Влияние степени созависимых моделей на адаптацию первокурсников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) данных методики Уанхольда, были получены средние ранги созависимых моделей для группы 1 (адаптированные) и для группы 2 (дезадаптрованные). Результат сравнения представлен в таблице 3.5.
Таблица 3.5 Таблица сравнения созависимых моделей, между группами 1 и 2
Средний ранг (Mean Rank) группы 1 (16,22) ниже, чем группы 2 (24,53). Это значит, что адаптированные студенты имеют меньшую степень созависимых моделей. Поскольку средняя величина уровня значимости (Asymp. Sig. (2-tailed)) меньше 0,05, мы можем быть уверены в достоверности вывода о том, что адаптированные студенты имеют меньшую степень созависимых моделей. Таким образом, мы можем говорить, что уровень межличностной созависимости оказывает влияние на прохождение первокурсником адаптационного периода. И это влияние заключается в том, что чем меньше в сознании первокурсника созависимых моделей там успешнее он переживает адаптационный период.
Влияние личностной и ситуативной тревожности на адаптацию / дезадаптацию первокурсников Результаты сравнительного анализа уровня личностной тревожности (критерий Манна-Уитни) представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 Таблица сравнения, личностной тревожности между группами 1 и 2
В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) параметров методики Спилбергера было выявлено, что личностная тревожность в группе дезадаптированных студентов выше, чем в группе адаптированных студентов. Этот результат говорит о том что ситуация адаптационного периода тяжело переживается студентами во внутреннем плане. Но анализ не показал значимости различий в уровне личностной тревожности (p < 0,05) между группами 1 и 2. Это говорит о том, что тяжёлые внутренние переживания свойственны всем первокурсникам, но фактически коэффициент личностной тревожности в группе 2 выше.
Результаты сравнительного анализа уровня ситуативной тревожности (критерий Манна-Уитни) представлены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 Таблица сравнения, ситуативной тревожности между группами 1 и 2
В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) параметров методики Спилбергера было выявлено, что ситуативная тревожность в группе адаптированных студентов выше, чем в группе дезадаптированных студентов. Высокий показатель ситуативной тревожности у адаптированных студентов, мы считаем, говорит о формировании своеобразного защитного механизма. В то время как дезадаптированным студентам более свойственна личностная тревожность, которая вплетена в жизненный процесс и проявляется во всех сферах деятельности, у адаптированных студентов выше ситуативная тревожность, которая проявляется в действительно тревожащих ситуациях, и возможно является некоторым возбудителем необходимым для активного действия. ВЫВОДЫ В соответствии с поставленными задачами и на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: . Для адаптированных и не адаптированных студентов характерна различная структура семейных взаимоотношений. Структура семейных взаимоотношений адаптированных студентов представлена факторами: «Недостаточность родительского внимания», «Эмоциональное отвержение ребенка», «Фактор страха взросления ребенка», «Фактор чрезмерной опеки». Структура семейных взаимоотношений не адаптированных студентов представлена факторами: «Фактор родительской неуверенности», «Фактор родительской тревожности», «Фактор чрезмерной родительской опеки», «Фактор жестокого обращения с ребенком».
. Для адаптированных и неадаптированных характерны различия в проявлении враждебности. Структура проявления агрессии адаптированных студентов представлена факторами: «Несдержанность» (агрессивность уверенного в себе человека), «Невротическая агрессивность» (связана с внутренним конфликтом), «Отреагирование» (способ избавится от стресса), «Адаптивного решения». Структура проявления агрессии не адаптированных студентов представлена факторами: «Открытая агрессивность», «Напряжение-разрядка» (обида выплескивается окольным путем), «Демонстрация силы» (внешняя демонстрация угрозы), «Отшельник» (не идет на контакт с окружающими). . Уровень межличностной созависимости оказывает влияние на прохождение первокурсником адаптационного периода. И это влияние заключается в том, что чем меньше в сознании первокурсника созависимых моделей там успешнее он переживает адаптационный период. . Уровень личностной/ситуативной тревожности влияет на прохождение адаптационного периода студентов. Личностная тревожность более свойственна дезадаптированным студентам, и является показателем, отрицательно сказывающемся на прохождении адаптации. Ситуативная тревожность более свойственна адаптированным студентам и является положительной стимулирующей реакцией, способствующей успешной адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что на социально-педагогическую адаптацию студентов к высшей школе оказывает влияния большое количество личностных и социально-психологических факторов. В числе личностных факторов семейная ситуация, личная враждебность, зависимость/независимость, тревожность и мы предполагаем этот список можно продолжить переменными, не учтенными в нашем исследовании. Перспективу продолжения исследования мы видим в создании рабочего тренинга адаптивности, который будит состоять из модулей наиболее существенных переменных, оказывающих влияние на адаптацию современного студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с. . Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.− 364с. 3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск: Знание, 1986. - С.3-17. 4. Ахмедханов А.М. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе. - М.: Знание, 1983. - 356с. 5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.− 270с. . Белохвостова О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов - СПб., 2003. - 419с. 7. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. - М.: Мысль, 1975. − 289с. .Зенкова Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в ВУЗе, 2003. - 21с. . Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2004. − 544с. 10. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под рук. А.Г. Амбрумовой. - М.: Знание, 1988. − 21с. . Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов. - М., 2001. 36с. 12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Минск: «Амалфея», 1976. −277с. 13. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Просвещение, 1999. − 330с. . Кон И.С. Социализация.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.- 221с. . Кончанин Т.К. По вопросу о социальной адаптации молодежи. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1971.- С. 89-91. 16. Кряжева И.К. Социально - психологические факторы адаптированности личности. - М.: Мысль, 1980 − 289с. 17. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.- 48 с. - (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./ НИИВО; Вып.3). 18. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с. . Прикладные проблемы социальной психологии/ В.П. Левкович Социально-психологические аспекты семейного воспитания, М.: «Наука», 1983.― 295с.
. Сабанадзе И.О. Социально - психологические факторы дезадаптации личности и способы ее коррекции у подростков. - К.: Наукова думка, 1997 − 278с. 21. Семке В.Я. Истерические состояния. - М.: Прогресс, 1988.- 224с. 22.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с. 23. Терсакова А.А. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе. - Армавир, 1999. - 36с. 24.Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости: Перевод с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с. 25. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск: Знание, 1994. С. 55-64. 26. Чуханова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - М.: Прогресс, 1985 - 341 с. .Шарапай В.Б. Функциональные состояния студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 2003. . Эрдынеев А.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателей и учебной группы на адаптацию студентов - первокурсников. - М.: Педагогика, 1992. − 376с. 29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.―3-е изд., СПб.: Питер, 2001.― 652с. . Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. - С. 60-68.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фамилия, имя Возраст Инструкция В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: Шкала ответов «0» - это ко мне совершенно не относится; «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» - не решаюсь отнести это к себе; «4» - это похоже на меня, но нет уверенности; «5» - это на меня похоже; «6» - это точно про меня. Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания. Бланк для ответов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фамилия, имя Возраст Инструкция В опроснике содержатся утверждения. Утверждения пронумерованы. Такие же номера содержатся в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Ответьте на них так, как будто отвечает один из Ваших родителей. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер для ответа, если Вы в общем не согласны ― зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Спасибо! Бланк для ответов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|