Христианское осмысление раздоров в семье
Одна из самых распространенных проблем семьи во все века - это семейные склоки. Часто у супругов, которые некогда были единодушны, уступали друг другу и боялись друг друга обидеть, спустя годы кардинально меняются отношения. Они готовы грызться из-за любой мелочи, и создается такое впечатление, что они это состояние воспринимают как норму для себя. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15), - учит нас устами апостола Павла Священное Писание. Ту же ситуацию можно наблюдать и в православных семьях, которые призваны быть "светом миру": «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Отец Иоанн говорит: «Какой позор мы накладываем на имя Христово! Как часто среди неверующих возникают такие разговоры, мол, что толку, что они в Бога верят, посты соблюдают, из церкви не выходят, а посмотрите, как живут: и ссорятся, и осуждают, и клевещут, и враждуют между собой, а нас и за людей-то не считают совсем»! Старец учит, что нужно прийти в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надо стать подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, поношениях и лишениях, которые неминуемо бывают со всеми желающими идти по спасительному пути Христову. Также он говорит, что необходимо отогнать от себя уныние, иметь радостный дух, стараться избегать осуждения других, побольше молчать и снисходительно относиться к близким. Если же не получается не возмущаться, то, по крайней мере, необходимо удерживать язык, по слову псалмопевца: "...смятохся и не глаголах" (Пс. 76, 5). Такого же мнения придерживается и игумен Никон, советуя в случае состоявшейся ссоры с ближним «совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему», говоря о том, что тогда Господь известит сердце человека и он изменит к нам свое отношение.
«Если мир как-то нарушен, то братская любовь требует вспыхнувшую искру раздора скорее погасить», - учит отец Иоанн. В том случае, если нас неправильно поняли, что послужило поводом к размолвке, то надо как можно скорее спокойно объяснить все оппоненту. «Если же кто и в самом деле потерпел от нас оскорбление или вред, то мы обязаны смиренно попросить прощения и удовлетворить за вред. А если мы сами оскорблены или обижены другими, то должны быть удобопреклонны к примирению». «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13:11), - призывает апостол Павел. Человеку, как наследнику падшего естества Адама, не так легко следовать призыву апостола. Разлад внутри человека, отчужденность, враждебность и подозрительность в отношении друг к другу - это все результаты нарушения благодатной связи с Богом, возникшие при грехопадении. Без восстановления этой связи, без примирения с Богом спасение невозможно. Поэтому можно утверждать, что главным Лекарем наших семейных конфликтов является Сам Господь, и стремление к единению с Ним обеспечивает семье мир и благоденствие. Развод и его причины
На вопрос фарисеев о разводе Спаситель сказал, что «они уже не двое, но одна плоть» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Митрополит Антоний Сурожский так комментирует эти слова Спасителя: «Эти слова говорят о фактической невозможности развода. Христос здесь говорит об абсолютном значении того соединения, которое совершает Бог Своею благодатью. Муж и жена соединяются онтологически, их союз не должен разрушаться от человека, поэтому развод не может иметь Божьего благословения». Однако, слова «да не разлучает» - это призыв, обращенный к новозаветному человечеству, предполагающий для человека возможность выбора. Ввиду того, что это «призыв» - «разлучить» он все-таки может, но своими грехами.
О нерасторжимости брака как об однозначной церковной позиции говорится в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа». Этой позиции христианская Церковь придерживалась всегда, несмотря на то, что в первые века христианства это противоречило как римской правовой практике, допускавшей развод по обоюдному согласию, так и иудейскому Закону, допускавшему даже одностороннее расторжение брака. В Священном Писании сказано: «Если кто возьмет жену и … она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное,… напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор.24:1). Но с приходом Нового Завета ужесточались нравственные требования к "народу Божьему". Господь говорит иудеям по вопросу развода следующие слова: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19:8). Единственным возможным условием, допускающим расторжение брака, как говорилось выше, Спаситель определил прелюбодеяние одного из супругов (См. Мф.19:9). Следует отметить, что с веками бракоразводная норма была несколько расширена случаями сходными, либо делающими брачное сожительство невозможным. Так, Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. к условиям, допускающим расторжение брака, отнес: вступление одной из сторон в новый брак, заболевание проказой или сифилисом, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, неизлечимую тяжелую душевную болезнь и некоторые другие. А Архиерейский Собор 2000 г., приняв «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», дополнил этот перечень такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания и совершение аборта при несогласии супруга. Впрочем, все эти условия не являются принудительными к расторжению брака, а лишь допускают такую возможность.
Святой апостол Павел повелевает «жене не разводиться с мужем» (1Кор.7:10), а если она развелась, и инициатива развода исходила от нее, то она «должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» (1Кор.7:10). В той же мере повеление апостола относится и к мужу. Вразумляя одну "ревностную христианку", архимандрит Иоанн пишет: «Одно только несомненно - взятые обеты надо выполнять. А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности. Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему», объясняя это тем, что когда они поженились, то «одинаково воспринимали жизнь». Увещевая ее, духовник пишет: «не забегайте и теперь далеко вперед от него… Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа». Раскрывая эту мысль, он поясняет: «Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. А когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». Терпение и любовь - наиважнейшие для брака добродетели. К этому же выводу приходит и святая царственная страстотерпица Александра Федоровна. Она пишет, что первый урок, который надо выучить в браке, это терпение. Она утверждает, что в начале семейной жизни обнаруживаются недостатки, привычки и особенности характера у супруга, о которых вторая половина и не подозревала, и тогда кажется, что притереться друг к другу невозможно, «но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое».
Отец Никон (Воробьев) пишет, увещевая ссорящихся супругов: Вы повенчаны, Вы составляете одного человека! Погибель одного будет гибелью другого! В современном обществе, забывшем о такого рода рекомендациях, понятие брака обесценилось. Кто-то венчается, отдавая дань традиции; другие сожительствуют, не находя в этом ничего зазорного; третьи женятся, разводятся, женятся и опять разводятся, оставляя за собой череду брошенных жен, детей и разбитых судеб. Иное отношение к браку в христианстве. Православная позиция по этому вопросу очень четко выражена в дневниках императрицы Александры Федоровны: Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божьего, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это уже больше не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое я, посвятив себя другому. Тем более обязан «посвятить себя другому» супруг, который видит необходимость не просто физической, но и духовной помощи своей второй половине. Вот что пишет по этому поводу отец Иоанн: «надо… потрудиться, понести его немощь, вымаливая близкого человека»,«молитесь, чтобы затеплилась в душе христианская любовь», «по Апостолу, если неверующий муж согласен жить с верующей женой, да не разводятся. А что это значит? А значит, что жена несет крест ежечасного страдания и венчается от Господа как мученица. Выбирайте». Порой семьи рушатся из-за того, что один супруг "полюбил " кого-то другого. Оправдывая себя этим "высоким чувством", он оставляет свою вторую половину, а порой и детей, влекомый, сам того не подозревая, блудной страстью. Вот что по этому поводу пишет псковский духовник: «Не любовь это никакая. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам - там все черты истинной любви. А если "любовь" разоряет жизнь и несет гибель любимым, это - разгул бесовщины и не более». «На чужом горе счастье не построишь», - гласит народная мудрость. Брак, в основание которого был заложен грех, подобен "дому, построенному на песке" (См. Мф.7:26), а что бывает с таким домом, нам известно из Священного Писания: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:27). Разрушив свою семью, человек вскоре теряет и ту, которая была построена на ее "костях". Оказавшись в положении брошенного им супруга, он разочаровывается в жизни и отходит от Бога. Не лучшей является и ситуация, когда кто-то уводит из семьи чужого супруга. Женщине, попавшей в такое положение, духовник объясняет: «Вы отошли от Бога не тогда, когда ушел от Вас чужой муж, а тогда, когда он к Вам пришел, и Вы его приняли», «читайте Священное Писание: «Блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют» (См. 1Кор.6:9,10). А Вы со своим "другом" есть и то, и другое», и, продолжая эту тему, призывает: «Вам необходимо осознать свое падение и то, что грех Ваш смертный стоит стеной между Вами и Богом».
Необходимое лекарство в любом падении для человека - покаяние. Покаяние не только словом, но и делом, о чем пишет псковский подвижник: «Вам нужно покаяться, пособороваться и принять епитимию во очищение души своей. Она у Вас во мраке пребывает, и враг тешится Вашим безрассудным желанием иметь сожителем чужого мужа». Согласно церковным установлениям виновность в расторжении брака является препятствием к вступлению в новый брак. Это положение вытекает, как из евангельского учения: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:10,11), так и из практики Древней Церкви. Однако указом Святейшего Синода от 14 июля 1904г. эта каноническая норма была смягчена. Инициаторам, не имевшим для развода канонического основания, дозволяется вступать в брак при наличии благословения правящего архиерея и соблюдения епитимьи за прелюбодеяние (от 2 до 7 лет). Но на это послабление Церковь смотрит как на уступку, как на нечто лучшее, чем открытый блуд. Таким образом, отец Иоанн, призывая к терпению и любви и определяя их важнейшими добродетелями в браке, приближает нас к пониманию того, что развод - это крайняя мера, наименьшее из двух зол, допустимое только в крайнем случае. Что же касается второго брака, то он может быть законным только в случае того, если первый был расторгнут в соответствии с каноническими нормами, либо после соблюдения установленной епитимии и наличия благословения правящего архиерея. Второй брак
На вопрос что же делать брошенной стороне, либо тому, у кого умер супруг, нам отвечает Священное Писание устами святого апостола Павла: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39,40). В этих словах апостол имеет ввиду то, что брак должен быть законным. Архимандрит Иоанн обращается к женщине, находящейся в такой ситуации, со следующими словами: «Вы - вдова законная, и нет препятствий для Вас во второбрачии, но ведь надо же всё законно сделать: и расписаться, и повенчаться… А уж при взрослых-то детях - подавать им пример беззакония никак нельзя»,и пишет, что делать надо это «с молитвой, чтобы найти не эфемерное счастье на год, но на всю здешнюю жизнь». Церковь не одобряет второй брак, видя в нем уступку человеческой чувственности, но допускает, основываясь на вышеизложенных словах апостола Павла. Женщине, которая вышла за вдовца, псковский подвижник пишет: «Ваш выбор Вы сделали, когда выходили замуж за вдовца, а это значит, что если супружество и создание новой семьи есть крестный подвиг, то создание семьи на чужом фундаменте подвиг вдвойне». Отношение апостола Павла ко второму браку и слова отца Иоанна позволяют сделать вывод о том, что в повторном браке нет греха, если он законный, но жить в нем - особый подвиг, так как он построен на «чужом фундаменте». Причины неверия детей
Порой случается так: родители, придя к вере и не успев в ней окрепнуть и разобраться, стремятся тотчас обратить ко Христу и свое дитя. Архимандрит Иоанн такой матери пишет: «Вы далеки еще от Бога, а собираетесь научить дочь и дать ей то, чего не имеете сама». В отношении похожей ситуации он рекомендует: «Между Вами и им … возникает стена непонимания и неприятия. Надо покрыть его немощь любовью и молиться о нем, молиться, но не пытаться насаждать то, что он сейчас принять не может». Не взрастив с детства в душе ребенка семени веры, родители не могут требовать от него быстрого духовного возрастания. Отец Иоанн пишет, что грех таких родителей в том, что дети их были изначально неправильно ориентированы в жизни. «Их учили всему, кроме того, в Ком кроется сила жизни. Они не знают Бога. И вот попускает Господь молодому поколению реально познать насилие злой темной силы, но и тогда не все начинают обращаться и искать спасения в Боге». Пожиная плоды безбожного воспитания, родители должны терпеть и принимать эту ситуацию как епитимью, «ведь без покаяния делом - сомнительно наше спасение». Находящейся в такой ситуации матери архимандрит пишет: «сыночка своего поймите, враг борет его, и он пока руководствуется своими страстями, а невольник - не богомольник». Таким образом, можно заключить, что родители в случае неверия своих детей должны терпеливо ждать их обращения к вере и молиться, окружая свое чадо любовью и не требуя от него немедленного обращения к вере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|