Типы предложения для специальной отработки
Кто, что это? Назови .... Какие (каких) ты знаешь...? Корова, собака, кошка — это домашние животные. Овощи — это лук, морковь, огурец.... Конфеты — это не фрукты. Мальчика зовут Вова, зовут не Вова, а Сережа. Я не Оля, я — Сережа. Где лежит (стоит, живет, растет)? Медведь живет в лесу. Шкаф стоит около окна. Гриб растет под елкой. Чей? Чья? Чье? Чьи? Сашина мама пришла. На снегу есть птичьи следы. Мои варежки порвались. У кого? У чего? У дома высокая труба. У собаки четыре лапы. У стула мягкое сиденье. У пальто два кармана. Что случилось? У Саши (у меня, у тебя...) выпал зуб. У Оли болит палец. Цветы завяли. Какой аквариум? Какой дом? Аквариум большой, круглый, из стекла. Дом новый, двухэтажный, кирпичный. Что делает и кому? Мальчик помогает девочке. Дети подарили цветы маме. Как делает (ют)? Как было? Сережа говорит громко (слитно). Дети играют дружно (весело, интересно). Мне было больно (страшно, весело, смешно). С кем? С чем? Кем? Чем? Дети играют с собакой. Мама работает учительницей. Папа поздравил с праздником. Бабушка гладит утюгом.
Пятый год обучения I квартал Требования к обучению. Использовать речь в трех формах (устную, устно-дактильную, письменную) в соответствии с назначением каждой формы: устная речь — в непосредственном общении на основе хорошо усвоенного речевого материала; устно-дактильная речь — при использовании развернутых высказываний или употреблении новых и сложных по структуре слов; письменная речь — при написании рассказов, с целью записи новых слов и выражений. Составлять описание (в устной и устно-дактильной форме) сюжетных картинок с указанием первого и последующего планов расположения предметов и действующих лиц (объем — до 10 предложений)*
Уметь составлять рассказ из разрезного текста на знакомую тему из отдельных предложений, записанных на табличках. Угадывать предметы по их описанию. Выполнять различные поручения по письменной инструкции. Выражать в речи отношение к разным видам деятельности (Я люблю.... Мне нравится.... Мне легко (трудно).... Я умею, знаю (забыл)..... Не понимаю....). Заучивать наизусть проработанный по книге стихотворный текст (1—2 четверостишия). Темы занятий. На выбор любые подтемы из числа 25 тем трех лет обучения (например: город — улица — транспорт — магазины и т. п.). Словарь. Из общего словаря для активного употребления в речи отбирается около 2000 слов.
II квартал Требования к обучению. Использовать все типы высказываний с необходимым по содержанию словарем в соответствии с коммуникативными задачами (выражение просьб, желаний, вопросов, приказаний, запрещений, отрицаний, сомнений и пр.). Уметь различать жанр (рассказ, сказка, стихотворение, загадка). Уточнять значения слов, близких по смыслу или звучанию (наклеить— склеить, нарисовать — заштриховать, привезти — принести и т. д.). Подбирать слова противоположного значения (добрый — злой, высоко — низко, трудно — легко) и употреблять их в речи. Составлять описание сюжетной картины с соблюдением элементарного плана (Когда и где это было? Расскажи все о детях). Записывать новые слова — названия дней недели. Отвечать на вопросы в виде связного рассказа (Что ты делаешь в группе утром? Как ты провел воскресенье? Как ты помогаешь маме? Что ты будешь делать в школе?). Темы занятий. Ранее изученные темы подразделяются на подтемы (профессии людей — что делает продавец, что делает шофер и т. д.; детский сад — описание группы, развлечения детей, праздник в детском саду и т. д.). Словарь. Используется весь словарь, предусмотренный программой. Активно используется в речи словарь в пределах 2000— 2500 слов.
III квартал Требования к обучению. Самостоятельно употреблять в речи (в разных ее формах) в конкретных речевых ситуациях все типы высказываний, предусмотренных на четыре года обучения. Составлять распространенные высказывания с помощью наводящих вопросов (Где? С кем? У кого? Какой? Чей? После чего? Перед чем? От кого? и т. п.). Варьировать высказывания различных типов (Я сказал Сереже: иди в группу. Я позвал Сережу в группу. Я дал Вове конфету. Я угостил Вову конфетой. Тетя Тома наказала Витю. Тетя Тома не разрешила Вите играть). Читать текст с заменой личных местоимений существительными (Кто это — он? У них — это у кого?). Выражать отношения к происходящим событиям (Пата недовольна. Тетя обрадовалась. Мама огорчилась. Папе приятно. Дети рады. Вова обиделся). Уметь составлять описание сюжетной картинки с использованием имеющихся сведений о природе, о сезонных изменениях. С помощью педагога выбирать темы беседы или сообщения, используя при этом нужные слова в соответствующих грамматических формах. Самостоятельно читать доступные по содержанию рассказы. Составлять подробное описание событий из жизни детей в группе и дома (по наводящим вопросам, зарисовкам, демонстрации действий). Уметь рассказать о культурно-массовых мероприятиях (посещение музеев, детских спектаклей, кинотеатра и т. д.). Писать тексты писем и поздравительных открыток. Темы занятий. Проводится детальная разработка всех намеченных на пять лет обучения тем. Словарь — 2000—2500 слов.
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ Угадай, кто это, что это? Красный, круглый, сочный, растет в огороде — это помидор. Это не собака, а волк. Коля — это мой брат. Папу зовут Сергей Петрович. Сергей Петрович — это мой папа. Где? Куда? Откуда? Я положила книгу на стол. Книга лежит на столе. Я взяла книгу со стола. Бабушка живет в деревне. Зимой бабушка приехала из деревни. Летом я поеду в деревню. Чей? Чья? Чье? Чьи? Это моя сестра (наша учительница). Твой карандаш. Пальто Вовы, его пальто. Книга Наташи, ее книга. У кого? У птицы тело покрыто перьями, у собаки шерстью, у рыбы чешуей. У кошки — котята, у собаки — щенки, у коровы — теленок.
Что случилось? Дом загорелся, начался пожар. Листья пожелтели. У меня кашель (температура, болит зуб). Какое платье...? Платье новое, красивое, синее, в полоску, шелковое, праздничное. Кому нужен? Птичке нужен корм. Дворнику нужна лопата. Как? Дети работали дружно. Дети работали с удовольствием. Мы пойдем в школу с радостью. Мальчик читает книгу с интересом. Вова ел без аппетита. О ком? О чем? Девочка прочитала книгу о животных. Дети, скучают о маме. Я забыла о письме.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ Первый год обучения РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В течение года дети должны научиться: надевать и снимать наушники, находиться в индивидуальных слуховых аппаратах в течение всего дня, строиться на занятия, подходить к сурдопедагогу и воспитателю в группе, во время прогулки по звуковому сигналу. Источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, голос.
Е полугодие Умения: без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на речевые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос (словосочетания типа па-па-па-па, пу-пу-пу, пи-пи-пи-пи); с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух резко противопоставленные по характеру звучания игрушки при выборе из двух типа: барабан — дудка, бубен — свисток, бубен — гармоника; источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка; способ воспроизведения детьми: соответствующие движения под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний; *с аппаратом коллективного пользования и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух длительность звучания1(1 Напоминаем, что материал, отмеченный звездочкой (*), является необязательным для обучения тех детей, которые освоили программу первого года обучения.); источник звука: дудка, свисток, гармоника, пианино, голос (слоги типа: па _ 2(2 Здесь и далее слог или звук, написанные вместе со значком (— •), произносятся протяженно) и па, ту _. и ту); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения игрушкой с произнесением звука или слога, голосовая реакция, слогосочетания (произнесение слогосочетаний ля-ля без сопутствующих движений);
со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух при выборе из 2 — 3 звукоподражаний; речевой материал: ав-ав-ав или ам-ам-ам (собака), у —. (пароход), в _ (самолет), прр (лошадка), пи-пи-пи (птичка), му _. (корова), мяу (кот), би-би-би или би-би (машина), ту-ту-ту или ту-ту (поезд), ко-ко-ко (курица), ква-ква-ква (лягушка) и т. п.
Е полугодие Умения: без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на речевые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука (см. 1-е полугодие); с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучание игрушек при выборе из 2 — 3; источник звука и способ воспроизведения детьми — см. 1-е полугодие; с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух длительность звучания (источник звука см. 1-е полугодие); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения руки или игрушкой с произнесением звука или слога, голосовая реакция (произнесение звука или слога без сопутствующих движений), игра на пианино; * с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух темп звучания; источник звука: бубен, металлофон, пианино, гармоника, дудка, голос (слогосочетания типа: па-па-па и па_.па__,па_.); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения игрушкой и произнесение слогов; со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух при выборе из 2 — 3 звукоподражания, лепетные и полные слова; речевой материал см. 1-е полугодие, а также слогосочетания и слова: ляля (кукла), утя (утка), дом, мяч, лопата, рыба, мама, папа, имя ребенка; со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух звукоподражания* и лепетные слова (речевой материал см. выше).
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ Задачи работы данного года обучения следующие: побуждать детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей (дети могут общаться голосовыми реакциями, воспроизводить элементы слова); воспроизводить звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься: точно (папа, ам-ам), приближенно, с использованием звуковых замен (в как ф, бо-бо¢ как по-по¢, дом как том), усеченно (ту-ту¢ как у-у¢, пока как паа); * побуждать к воспроизведению фразы из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражаний);
обучать выполнению различных крупных и мелких движений руками одновременно с педагогом, включая движения фонетической ритмики. К концу года дети должны уметь: * использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: полные — мама, папа, тетя, имя ребенка, дом, мяч, рыба, лопата, штаны, платье, стол, стул, вода, суп, хлеб, молоко, спит, упал, привет, пока, на, дай, вот, тут, там, да, нет: лепетные: ляля, бо-бо, а-а; звукоподражания (см. программу по развитию слухового восприятия). Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усеченно, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением; * использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя, на Ляля тут. Вот дом. Дай суп. Ав-ав нет; * воспроизводить в составе слов и фраз не менее трех гласных и четырех согласных звуков. Усвоение звуков детьми не регламентировано. Первыми, предположительно, в их речи могут появиться звуки: а, у, э, м, п, н, т, ф; выполнять по подражанию разнообразные движения, точно воспроизводя их характер (темп, динамику, слитность). Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): аппарат, наушники, надень (те) наушники, сними(те) наушники, слушай(те), говори (те), покажи(те), барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка. Вы слышите? Ты, слышишь? Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): название игрушек и предметов, предусмотренных программой для различения и опознавания на слух (звукоподражания, лепетные и полные слова), да, нет. Примерный речевой материал для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы: встань (те), сядь (те), иди ко мне, имена детей группы (при выборе из 2 – 3).
Второй год обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|