Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования и статистической обработки результатов




 

Исследование личностных особенностей дезадаптивных студентов сопряжено с трудностями, обусловленными спецификой актуальной жизненной ситуации. Данная группа может проявлять как негативизм, так и стремление позиционировать себя самодостаточными людьми, что может во многом затруднить тестирование.

На наш взгляд, цели исследования наиболее полно отвечает «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА), методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ), тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбегера), методика диагностики показателей и форм агрессии (опросник Басса-Дарки), методика определение степени созависимых моделей (опросник Уанхольда).

Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) - предназначена для выявления адаптивности или дезадаптивности личности. Опросник содержит 101 утверждение, каждое из которых испытуемому предлагалось оценить от «0» до «6», определяя тем самым наличие или отсутствие у себя перечисленных качеств (Приложение 1).

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) - предназначена для выявления стилей родительского воспитания. Опросник методики «Анализ семейных взаимоотношений» содержит 130 утверждений, на каждое из которых испытуемый отвечал «да» или «нет» с точки зрения одного из его родителей. В соответствии с описанными выше стилями воспитания в родительской семье Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделили специальные шкалы для выявления различных отклонений в отношениях родителей к детям. Это повышенный контроль за подростком (гиперпротекция - шкала Г+); явный его недостаток (гипопротекция - шкала Г-); чрезмерный (У+) и явно недостаточный (У-) уровень удовлетворения потребностей подростка; чрезмерность требований-обязанностей у подростка (Т+) и их недостаточность (Т-); чрезмерность запретов по отношению к подростку (З+) и их недостаточность (З-); чрезмерная(С+) и явно недостаточная (С-) строгость наказаний подростка за нарушение требований (чрезмерность и минимальность санкций); неустойчивость стиля воспитания (Н), а также шкалы, которые были описаны выше: расширение сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтение в подростке детских качеств (ПДК), проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (ПНК), неразвитость родительских чувств (НРЧ), предпочтение мужских (ПМК) или женских (ПЖК) качеств, воспитательная неуверенность родителя (ВН)ифобия утраты ребенка (ФУ) (Приложение 2).

Методика исследования тревожности Спилбергера - методика состоит из двух шкал:

шкала ситуативной тревожности (СТ)

шкала личностной тревожности(ЛТ)

Измерение тревожности, как свойства во многом определяет поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки представляет собой опросник из 75-ти утверждений. Методика позволяет выявить 8 важных, по мнению Басса и Дарки, показателей и форм агрессии:

. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

. Вербальнаяагрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

. Чувствовины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

Методика определения степени созависимых моделей Уанхольда - состоит из двадцати утверждений, которые предлагается оценить по четырехбальной шкале с точки зрения соответствия себе. Результатом является дифференцированный показатель степени созависимых моделей, от очень низкой до очень высокой.

Методы статистической обработки материала.

Изучение личностных особенностей дезадаптивных студентов предполагает использование такого способа обработки материала, который позволит выявить скрытые закономерности в нем, определить взаимосвязи между изучаемыми переменными и определить достоверность различий. Наиболее полно отвечает задачам исследования факторный анализ, позволяющий сократить множество измеренных переменных, причем таким образом, что выявленные факторы будут в полной мере отражать суть всех изначальных переменных [3, 21]. Также сравнительный анализ, позволяющий определить достоверность различий между группами по исследуемой переменной [21, 28].

Таким образом, в данном исследовании применялось два способа статистической обработки материла. Исходным материалом для факторного анализа послужили результаты качественной обработки и формализации данных опросников Басса-Дарки и АСВ. Материалом для сравнительного анализа стали результаты опросника тревожности и методики определения степени созависимых.

Статистическая обработка данных проводилась компьютерным методом с использованием пакета программ статистического анализа и обработки информации.

 


Процедура исследования

 

Для исследования личностных особенностей адаптированных и дезадаптивных студентов были отобраны методики наиболее соответствующие, на наш взгляд, изучению внутриличностных факторов обуславливающих успешную адаптацию студентов.

Исследование представляло собой групповое тестирование обследуемых которое состояло из пяти этапов:

) исследование уровня адаптации на основании методики «Социально-психологической адаптации», позволяющей разделить студентов на две интересующие нас группы;

) диагностика семейной ситуации с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений»;

) диагностика личностных, агрессивных и враждебных реакций на основании опросника Басса-Дарки;

) измерение уровня созависимых моделей на основании теста Уанхольда;

) измерение тревожности с помощью методики Спилбергера

Групповое тестирование занимало в общей сложности 1 час 20 минут. Первой предлагалось методика СПА. Испытуемым раздавались бланки утверждений и давалась инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберете подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»

На втором этапе применялась модифицированная методика «Анализ семейных взаимоотношений». В которой нужно было ответить на 130 вопросов, касающихся стилей воспитания. Инструкция: «Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер ответа. Если Вы, в общем, не согласны - зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

На третьем этапе испытуемым раздавался стимульный материал опросника Басса-Дарки и давалась следующая инструкция: «Перед Вами 75 утверждений, напротив каждого стоят слова «Да» и «Нет», читайте по очереди каждое утверждение и если Вы в общем согласны с ним подчеркните «Да», если в общем не согласны, подчеркните «Нет». Помните, в опроснике нет правильных и неправильных ответов, отвечайте так, как вы сами думаете».

На четвертом этапе раздавался бланк теста Уанхольда, инструкция состояла в следующем: «Перед Вами лист утверждений. Прочитайте внимательно приведенные ниже утверждения и оцените каждое в соответствии со следующими вариантами:

) - никогда; 2) - иногда; 3) - часто; 4) - почти всегда.

Возле каждого утверждения поставьте номер варианта ответа. Давайте только один ответ на каждое утверждение».

На пятом этапе раздавался тест «Исследование тревожности»

Полученные данные были формализованы и подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент, вращение Варимакс) и сравнительному анализу (критерий Манна - Уитни).

социальный психологический адаптация первокурсник


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...