10.03. 2014.

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди // Православная библиотека Золотой Корабль [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.golden- http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_krestjankin/propovedi_ioann_krestjankin/334-1-0-1071. - Дата доступа: 10.03. 2014.

.   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди // Православная библиотека Золотой Корабль [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_krestjankin/opyt_postroenija_ispovedi_ioann_krestjankin/334-1-0-1067. - Дата доступа: 10.03. 2014.

4. Августин Иппонийский, Блаженный. Исповедь // Электронная библиотека: Православная проза [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.pravoslavnaya-proza.ru/bibliotechka#avgustin <http://www.pravoslavnaya-proza.ru/bibliotechka>. - Дата доступа: 12.05. 2014.

.   Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Христианский Катехизис // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Православие и современность. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/filaret_drozdov/catechism/23.html>. - Дата доступа: 15.05.2014.

.   Тропарь преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому // Официальный сайт Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/sluzhby/39-sluzhba-soboru-pskovo-pecherskikh-svyatykh>. - Дата доступа: 15.05. 2014.

.   Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html>. - Дата доступа: 12.05. 2014.

.   Митрополит Антоний Сурожский. Можно ли назвать браком «гражданский брак»? // Портал «Православие и мир <http://www.pravmir.ru/>» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/mozhno-li-nazvat-brakom-grazhdanskij-brak/#ixzz2yrymLB9z <http://www.pravmir.ru/mozhno-li-nazvat-brakom-grazhdanskij-brak/>. - Дата доступа: 12.05. 2014.

.   Таинство Брака (Венчание). Главы из книги (в сокращении) "Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви" (Даниловский благовестник, Москва, 2007) // Православная литература в формате WORD (.DOC) [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.bogoslovy.ru/tainstva6.htm>. - Дата доступа: 12.05. 2014.

.   Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки // e-Reading [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.e-reading.ws/bookreader.php/84644/Sysoev_-_Poslovicy_i_pogovorki.html>. - Дата доступа: 12.05.2014.

.   Пантелеимон (Шатов), епископ. Об ЭКО: Люди попирают Божий Промысл // Православная литература в формате WORD (.DOC) [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://www.pravoslavie.ru/news/64448.htm>. - Дата доступа: 12.05. 2014.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...