Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов




На основании результатов факторного анализа параметров методики «Анализ семейных взаимоотношений» в каждой группе были выделены факторы, которые представлены в таблицах. В таблице 1 представлено семь факторов, свойственных группе адаптированных.

Реально было выделено семь факторов, но для достоверности результатов из них используются четыре.

 

Таблица 3.1

Факторная структура в группе адаптированных первокурсников

 

Факторы

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7
Г+ -,182 -,314 -,321 ,717 ,184 ,031 ,229
Г- ,520 ,578 ,108 ,342 -,097 ,162 -,082
У+ -,192 -,532 ,444 -,188 ,222 ,186 ,293
У- ,656 ,337 ,057 ,007 ,150 -,315 -,031
T+ ,558 ,271 -,322 ,027 ,212 ,219 ,336
T- ,515 ,005 ,686 -,252 -,076 -,198 ,144
З+ -,329 ,090 ,440 ,495 ,260 ,052 -,141
З- -,036 ,669 -,046 ,160 ,155 ,087 ,461
С+ ,608 -,185 ,175 ,485 ,110 -,347 -,261
С- -,553 ,453 ,230 -,233 ,373 -,180 ,273
Н ,386 -,095 -,114 ,766 -,148 ,048 ,270
РРЧ ,535 -,670 -,219 -,251 ,011 -,075 ,182
ПДК ,441 ,198 ,460 ,051 ,301 ,603 -,086
ВН -,046 -,586 ,326 ,171 ,021 ,474 ,160
ФУ ,298 ,061 ,031 -,299 ,836 ,096 -,118
НРЧ -,162 ,627 -,113 -,050 -,289 ,081 ,016
ПНК ,349 ,105 ,027 -,296 -,560 ,601 -,032
ВК ,755 -,076 ,252 -,178 -,164 -,318 ,157
ПЖК ,242 -,075 -,662 -,266 ,148 ,015 ,418
ПМК -,275 ,055 ,616 ,081 -,314 -,237 ,538

 

Первый фактор - «Недостаточность родительского внимания» включает в себя такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т + (чрезмерность требований-обязанностей), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С + (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств). Такое их сочетание может говорить о том, что ребенок, которым занимаются время от времени, то предъявляя ему чрезмерные требования, то недостаточные, обладает некоторым легкомыслием, но характеризуется легкой контактностью и переключаемостью.

Второй фактор - «Эмоциональное отвержение ребенка», объединяющий в себе шкалы Г- (гипопротекция), З- (недостаточность требований-запретов к ребенку), С- (минимальность санкций), НРЧ (расширение сферы родительских чувств) (неразвитость родительских чувств), свидетельствует о эмоциональной холодности родителя по отношению к подростку, что выражается в невнимании к нему, недостаточной строгости наказаний и минимальности запретов. Поэтому ребенок обладает повышенной моральной ответственностью, самостоятелен. Также как видно из таблицы 1, есть некоторая обратная зависимость − чем больше выражены перечисленные качества, тем меньше выражены другие: потворствование (У+), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), воспитательная неуверенность (ВН).

Третий фактор - «Фактор страха взросления ребенка» состоит из шкал: У+ (потворствование), Т - (недостаточность требований-обязанностей), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПМК (предпочтение мужских качеств) говорит о сниженном уровне требований к подростку (потворствующая гиперпротекция), тем самым со стороны родителей игнорируется его стремление к взрослению и стимулируются детские качества (например, непосредственность, игривость, наивность).

Четвертый фактор - «Фактор чрезмерной опеки», объединяет шкалы Г+ (гиперпротекция), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания). Свидетельствует о чрезмерной строгости наказаний и запретах со стороны родителей, но у таких подростков эти запреты и попытки ограничения их самостоятельности, будут усиливать реакцию эмансипации и формировать такие черты характера, как упрямство, агрессивность и склонность противостоять любому авторитету.

В таблице 3.2 представлено семь факторов, но из них также используются четыре первых.

 

Таблица 3.2

Факторная структура в группе дезадаптированных первокурсников

 

Факторы

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7
Г+ ,070 ,314 ,649 ,223 ,504 ,003 -,011
Г- ,628 -,085 ,315 -,227 ,330 -,149 ,380
У+ ,344 ,073 ,504 -,320 -,224 -,503 -,004
У- ,505 -,511 -,289 ,048 ,254 ,390 -,229
T+ ,054 -,714 ,213 ,020 -,303 ,216 ,315
T- ,683 ,350 -,288 -,215 -,224 -,025 -,407
З+ ,181 -,021 ,458 ,637 ,151 -,408 -,013
З- ,253 -,433 -,433 -,104 ,168 -,134 -,014
С+ -,090 -,294 -,317 ,609 ,110 -,072 ,139
С- ,774 -,050 ,013 -,322 ,011 -,284 -,037
Н ,662 -,557 ,192 ,152 -,227 -,095 ,125
РРЧ ,490 ,527 ,147 ,395 -,162 ,233 ,295
ПДК ,100 ,475 -,492 -,284 ,368 -,183 ,439
ВН ,622 -,490 -,099 ,009 ,228 ,225 ,139
ФУ ,163 ,513 ,375 ,086 ,033 ,294 -,304
НРЧ ,497 ,541 -,490 -,061 -,066 ,097 ,137
ПНК ,342 ,448 -,388 ,470 ,054 ,042 ,213
ВК ,224 ,225 ,323 -,081 -,586 ,324 ,354
ПЖК ,722 -,003 -,037 ,320 -,103 -,047 -,463
ПМК ,164 ,019 ,509 -,340 ,445 ,455 -,042

 

Первый фактор − «Фактор родительской неуверенности», включает такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С - (минимальность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ВН (воспитательная неуверенность родителя), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПЖК (предпочтение женских качеств). Такое их сочетание в данной группе характеризует подростка тревожного, неуверенного в своих способностях, испытывающего страх перед вышестоящими людьми, уступчивого.

Второй фактор - «Фактор родительской тревожности», объединяющий шкалы Т - (недостаточность требований-обязанностей), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ФУ (фобия утраты), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), обусловлен минимальным количеством обязанностей в семье. При этом со стороны родителя есть некоторая неуверенность, боязнь ошибиться, страх перед самостоятельностью подростка, поэтому появляется способность удержать его с помощью гиперопеки. Как видно из таблицы 2, чем больше выражены эти качества, тем меньше выражены другие − игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований (Т+), минимальность санкций (С-), недостаточность запретов (З-).

Третий фактор - «Фактор чрезмерной родительской опеки», шкалы Г+(гиперпротекция), У+ (потворствование), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ФУ (фобия утраты), ПМК (предпочтение мужских качеств)) свидетельствует о том, что ребенок находиться в центре внимания родителей, но в то же время подавляется его самостоятельность, ставятся многочисленные ограничения и запреты. Таким образом, тревожно-мнительный подросток чувствителен, неуверен в своих силах, испытывает страх, тревожность в контакте с незнакомыми людьми и т. п.

Четвертый - «Фактор жестокого обращения с ребенком» включает такие шкалы как: З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), РРЧ (расширение сферы родительских чувств) и ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), характеризует эмоционально отверженного подростка, к которому применяют чрезмерную строгость наказаний даже на незначительные нарушения поведения. Поэтому ребенок данной группы замкнут, малоконтактен, неуверен в себе, ригиден.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...