Проблемы неверия в семейной жизни
В наше время распространенной проблемой в семье стала разность религиозных представлений. Один из супругов, придя к вере, не находит понимание у своей второй половины, либо торопиться переделать своего супруга в соответствии со своими религиозными стандартами. Псковский духовник дает следующие советы: О супруге молитесь, но ему этого не показывайте, жалейте его. Вы-то с Богом и то изнемогаете под тяжестью житейского креста, а он - один, как перст, и от того и сердится. Надо покрыть его немощь любовью и молиться о нем, молиться, но не пытаться насаждать то, что он сейчас принять не может. Помогайте супругу молитвой о нём тайной, а сочувствием и любовью - явными. Как замечает известный духовник и миссионер нашего времени протоиерей Олег Стеняев, не редки те случаи, когда верующие христианки отказывают своим мужьям делить с ними ложе в пост, либо вообще стремятся расстаться со своими неверующими мужьями, вступая в конфликт с библейским учением: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор.7:5,6). То есть только "по согласию" обоих супругов, потому как если один хочет воздерживаться, а другой нет, то, какое может быть "согласие". И само воздержание это "позволение" воздерживаться, а не "повеление". В одном из своих писем, обращаясь к одной из таких "ревнительниц" воздержания, отец Иоанн пишет: «А где это написано, чтобы супруги жили так, как Вы придумали?», поясняя, что «жить надо, как положено, а если Вы толкнете его на блуд - это что же лучше будет?».
Тому, кто стремится расстаться со своим неверующим мужем, отвечает святой апостол Павел: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор.7:12-13), объясняя это тем, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14). Апостол учит, что разводиться можно только по инициативе неверующего супруга: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны» (1Кор.7:14-16), То есть оставленный своим супругом может вступать в новый брак. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены»? (1Кор.7:14), - спрашивает апостол. Расширяя эту мысль, псковский духовник пишет: «Вы бежите в своей устремленности к Богу от него, забывая, что спасаться Вы можете только вдвоем - ведь Вы венчаны». И призывает: «Живите, любя его, сейчас уступая его немощам и непониманию, только со временем, постепенно можно будет начать приучать его к порядку в жизни. Ведь для этого надо знать закон Божий. А пока этого знания нет, то и спрашивать нечего». Развивая этот принцип мирного сосуществования двух супругов, старец советует: «Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая. И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь». Подводя итог выше сказанному, он убеждает: «Молитесь о нём тайно. Одним словом - сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём». Из вышесказанного становится очевидным, что старец признает губительной неуемную ревность по вере одного из супругов, из-за которой часто рушатся семьи. Он призывает, соблюдая во всем меру, а особенно во "внешней религиозности" и супружеской аскезе, сохранять любовь и уважение к своей второй половине, терпеливо ожидая обращения своего супруга к вере.
Добродетель целомудрия и ее необходимость для брака
Блуд в наше время, время всеобщей разнузданности общества, стал бичом многих семей. Седьмая заповедь Откровенного Закона Божия гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14; Втор.5:18). «Грехи против этой заповеди очень страшны! - говорит отец Иоанн. - Страшны своим безобразием, последствиями и невероятным распространением среди нас. Эта греховная болезнь поражает человека с самого раннего детства и не оставляет его даже до момента смерти». Апостол Павел учит: «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3). Поясняя это суждение апостола, он говорит: «Грехи против этой заповеди столь мерзки и заразительны, что святой Апостол советует даже не говорить о них христианам», "Апостол языков" (См. Рим.11:13) учит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3:16,17). Господь говорит, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Находящихся в таком падении псковский духовник увещевает: «Со слезами кайтесь о блудной нечистоте своего сердца, коей, по слову блаженного Августина, убегают Ангелы, узрев которую, смежают очи диаволы!» Таким образом, становится очевидной необходимость целомудрия в браке и опасность, которую в себе несет ее нарушение для души человеческой и для института семьи. «Как зеницу ока, храни супружескую верность, - призывает духовник псковской обители, - ибо это непреложный закон Творца - быть чистым и не порочным пред лицом Его или в девстве, или в честно хранимом супружестве». Искушение монашеством
Бывает, человек, обратившись к Богу и не находя понимания в кругу своих близких, начинает видеть в окружающем мире царство гнетущего порока, а в членах своей семьи - беспросветную греховность. Разуверившись в попытках поменять мир и обратить ко Христу ближних, он пытается убежать от проблем за надежные монастырские стены, за которыми, по его мнению, и скрывается настоящая духовность. На подобный случай псковский подвижник в своем письме дает следующее разъяснение: «А ведь муж-то Вам правильно говорит. В одном только он ошибается: не на Бога Вы их променяли, а на свою самость. О каком монастыре Вы говорите - семейный человек, ответственный и за супруга, и за дочь». Объясняет он это следующим образом: «Был бы у Вас на руках младенец, разве стали бы Вы от него требовать то, что он дать не может. Вот и близкие - Ваши духовные младенцы, а у Вас ни терпения, ни любви настоящей нет». Еще более явно видна ненормальность такой ситуации, когда мать стремиться уйти в монастырь, бросая на произвол судьбы своего ребенка. Старец пишет, что «постригов женщин, у которых есть дети малолетние, … (он) никогда не благословлял», потому что (Бог) повелел ей быть матерью, а это такой труд, которого хватит на всю жизнь». «Выбор жизненного пути человек делает однажды», - говорит он. То есть человек выбирает один раз и на всю жизнь: брачный венец или иноческие обеты. Редки те случаи, когда особым Промыслом Божьим человек освобождается от того креста, который выбрал, как мы видим это на примере жизни блаженного Августина, но это происходит только «если Господь Сам освобождает этого человека от тех обязанностей, которые взяты им при выборе жизненного пути: умирает супруг, умирают дети, - вот это от Бога. А всё остальное - своеволие и произвол».
Другим мотивом ухода в монастырь может быть вполне искреннее желание посвятить себя Богу целиком и полностью. Обычно в такой ситуации люди руководствуются следующими словами из Священного Писания: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). Но такой максимализм не может быть угоден Богу, если руководствуется им человек безрассудно, с эгоистичной мыслью спасти только себя, без оглядки на спасение окружающих.
Наши поступки часто бывают эгоистичны. Господь указывает нам на это, советуя приглашать к себе в дом не тех, кто может воздать нам добром за добро, но нуждающихся в нашей помощи, которым нам отплатить нечем (См. Лк.14:12-14). Однако любой шаг, продиктованный эгоизмом, отдаляет человека от Бога и никак не может привести ко спасению. Это аксиома христианской жизни, исходя из которой и следует задать себе вопрос: «Если брошенный супруг после такого твоего шага навсегда отвернется от Церкви и Бога, будет ли твоя жертва приятна Богу?!» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет, что часто новоначальные находятся под неким "гипнозом больших дел", который заключается в следующем: или делать какое-то большое дело, или не делать никакого дела. В целом можно охарактеризовать позицию отца Иоанна по вопросу ухода из семьи следующими словами: взял крест - неси с молитвой, терпением и любовью к близким, в этом твое спасение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|