Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические факторы, влияющие на процесс адаптации к условиям обучения в ВУЗе




СОДЕРЖАНИЕ

введение

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

1.1 Психологические подходы к социально-педагогической адаптации/дезадаптации

1.2 Психологические факторы, влияющие на процесс адаптации к условиям обучения в ВУЗе

РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Описание исследуемой выборки

Методы исследования и статистической обработки результатов

Процедура исследования

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ И ДЕЗАДАПТИВНЫХ СТУДЕНТОВ

Результаты исследования и их интерпретация

Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов

Особенности структуры агрессивности адаптивных и дезадаптивных студентов

Влияние степени созависимых моделей на адаптацию первокурсников

Влияние тревожности на адаптацию первокурсников

выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

литературА

приложениЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования. Период обучения в ВУЗе является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, становления личности. Исследование различных особенностей, факторов, условий адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности, всегда будет актуально. Высшая школа сегодня это не та высшая школа, которая была вчера, происходит переход на новые модели обучения, существенно изменяются учебные планы, вводятся новые курсы. Вместе с тем для студента, период получения высшего образования не перестает быть временем становления взглядов, осознания ответственности, получения первого опыта реализации.

Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. Прежде всего, успешность дальнейшего обучения во многом зависит от возможности студента освоить новую социальную среду, установить отношения с коллективом, принять новые социальные роли.

Цель исследования - исследовать личностные особенности студентов с социально-педагогической адаптацией/дезадаптацией к условиям обучения в ВУЗе.

Объект исследования - социально-педагогическая адаптация.

Предмет исследования - личностные особенности влияющие на процесс адаптации/дезадаптации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

. Определить степень адаптированности/дезадаптированности студентов-первокурсников.

. Выявить основные стили родительского семейного воспитания у первокурсников с низким и высоким уровнем адаптации.

3. Выявить различия в уровнях личностной и ситуативной тревожности у адаптивных/дезадаптивных студентов.

. Определить различия в структуре агрессивности у адаптивных/дезадаптивных студентов.

. Выявить различия в межличностной созависимости у исследуемых групп.

Методы исследования - для достижения поставленной цели исследования использовались: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ), тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбегера), методика диагностики показателей и форм агрессии (опросник Басса-Дарки), определение степени созависимых моделей (опросник Уанхольда).

Статистическая обработка - полученные данные были формализованы и обработаны компьютерным способом с помощью пакета статистических программ для психологии и социальных наук.

Исследование проводилось на выборке общим объемом 50 человек, которую составили студенты Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «ХАИ».

Работа проводилась в пять этапов, каждый из которых представлял собой групповое тестирование.

Работа состоит из трех разделов (общий объем 38 с.) и включает в себя шесть таблиц. Список литературы состоит из 30-ти источников.

 


РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Психологические подходы к социально - педагогической адаптации/дезадаптации

 

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, И.К. Кряжева [16] определяет адаптацию как динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий окружающей среды, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Понятию адаптации может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм [17].

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Поскольку соотношение среды и живого организма постоянно меняется, следовательно, и процесс адаптации должен осуществляться постоянно. Процессы адаптации, основные механизмы которой выработаны в ходе эволюции, сопровождают человека на протяжении всей его жизни [26].

Вышеприведенное определение относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием адаптации человека от адаптации животного является то, что у человека этот процесс носит социальный и психологический характер.

Таким образом, явление адаптации личности детерминировано социальными закономерностями и имеет специфическое личностное содержание. Следует различать адаптацию личности от адаптивных процессов в живой природе - качественная особенность личностного уровня адаптации - взаимность приспособления личности и социальной среды друг к другу; активный, преобразующий среду и себя самого характер адаптации личности; целесообразность, целенаправленность адаптации личности, доминирование ее объективных закономерных тенденций [7].

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, социального положения и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма [4]. Кон [13] дает следующее определение социальному положению индивида: социальное положение - это место индивида в определенной конкретной социальной структуре. Каждый индивид занимает множество позиций, различающихся по своему значению, определенности и другим признакам. Лицо, занимающее определенное положение выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.

Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону [13, 14], социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Т.К. Кончанин [15] придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности.

Процесс адаптации носит и индивидуальный характер, так как при успешном прохождении этого процесса индивид удовлетворяет свои потребности, которые мотивируют его поведение, достигает поставленные цели, решает исходные задачи [25].

Понятие психической дезадаптации, тесно связанное с концепцией собственно адаптации, разрабатывалось в отечественной науке, прежде всего представителями пограничной психиатрии - Ю.Ф. Приленским, Ю.А. Александровским, Е.Д. Красиком, B.C. Положим и др. В.Я. Семке [21] рассматривает дезадаптацию, прежде всего, как нарушение привычного способа взаимодействия личности с другими членами коллектива. Описывая признаки дезадаптации, В.Я. Семке, наряду с утратой адаптивного (приспособительного) характера реагирования, ломкой сложившихся индивидуальных механизмов психологической защиты, выделяет появление новых форм реагирования в виде тревожности или ригидности, выступающих, по его мнению, основным фактором стабилизации аномальных личностных реакций и превращения их в стойкие патохарактерологические расстройства. Однако результаты исследований М.С. Яницкого [21] свидетельствуют о том, что умеренное заострение указанных личностных особенностей является проявлением действия соответствующих психологических механизмов нормальной адаптации, и способствует достижению адекватных результатов деятельности.

На дезадаптивный характер реакции указывают нарушения в профессиональной деятельности (включая обучение), в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими людьми. Среди отдельных форм дезадаптации, практически совпадающих с проявлениями психологических механизмов адаптации при их чрезмерной выраженности, такими как: расстройства адаптации с физическими жалобами, с депрессивным настроением, с нарушением поведения, аутизмом и т.п., выделяется также расстройство с нарушением учебы. Главными особенностями учебной дезадаптации являются невозможность любого вида учебной деятельности, выраженная тревожность во время экзаменов, нарушение концентрации внимания в процессе учебы, избегание учебы при наличии адекватных интеллектуальных способностей и нормальном обучении в прошлом [7]. Н.Д. Кибрик и В.М. Кушнарев [10] описывают две противоположные формы дезадаптации студентов - пассивную и активную. Пассивная форма выражалась снижением активности, ограничением и уменьшением социальных контактов. Студенты как бы "замыкались в себе", прибегали к пассивно выжидательной тактике поведения. Испытывая при нарушении учебной адаптации выраженное стремление поделиться с кем-либо своими затруднениями, они в силу скрытности и стеснительности ничего не предпринимали для изменения сложившейся ситуации. При активной форме дезадаптации студенты обвиняли преподавателей в предвзятом отношении к ним, пропускали занятия, претендовали на особое отношение к себе, требовали создания особых условий обучения, учитывающих их "индивидуальность", противопоставляли себя коллективу, провоцировали конфликтные ситуации.

Н.Д. Кибрик и В.М. Кушнарев [10] описывают три степени дезадаптации, возникающей в процессе обучения в ВУЗе. Первая степень дезадаптации характеризовалась появлением определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов наблюдались в основном различной степени выраженности невротические расстройства (снижение памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникали в периоды экзаменационных сессий. Вторая степень дезадаптации выражалась также в объективном снижении успеваемости, появлении академических задолженностей и пропусках занятий. Третья степень дезадаптации проявлялась в прекращении обучения, отчислении студента из учебного заведения в связи с пропусками занятий, многочисленными задолженностями по учебе и грубыми нарушениями дисциплины.

Таки образом, адаптационный процесс в ВУЗе включает в себя как психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты.

 

Психологические факторы, влияющие на процесс адаптации к условиям обучения в ВУЗе

 

Социально - психологическая адаптация непосредственно связана с индивидуальными особенностями человека, с развитием, проявлением индивидуальности личности. Ее специфической особенностью является включенность в общность, опосредованная индивидуальными особенностями человека, и направленная на развитие и дальнейший рост индивида в условиях выполнения совместной деятельности.

Для адаптации в конкретной социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, осваивать свою роль в этом коллективе, уметь найти возможность для проявления своих способностей и интересов [20].

Для первокурсников процесс социально - психологической адаптации осложняется кризисом подросткового возраста.

Даже при успешном поступлении в ВУЗ, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, формирование новой структуры общения вызывают значительную психическую напряженность и необходимость, с одной стороны, активизации адаптивных поведенческих стереотипов, с другой стороны, выработки новых механизмов приспособления: усиление произвольной активности, обусловленной индивидуальными особенностями субъекта, приведения в действие механизмов саморегуляции (как наследственно обусловленных, так и приобретенных) [16].

Мотивы поступления в ВУЗ определяют стиль студенческой жизни, избираемый первокурсником, и оказывают, несомненно, воздействие на успешность, удовлетворительную успешность либо неуспешность адаптации.

Не менее важным психологическим фактором, также оказывающим воздействие на адаптивные процессы и формирование навыков межличностных отношений, является наличие адекватной Я - концепции и самооценки.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми [25].

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по - разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим вопросам. У таких подростков чаще развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают напряжение и неловкость, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе [4].

На успешность адаптации также влияют адаптивные психофизиологические возможности, темперамент, уже сформировавшиеся индивидуальные характеристики, такие как: эмоциональные, мотивационные, волевые и когнитивные особенности [20].

Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом.

Анализируя объективные и субъективные причины проблемы адаптации студентов к обучению в ВУЗе, можно выделить различные ее стороны, требующие своего решения. Это - организационные аспекты, вызванные недостаточно продуманной организацией учебной деятельности; валеологические, требующие решения множества вопросов связанных со здоровьем учащихся; культурологические, высвечивающие массу проблем нравственного воспитания. Психологические аспекты проблемы продиктованы изменением формы организации обучения.

Существенное значение в процессе адаптации к обучению в ВУЗе имеет психологическая готовность к познавательной деятельности. Как справедливо отмечается Е.А. Зенковой [8], существующая система оценок готовности абитуриентов к получению образования явно недостаточна. Необходимо учитывать не только когнитивный, но мотивационный и продуктивный компоненты. Мотивационный компонент определяется мотивами, которые побуждают студентов к познавательной деятельности. Показано, что у младшекурсников профессиональные намерения выражены недостаточно. Продуктивный компонент, представляющий собой способность студентов к моделированию заданной предметной области, также не сформирован. Студентам младших курсов свойственны малопродуктивные стили учебной деятельности, которые к старшим курсам, при условии преодоления психологических барьеров, заменяются более продуктивными [5].

Не меньшее значение имеют возрастно-половые закономерности адаптационных процессов, характерные для юношеского возраста, - «центрального периода становления характера и интеллекта» по Б.Г. Ананьеву, предполагающие дифференцированный подход к субъектам учебного процесса. Кроме того, существуют психологические аспекты адаптации к новой социальной ситуации развития, вызванные поступлением в высшее учебное заведение, способствующие развитию негативных психических состояний, в числе которых одиночество и коммуникативный стресс [24].

Важным фактором психологической дезадаптации студентов являются кризисы личностного роста. Так, А.А. Тарсаковой [23] была получена информация, дающая основания говорить о низком уровне личностного развития у студентов первого курса. Позднее, О.И. Белохвостовой [6] были выявлены факторы, выполняющие роль психологических барьеров личностного развития студентов: собственная инерция, безответственность, низкий уровень самообразования, пассивность, отсутствие поддержки со стороны преподавателей, кажущаяся враждебность окружающих.

Таким образом, показано, что начало обучения в ВУЗе может рассматриваться как кризисный этап в становлении личности. Можно предположить, что на этапе поздней юности происходят некоторые регрессивные изменения личности, характеризующиеся ее заметной перестройкой и сопровождающиеся ухудшением личностных показателей. В юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на нервно-психическом состоянии студентов и их личностном развитии.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...