Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия




В течение года дети должны научиться:

правильно надевать и снимать наушники, говорить в микрофон, не прижимая его к губам;

устанавливать регуляторы громкости на аппаратуре коллективного пользования в положение, соответствующее подобранному педагогом усилению.

 

Е полугодие

Умения:

без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос;

с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух звучание игрушек при выборе из 3 – 4; источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шар­манка; способ воспроизведения детьми: соответствующие движения с произнесением слогосочетаний, называние звучащей игрушки;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух темп звучания; источник звука: бубен, металлофон, пианино, гармоника, дудка, голос (слогосочетания типа: па-па-па-па и па – · па – · па – ·); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением слогов, голосовая реакция (произнесение слогосочетаний без сопутствующих движений), игра на звучащих игрушках с произнесением слогов;

без звукоусиливающей аппаратуры, с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звучаний: один – много, один – два; источник звука: барабан, бубен, голос (слоги типа: па, па-па-па-па, па, папа); способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества слогов;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 4 – 5) и опознавать на слух звукоподражания и слова (полные и * лепетные); речевой материал: см. программу первого года обучения, а также слова: барабан, юла, * бабуля, дедуля, имена педагога и воспитателей группы (тетя Таня и т.п.).

 

 

Е полугодие

Умения:

без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука; источник звука: см. 1 полугодие;

с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучание игрушек при выборе из четырех; источник звука и способ воспроизведения детьми: см. 1 полугодие;

без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух количество звучаний в пределах трех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, пианино, голос (слоги типа: та, та-та, та-та-та); способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух громкость звучаний; источники звука: барабан, бубен, пианино, дудка, голос (слоги типа: па и ПА [1], ту-ту-ту и ТУ-ТУ-ТУ); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением слогосочетаний, голосовая реакция (произнесение слогов без сопутствующих движений), игра на звучащих игрушках с произнесением слогосочетаний;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 5 – 7) и опознавать на слух полные слова и словосочетания; речевой материал: см. 1-е полугодие, а также слова каша, компот, собака, самолет, кукла дом и рыба, мама и папа, мяч и самолет и т.п.;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух фразы при выборе из 3 – 5; речевой материал: мама (папа) дома, тетя Катя (Юра) тут, рыба плавает, самолет летит, дай дом, убери лопату, дай мяч, убери мяч, дай рыбу (юлу, мяч), убери рыбу (юлу, мяч).

 

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Задачи данного года обучения следующие:

формировать у детей потребность к устному общению;

развивать первичные навыки воспроизведения полных слов. Основное внимание при этом уделяется слитному произношению с выраженным выделением ударения, в темпе, близко к естественному произнесению слова;

уметь произносить фразы из 2 – 3 полных слов;

воспроизводить в словах и фразах близко к норме не менее четырех гласных и семи согласных.

К концу года дети должны уметь:

использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов: дядя, бабуля, няня, имена детей группы, педагога и воспитателей, машина, мишка, самолет, собака, кот, пальто, шапка, шуба, туфли, платок, шкаф, лампа, мыло, кофе, каша, болит, идет, пить, помоги, можно, нельзя, хорошо, плохо, голова, рука, нога, горшок, ложка, хочу, не хочу, а также все полные слова из программы преддошкольной группы. Слова могут произноситься детьми точно, с полным составом звуков, приближенно и усеченно;

использовать в самостоятельной речи фразы типа: Тетя Оля, помоги. Мама дома. Вова спит. Петя упал. Что там? Можно? Тетя..., привет! Я хочу пить. Саши нет;

сопряженно проговаривать обращенный к детям речевой материал;

воспроизводить в составе слов не менее четырех гласных и семи согласных звуков: а, о, у, э, м, п(б), н, т(д), с(з), л(р), в(ф) [2].

Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): микрофон, топай(те), хлопай(те), пляши(те), шагай(те), пой(те), играй(те) на барабане (дудке, шарманке и т. п.), сколько, столько, долго, кратко, громко, тихо, быстро, медленно. Что звучало? Как звучало? Вы слышите? Ты слышишь? Ты слушал(а) хорошо. Говорите в микрофон. Говорите громко (тихо, быстро, медленно).

Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, дудка, свисток, гармоника, металлофон, шарманка, пианино, что?, что там?, да, нет, а также звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания и фразы, которые дети учатся различать и опознавать на слух.

Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): встань(те), сядь (те), имена детей группы (при выборе из 3 – 6), Ира (...), встань (сядь), иди ко мне, прыгай, беги, сколько?, покажи(те), а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.

 

Третий год обучения

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

В течение года дети должны научиться:

самостоятельно надевать и снимать индивидуальные слуховые аппараты, включать и выключать их, проверять, работает ли аппарат (слушая свой голос при произнесении слогосочетаний типа па-па-па);

устанавливать регуляторы громкости на аппаратуре коллективного пользования и в индивидуальном слуховом аппарате в положение, соответствующее усилению, подобранному педагогом.

 

E полугодие

Умения:

с индивидуальными слуховыми аппаратами и без звукоусиливающей аппаратуры различать на слух количество звучаний в пределах четырех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, металлофон, пианино, голос (слогосочетания типа: па, папа, па-па-па; способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний, называнием числа, игра на звучащих игрушках с произнесением слогосочетаний (если можно);

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух двусложные ритмы: тАта и татА; источник звука: барабан, бубен, дудка, пианино, голос (слогосочетания типа ПАпа, паПА); способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, ритмичное отстукивание с произнесением слогосочетаний, голосовая реакция (произнесение без сопутствующих движений слогов типа: Тата, таТа), игра на звучащих игрушках с проговариванием слогосочетаний;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух слитные и прерывистые звучания; источник звука: дудка, свисток, пианино, гармоника, голос (слогосочетания типа па-па-па-па и па па па па); способ воспроизведения детьми: движение руки с произнесением слогов, голос (произнесение слогосочетаний без сопутствующих движений), игра на звучащих игрушках с произнесением слогов (если можно);

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 7 – 10 единиц и опознавать на слух речевой материал, относящийся:

а) к организации занятия и быта детей: дай карандаш (мяч, компот и т. п.), убери бумагу (рыбу, юлу, собаку, кашу и т.п.), покажи дом (маму, барабан и т. п.), дай мяч и самолет и т. п., убери лопату и карандаш и т. п., покажи маму и бабулю и т. п., здравствуй, до свидания (или привет, пока), * мальчик, девочка, мальчик и девочка, большой (маленький) дом (самолет, барабан, мальчик и т.п.);

6) к счету: название чисел от 1 до 5;

Словарь: карандаш, бумага, мальчик, девочка, один, два, три, четыре, пять, здравствуй (привет), до свидания (пока), большой, маленький, дай, убери, покажи;

со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи (не менее двух).

 

Е полугодие

Умения:

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальными слуховыми аппаратами различать на слух трехсложные ритмы, источник звука: барабан, бубен, дудка, пианино, голос (слоги типа ПА-па-па, па-ПА-па, па-па-ПА); способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, ритмичное отстукивание с проговариванием слогосочетаний, голос (произнесение без сопутствующих движений слогосочетаний), игра на звучащих игрушках с ритмичным проговариванием слогосочетаний (если можно);

без звукоусиливающей аппаратуры определять на слух направление звука, расположенного справа, слева; источник звука барабан; способ воспроизведения детьми: показ рукой направления звука, называние того, кто стучит по барабану;

с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух при прослушивании пластинок и игры на пианино (другом музыкальном инструменте) марш и вальс, вальс и польку, исполняемые в умеренно быстром темпе; способ воспроизведения детьми, соответствующие танцевальные движения;

со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать и опознавать на слух речевой материал, относящийся:

* а) к организации занятий: нарисуй дом (самолет, рыбу и т п.), красный (желтый, синий, зеленый) карандаш (бума­га, дом, самолет, лопата и т. п.); словарь: красный, синий, желтый, зеленый, нарисуй;

б) к теме «Столовая»: дай (убери, покажи) ложку (тарелку), попроси чашку (тарелку), ешь суп (кашу, котлету, рыбу), пей компот (чай, молоко); словарь: ложка, тарелка, чашка, каша, котлета, рыба, суп, компот, чай, молоко, попроси;

в) к теме «Семья»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

* со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки (не менее 2 – 3).

 

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

 

Задачи работы данного года обучения следующие:

продолжать работу по формированию навыка устного общения;

воспроизведения слова с сохранением его звуко-слогового состава. Наиболее употребительные в речи детей слова могут произноситься в двух вариантах, точно или приближенно. По мере усвоения новых слов возможен вариант их усеченного воспроизведения;

совершенствовать навыки произнесения фраз, составленных из 2 – 4 знакомых слов;

формировать умение воспроизводить не менее 5 гласных и 12 согласных (включая усвоенные ранее).

К концу года дети должны уметь:

использовать в устной речи не менее 100 слов. Слова про­износятся слитно, в темпе, близком к естественному, с выраженным ударением, с соблюдением звукового состава на уровне произносительных возможностей ребенка;

реализовывать имеющиеся произносительные возможности во фразах типа: Тетя Валя, дай ложку. Покажи, что там? Мы пойдем гулять. Я буду рисовать. Я хочу играть. Можно взять мяч? Саша плачет. Солнышко светит Меня зовут... Мама купила туфли. Ты молодец! Я ела суп. Я слушала хорошо. Всего не менее 200 фраз. Фразы должны произноситься на одном выдохе;

употреблять в речи не менее 17 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, с, л, к, р) [3].

Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): вибратор, экран, стихи, песня (песенка), повторите). Ты слушал(а) хорошо (неважно, плохо). Включи(те) аппарат(ы), выключи(те) аппарат(ы). Говори(те), как я, играй(те), как я. Отхлопай(те) столько же, отстучи(те) столько же. Отхлопай(те) (отстучите) один (...) раз. Играйте на барабане (пианино и т. п.) столько же. Играйте на дудке (бубне и т. п.) два (...) раза. Как звучало? Покажи(те) рукой. Говорите (играйте) долго (кратко, громко, тихо, слитно, не слитно, быстро, медленно). Скажите долго (кратко, громко, тихо, слитно, не слитно, быстро, медленно). Отхлопайте ритм, отстучи(те) ритм. Покажи (те) ритм рукой. Где звучало?

Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, пианино, громко, тихо, крат­ко, долго, слитно, не слитно, быстро, медленно. Я слышу, я не слышу. Аппарат работает (не работает). Дай аппарат (микрофон, наушники). Возьми (на) аппарат (микрофон, наушники). Кто играл (стучал)? Играл (стучал) Саша (Оля и т. п.), а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.

Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): Будем заниматься (играть, считать, слушать, говорить, лепить, рисовать и т.д.). Что мы будем делать? Что мы делали? Рисуйте (лепите, прыгайте, хлопай (те). Возьми барабан (бубен, дудку и т.п.). Играй на бара­бане (дудке, бубне и т.п.). Положи(те) на место.

 

Четвертый год обучения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...