Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов
На основании результатов факторного анализа параметров методики «Анализ семейных взаимоотношений» в каждой группе были выделены факторы, которые представлены в таблицах. В таблице 1 представлено семь факторов, свойственных группе адаптированных. Реально было выделено семь факторов, но для достоверности результатов из них используются четыре.
Таблица 3.1 Факторная структура в группе адаптированных первокурсников
Первый фактор - «Недостаточность родительского внимания» включает в себя такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т + (чрезмерность требований-обязанностей), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С + (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств). Такое их сочетание может говорить о том, что ребенок, которым занимаются время от времени, то предъявляя ему чрезмерные требования, то недостаточные, обладает некоторым легкомыслием, но характеризуется легкой контактностью и переключаемостью.
Второй фактор - «Эмоциональное отвержение ребенка», объединяющий в себе шкалы Г- (гипопротекция), З- (недостаточность требований-запретов к ребенку), С- (минимальность санкций), НРЧ (расширение сферы родительских чувств) (неразвитость родительских чувств), свидетельствует о эмоциональной холодности родителя по отношению к подростку, что выражается в невнимании к нему, недостаточной строгости наказаний и минимальности запретов. Поэтому ребенок обладает повышенной моральной ответственностью, самостоятелен. Также как видно из таблицы 1, есть некоторая обратная зависимость − чем больше выражены перечисленные качества, тем меньше выражены другие: потворствование (У+), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), воспитательная неуверенность (ВН). Третий фактор - «Фактор страха взросления ребенка» состоит из шкал: У+ (потворствование), Т - (недостаточность требований-обязанностей), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПМК (предпочтение мужских качеств) говорит о сниженном уровне требований к подростку (потворствующая гиперпротекция), тем самым со стороны родителей игнорируется его стремление к взрослению и стимулируются детские качества (например, непосредственность, игривость, наивность). Четвертый фактор - «Фактор чрезмерной опеки», объединяет шкалы Г+ (гиперпротекция), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания). Свидетельствует о чрезмерной строгости наказаний и запретах со стороны родителей, но у таких подростков эти запреты и попытки ограничения их самостоятельности, будут усиливать реакцию эмансипации и формировать такие черты характера, как упрямство, агрессивность и склонность противостоять любому авторитету.
В таблице 3.2 представлено семь факторов, но из них также используются четыре первых.
Таблица 3.2 Факторная структура в группе дезадаптированных первокурсников
Первый фактор − «Фактор родительской неуверенности», включает такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С - (минимальность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ВН (воспитательная неуверенность родителя), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПЖК (предпочтение женских качеств). Такое их сочетание в данной группе характеризует подростка тревожного, неуверенного в своих способностях, испытывающего страх перед вышестоящими людьми, уступчивого. Второй фактор - «Фактор родительской тревожности», объединяющий шкалы Т - (недостаточность требований-обязанностей), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ФУ (фобия утраты), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), обусловлен минимальным количеством обязанностей в семье. При этом со стороны родителя есть некоторая неуверенность, боязнь ошибиться, страх перед самостоятельностью подростка, поэтому появляется способность удержать его с помощью гиперопеки. Как видно из таблицы 2, чем больше выражены эти качества, тем меньше выражены другие − игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований (Т+), минимальность санкций (С-), недостаточность запретов (З-).
Третий фактор - «Фактор чрезмерной родительской опеки», шкалы Г+(гиперпротекция), У+ (потворствование), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ФУ (фобия утраты), ПМК (предпочтение мужских качеств)) свидетельствует о том, что ребенок находиться в центре внимания родителей, но в то же время подавляется его самостоятельность, ставятся многочисленные ограничения и запреты. Таким образом, тревожно-мнительный подросток чувствителен, неуверен в своих силах, испытывает страх, тревожность в контакте с незнакомыми людьми и т. п. Четвертый - «Фактор жестокого обращения с ребенком» включает такие шкалы как: З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), РРЧ (расширение сферы родительских чувств) и ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), характеризует эмоционально отверженного подростка, к которому применяют чрезмерную строгость наказаний даже на незначительные нарушения поведения. Поэтому ребенок данной группы замкнут, малоконтактен, неуверен в себе, ригиден.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|