Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметно-игровая деятельность




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый год обучения

Действия с предметами и игрушками.Воспитывать у детей интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками. Поощрять стремление играть рядом, воспитывать положительное отношение к играм друг друга (играть вместе, не ссориться во время игр, не отнимать игрушки).

Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, учить класть игрушки на место, правильно пользоваться ими.

Уметь выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию воспитателю, а затем самостоятельно. Играть с сюжетными игрушками (куклами, животными, машинами и т. д.), переносить элементарные игровые действия, освоенные с одними игрушками, на другие. По подражанию воспроизводить в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые раньше дети выполняли в отдельности (одеть куклу и пойти с ней гулять, покормить куклу и положить спать и т. д.).

Уметь играть с машинами (возить, нагружать кубиками, катать матрешек, животных).

С целью подготовки к строительным играм воспитателю необходимо создавать в присутствии детей простые постройки из кубиков, обыгрывать их: выстраивать в ряд одинаковые кирпичики (дорожка), ставить кубик на кубик (дом, башня). Учить по подражанию делать из кубиков гараж, дом, ворота, стол, стул и т. д. Использовать эти постройки в несложных игровых сюжетах.

В течение года воспитателю следует проводить с детьми сезонные игры с песком, водой, снегом; учить малышей правильно пользоваться совком, лопаткой (насыпать песок в ведро и формочки, делать из сырого песка пирожки). Во время игр с водой пускать лодочку, рыбок, уточек, шарики, вылавливать их из таза сачком, купать кукол. С песком, снегом, водой играть аккуратно, не пачкать одежду.

Учить детей называть игрушки путем подбора табличек и приближенного устного проговаривания.

Дидактические игры.Формировать у детей интерес и желание самостоятельно играть с игрушками и предметами, с которыми их знакомили на занятиях.

В процессе дидактических игр обогащать сенсорно-двигательный опыт детей, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить вычленять признаки и свойства предметов и ориентироваться на них.

Способствовать развитию мелкой моторики, побуждать выполнять действия с предметами (бросать мелкие предметы в сосуд с высоким горлом, катать шарики, нанизывать их на палочку, надевать на стержень кольца).

При проведении дидактических игр учить детей:

различать предметы по величине, по подражанию воспитателю собирать пирамидку в определенной последовательности сначала из 3—4 колец, затем из 4—6, строить башни, собирать двух - трехместных матрешек;

ориентироваться на форму: подбирать крышки к коробкам и баночкам различной формы (круглые, прямоугольные, квадратные);

различать основные цвета (подбирать предметы одного цвета, раскладывать шарики, кубики по цвету);

воссоздавать изображение (разрезные картинки из 2—3 час­тей), собирать простые сборно-разборные игрушки;

соотносить предметы и их изображения (парные картинки, «Лото — малышам»);

действовать с предметами-орудиями (совок, лопаточка, веревочка, палка с крючком); давать детям игровые задания, побуждающие к использованию предметов-орудий.

Подвижная игра.Приучать детей к совместным играм. Ориентироваться в пространстве комнаты, зала, бегать, ходить, не наталкиваясь на других детей.

Побуждать к играм с мячами, каталками, тележками, автомобилями.

Учить подражать простейшим движениям некоторых животных (ходить, как мишка; прыгать, как зайка; летать, как птички и т. д.), действовать в соответствии с правилами игры.

Игры1 (1 См.: Тимофеева Е. А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1986): «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Птички летают», «Догоните меня», «Догоню», «Найди свой цвет», «Береги предмет», «Доползи до погремушки», «По мостику», «Найди флажок», «Догони мяч», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Прыгни через шнур», «Поймай мяч».

Речевой материал: будем играть, играй(те), покорми, положи, одень, спит, ест, не ломай, построй, бросай, лови, беги, прыгай, иди, кукла, мишка, зайка, матрешка, машина, мяч, птичка, лопатка, ведро, совок, быстро, хорошо.

 

Второй год обучения

 

Сюжетно-ролевая игра.Вызывать у детей интерес к игрушкам, желание играть с ними. Поощрять стремление играть рядом с товарищами в игровом уголке. Способствовать возникновению и укреплению во время игр доброжелательных отношений между детьми.

Учить правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать сюжетные игрушки (машину — катать, куклу— укачивать, из кубиков — строить и т. п.). Формировать эмоциональное, бережное отношение к кукле и к игрушкам-животным.

Производить с игрушками простые игровые действия, а затем последовательно объединять их в связные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации (кормить куклу, раздевать, укладывать ее спать, одевать куклу, сажать ее в коляску, идти с ней гулять; нагружать машину кубиками, отвозить их, выгружать, сооружать простую постройку, вновь ехать за кубиками). Из напольного строительного материала с помощью воспитателя сооружать простые постройки, применяя умения, приобретенные на занятиях по конструированию (стол, стул, дом для куклы, гараж для машины). Использовать постройки в игре, развивая вокруг них несложный сюжет (куклы живут в построенном для них доме, в гости к ним приехали на машине мишка и зайчик, куклы гуляют, они пошли в зоопарк, знакомятся со зверюшками, которые живут за загородками).

Формировать первые навыки совместной игры посредством проведения коллективных игр под руководством взрослого (игры типа «Автобус», «Праздник», «Прогулка» и т. п.). Уметь воспроизводить показанные педагогом игровые действия, соблюдать очередность при выполнении определенных действий.

Воспитывать положительное отношение к играм, порицать попытки отдельных детей нарушить игру товарища, отнять игрушку, сломать постройку и т. п. Поощрять проявление чувства взаимопомощи, совместного поочередного пользования игрушками.

Оказывать детям необходимую помощь в организации самостоятельных игр, не допускать возникновения конфликтов между детьми.

Способствовать возникновению предпосылок к сюжетно-ролевой игре путем проведения тематических прогулок, наблюдений за трудом взрослых, поведением животных, проведения инсценировок с использованием кукольного театра сказок, показа сценок из жизни детей, организации дидактических игр.

Учить обозначать словом предметы и действия с ними. Уметь выполнять игровые действия по словесной инструкции.

Дидактическая игра.Познакомить детей с разнообразными дидактическими игрушками, вызвать интерес к ним, желание играть с ними.

Развивать умение осуществлять разнообразные предметно-игровые действия с использованием дидактических игрушек (пирамидки из 4—[6 колец, башенки из 4—5 элементов): нанизывать кольца на стержень, заполняя его целиком, открывать и закрывать коробочки и баночки крышками соответствующих размеров.

В процессе дидактических игр учить детей:

ориентироваться на различные свойства предметов: форму (шар, куб), цвет («Цветные башни»), величину («Кто правильно закроет коробочки?»);

познакомить детей с расположением предметов в пространстве (внизу — наверху);

соотносить плоскостную и объемную формы, узнавать знакомые предметы в изображении («Почтовый ящик», «Чудесный мешочек»); подбирать одинаковые предметы и их изображения (парные картинки, «Лото — малышам»);

использовать в игре несложные предметы-орудия (сачок, лопаточка, палочка с крючком в играх «Поймай рыбку», «Бирюльки», «Построим забор»);

из частей создавать целый предмет (целостные изображения), использовать сборно-разборные игрушки, разрезные картинки с простой конфигурацией разреза (3—4 части).

Подвижная игра.Воспитывать навыки правильного поведения во время подвижных игр, учить ориентироваться в пространстве комнаты, двигаться, не наталкиваясь на партнеров по игре.

Формировать способность к игровым действиям в воображаемых условиях, выполнять определенные движения по условиям игры; передавать с помощью движений особенности поведения и повадки персонажей игры; действовать в игре выразительно и эмоционально, связывая характер персонажа с его движениями. Учить детей называть выполняемые действия (в соответствии со словарем второго года обучения).

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

 

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Кукла Маша (Ваня)», «Мишка» (знакомство с мишкой), «Накорми куклу», «Дом для матрешек», «Будем гулять с куклами», «Поезд».

Дидактические игры (проводятся в форме занятий): «Цветная лесенка» (нанизывание колец на стержень), «Прокати шарик» (с лотка), «Бирюльки» (бросание предметов в узкое горлышко), «Цветные башни» (подбор по цвету), «Кто правильно закроет коробочки?» (подбор по величине), «Чудесный мешочек» («Что там?»).

Подвижные игры: «Догони меня», «Догони мяч», «Бегите к флажку», «Кто первый?», «Принеси игрушку», «Прокати обруч».

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Одень куклу», «Купание куклы», «Кукла заболела», «Обед матрешек», «Праздник елки», «Кукла хочет спать».

Дидактические игры: «Посадим грибы», собирание пирамидок, собирание матрешек (трех-четырехместных), «Построй башню», «Лото — малышам», «Чудесный мешочек».

Подвижные игры: «Поезд», «Поймай мяч», «Прокати мяч», «Принеси флажок», «Птички летают».

 

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка», «Купание куклы», «Автобус», «Праздник Мая», «Поезд», «Магазин».

Дидактические игры: Складывание разрезных картинок (из 2, 3, 4 частей), «Цветная мозаика», «Магазин игрушек» (ло­то), «Бусы для кукол» (нанизывание), «Занимательная коробочка».

Подвижные игры: «Лошадки», «Самолеты», «Птички и кот», «Солнце и дождь», «Кати обруч», «Ползи через обруч», «Прыгай к флажку».

Речевой материал:см. «Примерный словарь».

 

Третий год обучения

 

Сюжетно-ролевая игра.Продолжать воспитывать интерес к игрушкам и играм, поощрять длительные занятия детей с игрушками.

Формировать умение играть рядом и друг с другом, способствовать образованию и укреплению игровых коллективов (групп). Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, приучать детей уважительно относиться к играм друг друга, формировать навыки общения в процессе совместных игр (обмениваться игрушками, оказывать необходимую помощь).

Бережно относиться к игрушкам (не бросать, не ломать, убирать на место по окончании игры).

Учить отражать в игре явления повседневной жизни, трудовые процессы, отношения между людьми (заботливое отношение матери к ребенку, вежливое обращение шофера с пассажирами).

Продолжать формировать у детей умение последовательно осуществлять в играх несколько взаимосвязанных действий (накормить куклу, раздеть ее, уложить спать; нагрузить машину кубиками, отвезти их, построить дом, поселить в нем кукол и т. п.). Использовать в сюжетных играх строительный материал, применять крупный напольный «Строитель» для создания построек (водитель привозит машину в гараж, куклы гуляют в парке, звери живут в зоопарке). Для развития игрового воображения учить использовать в играх не только игрушки, но и предметы-заместители (кубики, палочки, катушки и т. п.).

Учить детей в игре брать на себя роли близких взрослых людей и отражать эпизоды их трудовой жизни: бытовой труд в семье (мамы, папы), труд воспитателя, медсестры, шофера.

Проводить разнообразную работу по подготовке к проведению сюжетно-ролевых игр (тематические экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение, рассматривание картин).

Учить детей использовать знакомые слова и фразы во время игр, спрашивать о названиях новых предметов и явлений, общать­ся в игре друг с другом и со взрослыми с помощью речи.

Включать в игровой процесс весь речевой материал в разные типы фраз (побудительные, вопросительные, повествовательные, отрицательные).

Дидактическая игра. Продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Проводить следующие виды игр:

на узнавание, различение и соотнесение предметов по цвету («Кто быстрее соберет игрушки в свою коробку?», «Посади гриб»);

на выделение и различение формы предметов, соотнесение объемной и плоскостной формы (геометрическое лото, «На что похоже?», «Чудесный мешочек»);

на различение величин, установление относительности величин («Угадай, кто где живет?», «Кому что подойдет?»);

на формирование целостного образа предметов (разрезные картинки из серии «Игрушки», «Грибы», «Склеим посуду», «Угадай, что изменилось?»).

Использовать дидактические игры как средство подготовки к проведению сюжетно-ролевых игр в целях обогащения их содержания.

Формировать умение правильно вести себя во время коллективных дидактических игр, воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.

Подвижная игра. Продолжать воспитывать у детей умение правильно вести себя во время подвижных игр (слушать ведущего — взрослого, действовать по определенному сигналу, ориентироваться в пространстве комнаты).

Поощрять самостоятельные подвижные игры детей с использованием крупных автомобилей, каталок, лошадок, тележек и т. п.

Учить детей выделять правила игры и соблюдать их, согласовывать свои движения с условиями игры, развивать умение с помощью движений передавать характер изображаемых персонажей (походка, повадки, манеры), действовать в игре эмоционально, выразительно, двигаться ловко, пластично.

Способствовать совершенствованию физического развития детей в соответствии с задачами физического воспитания для данного года.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

Квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Купание кукол», «Стирка», «Утро куклы», «Семья», «Гости», «Детский сад», «Комната куклы», драматизация сказки «Репка»1(1 С текстами сказок, предназначенными для драматизации, дети знакомятся на занятиях по развитию речи (см. раздел «Развитие речи»).

Дидактические игры: игры с народными игрушками (вкладки, бирюльки, матрешки), «Что изменилось?», «Что у мишки в мешке?», «Поймай рыбку», «Прокати такой же шарик», «Кто скорее соберет игрушки в свою коробку?» (подбор по цвету).

Подвижные игры: «Самолеты», «Догоните меня», «Птички летают», «Поезд», «Мыши и кот», «Бегите ко мне», «Пойдем гулять», «Кати обруч», «Лиса и куры».

 

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Мама и дочка», «Кукла заболела», «День куклы», «Врач», «Праздник елки», драматизация сказки «Колобок».

Дидактические игры: печатно-настольные игры типа «Три медведя», «Магазин игрушек», «Угадай, что это?» («Чудесный мешочек»), «Оденем кукол на прогулку», «Занимательная коробочка», настольная игра «Цветные колпачки».

Подвижные игры: «Найди свой дом», «Кролики», «Птички и кот», «Лошадки», «Курица и цыплята», «Птички в гнездах», «Цветные кегли», «Найди свой цвет».

 

III квартап

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Зоопарк», «Пароход», «Шоферы», драматизация сказки «Теремок».

Дидактические игры: «Каждую фигуру на свое место», «Поставь по порядку», «Мы составляем Петрушку» (сборно-разборная игрушка), геометрическое лото; подбор парных картинок из множества: «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Подбери по величине», складывание разрезных картинок (из 4—5 частей).

Подвижные игры: «Кот и птички», «Вот лягушки», «Зай­ка, выходи», «Ударь по мячу», «Прятки», «Цветные автомобили», «Зайцы и волк».

Речевой материал: см. «Примерный словарь».

 

Четвертый год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Продолжать формировать у детей умение связывать в игре несколько действий в логической последовательности: входить в игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом игры.

Учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры, уметь находить нужные для данной игры предметы, использовать разнообразные предметы-заменители, включать в сюжет игры разнообразные постройки из крупного напольного и настольного строительного материала, используя умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Продолжать учить детей отражать в играх события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими в процессе экскурсий, наблюдений и т. п.

Воспитывать у детей навыки совместной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей. Учить продлевать сюжетно-ролевые игры за счет обогащения их новым содержанием, новыми эпизодами (игры, длящиеся несколько дней).

Учить общаться в ходе игры с помощью речи, выражать просьбы, задавать вопросы, пояснять свои действия. Выражать свое отношение к персонажам сказок-инсценировок, мотивировать это отношение («Мне нравится…, потому что…»).

Дидактическая игра. Продолжать учить детей ориентировать­ся на различные свойства предметов при выполнении игровых задач:

проводить игры, включающие прием группировки предметов по определенному признаку (по форме, по цвету, по величине) отвлекаясь от их назначения («Подбери по цвету», «Времена года», «Кому что нужно?», «В саду и в огороде»);

различать предметы по величине («Наведи порядок»), понимать относительность величин («Чье место в ряду?»);

воссоздавать целостный образ предмета при складывании кубиков с ориентацией на картинку, при складывании сборно-разборных игрушек, при выполнении различных задач в лото («Сложи дом», «Почини игрушку»);

узнавать предметы по отдельным характерным деталям («Кому что подойдет?», «Почини игрушку»);

определять изменения в расположении предметов (вверху — внизу, справа — слева, за — перед);

определять качество материала, из которого сделаны различные предметы («Назови, что тут деревянное, металлическое»); развивать у детей наблюдательность, внимание, память, любознательность («Угадай, что изменилось», «Когда это бывает?»). Продолжать использовать дидактическую игру в целях развития и обогащения содержания сюжетно-ролевых игр (настольно-печатные игры «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор»).

Подвижная игра. Продолжать использовать подвижную игру в целях формирования у детей умения действовать в условиях воображаемой игровой ситуации, вычленять основные правила игры и действовать в соответствии с ними.

Учить детей выполнять в подвижных играх различные роли (в том числе и ведущего).

Продолжать развивать у детей умения:

передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

ориентироваться в помещении, действовать по сигналу (слева— справа, сзади — спереди, внизу — наверху), находить кратчайший путь от своего места до указанного.

Воспитывать навыки коллективной игры, формировать в процессе игр положительные взаимоотношения между детьми.

Использовать подвижную игру в целях коррекции физического развития детей, совершенствования у них основных движе­ний, координации, согласованности движений, чувства равновесия.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Мама и дочка», «Магазин» (различного назначения), «Аптека», «У врача», «На почте», драматизация сказки «Теремок».

Дидактические игры: настольные игры «Не заблудись», «Кто где живет?», «Гуси-лебеди», «Вверху — внизу», «Справа — слева», «За — перед», «Конструктор» (изд-во «Малыш», 3-й вып.), счетное лото, геометрическое лото.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Пастух и стадо», «Прятки», «Мышеловка», «Быстрей по местам!».

 

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Капитаны», «Парикмахерская», игра-драматизация «Три медведя», «На стройке», «Больница», «Автобус», «Театр»,

Дидактические игры: «Назови, что тут деревянное, металлическое, стеклянное», «Кто что потерял?», «Назови, что тут синее, белое, красное», «Над — под», «Впереди — сзади», «Летающие колпачки», тематическое лото (овощи-фрукты, домашние и дикие животные и др.), «Что растет — не растет?», «Что едят — не едят?».

Подвижные игры: «Кошка и мышки», «Охотник и зайцы», «Лиса и куры», «Третий лишний», «Пятнашки», «Гуси и волк».

 

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Ателье», «На кухне», «Цирк», «В кино», «Железная дорога» (поезд), игра-драматизация «Кошкин дом».

Дидактические игры: рассыпные слова ,(из 4—5 слов), «Бывает — не бывает», «Почини машину», «Наведи порядок», настольно-печатные игры «Золотая рыбка», «В саду и в огороде», «Транспорт», разрезные картинки и кубики (из 4—12 частей), «Угадай по описанию».

Подвижные игры: «Самолеты», «Цветные автомобили», «Жмурки», «У медведя во бору», «Попади в обруч», «Паровоз и вагоны», «Медведь и пчелы», игры с мячом, в классы, со скакалками.

Речевой материал: см. «Примерный словарь».

 

Пятый год обучения

Сюжетно-ролевая игра. Продолжать формировать у детей умения:

(проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу, передавать в играх взаимоотношения между персонажами;

отображать в играх разнообразные стороны действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, события общественной жиз­ни);

действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заместители;

предварительно планировать предстоящую игру, выделять определенные правила игры;

выполнять разнообразные роли, действовать в соответствии с ролью до конца игры, оценивать умение каждого ребенка не выходить из рамок роли;

использовать для игры постройки, поощрять различные варианты построек;

формировать навыки совместной игры, развивать умение договариваться об условиях игры, о распределении ролей, использовании атрибутов.

Использовать сюжетно-ролевую игру для воспитания положи­тельных личностных качеств (посредством усвоения детьми эталонов поведения игровых персонажей).

Формировать умение пересказывать содержание игры, выражать отношение к персонажам, оценивать качество исполнения детьми тех или иных ролей.

Дидактическая игра. Продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания.

Проводить игры, содержащие следующие приемы:

группировку предметов по определенному признаку: цвет, форма, величина, функциональное назначение;

вычленение цвета как признака предмета безотносительно к его назначению, форме, величине;

выбор объемных форм по плоскостному образцу;

воссоздание целостного образа предмета.

Использовать игры, направленные на развитие мышления детей (настолько-печатные варианты игр).

Подвижная игра. Продолжать развивать у детей:

умение организовывать свое поведение, воспитывать у них выдержку, целеустремленность, находчивость;

способность воображать определенную ситуацию и действовать в ней;

умение передавать в движениях характер персонажей игры, их отличительные особенности;

умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать нужное направление;

умение действовать в игре согласованно, координировать свои действия с действиями партнеров по игре.

Учить детей действовать строго в соответствии с установленными правилами.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (стирка, уборка, приготовление еды, прием гостей и т. д.), «День рождения в семье», «Рынок», «Летчики», «Столовая», игра-драматизация «Три поросенка».

Дидактические игры: «Назови, что бывает деревянное, стеклянное, металлическое, пластмассовое», лото «Домашние и дикие животные», «Кто где живет?» (в дупле, в норе, в берлоге, в конуре), разрезные картинки (на кубиках), «Сидит — стоит — лежит — бежит».

Подвижные игры: «Третий лишний», «Горелки», «Волк во рву», «Прятки», «Городки».

II квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (гастроном, универмаг, книжный магазин), «Библиотека», «В метро» (с использованием крупного напольного «Строителя»), «Зоопарк», «Вокзал», игра-драматизация «Кот, петух и лиса».

Дидактические игры: «Что тут квадратное, прямоугольное, треугольное, круглое, овальное?», «Настольный кольцеброс», «Угадай по описанию», «Из какой сказки?», «Летает — бегает — прыгает — ползает».

Подвижные игры: «Снежки», «Взятие крепости», «Ловля обезьян», «Рыбаки и рыбка», «Пятнашки», «Передай мяч».

 

III квартал

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Ремонт обуви», «На почте», «На улице», «Поликлиника», «Фотография», игра-драматизация «Красная Шапочка».

Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Рассыпные слова», «Что тут длинное — короткое, узкое — широкое, высокое — низкое?», «Летом — осенью — зимой — весной», домино, «Конструктор».

Подвижные игры1(1Повторяются также подвижные игры, усвоенные в предыдущие годы обучения.): «Подбрось — поймай», «Удочки», «Успей убежать», «Сова», игры с обручем, мячом, скакалкой, кольцебросом.

Речевой материал: см. «Примерный словарь».

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

 

Первый год обучения

Дидактические игры. Игры должны отбираться так, чтобы подготовить детей к восприятию основного материала занятий и создать эмоциональное положительное отношение к рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания: на выделение и восприятие целостных предметов и их изображений; на создание положительного отношения к игрушкам, на запоминание: «Покатай куклу (мишку, зайку)», «Узнай игрушку», «Найди свое место», «Найди свою пару», «Что это? (складывание разрезной картинки из 2 частей), кукольный театр.

Игры, направленные на восприятие свойств предметов: «Кубик на кубик», «Бегите ко мне», «Найди свою пару», «Брось шар (кубик)» (проталкивание шаров, кубов в прорези коробки), «Чудесный мешочек» (выбор на ощупь по зрительному образцу), матрешка 2—3-местная.

Игра на развитие зрительно-двигательной координации: «Дорожки».

В процессе игр детям дают для различения шар, кубик красного, желтого, зеленого цвета, большие и маленькие предметы. Детей учат в случае затруднения пользоваться разными способами поиска (пробы, прикладывания, накладывание). Выбор одного предмета производится из 2—3 объектов.

Лепка, рисование, аппликация, конструирование. Формировать положительное эмоциональное отношение к деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию) и ее результату. Учить обыгрывать лепные поделки, постройки; радоваться яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и цветов, красивым предметам (народным игрушкам, поделкам) и изображениям. Учить ассоциировать случайно попавшиеся пересечения линий, замкнутые кривые с реальными предметами. Знакомить со свойствами материалов (бумага, глина, пластилин, краски, клей, строительный материал), необходимым для изобразительной деятельности оборудованием (карандаш, кисточка, клеенка).

Активизировать самостоятельные действия детей во всех видах изобразительной деятельности и конструирования, поощрять самостоятельное рисование, лепку, конструирование. Помогать детям в процессе самостоятельной деятельности использовать разнообразные приемы и оборудование. Привлекать детей к совместной со взрослым деятельности с ярким декоративным результатом.

Лепка. Познакомить со свойствами глины: мягкая, можно мять, рвать на куски, соединять их, можно лепить. Знакомить с правилами пользования глиной: лепить на дощечке (глина мажется), не разбрасывая глину.

Рисование. Правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер), кисточку. Сопровождать взглядом движения руки с карандашом, кистью; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять, не рвать бумагу. Проводить прямые, округлые линии, замыкать их. Аккуратно набирать краску на кисть, вести кисть по бумаге без лишнего нажима, не лохматя ворс; делать мазки (примакивания).

Аппликация. Знакомить с приемами наклеивания. Выкладывать и наклеивать элементы изображений цветной стороной вверх; намазывать клеем тыльную сторону, аккуратно набирать клей на кисть. Намазывать бумагу клеем на клеенке, пользоваться тряпочкой.

Конструирование. Учить детей пользоваться строительным материалом: накладывать элементы строителя друг на друга, располагать их рядом, делая по подражанию взрослому простые постройки из 2—3 элементов (дом, ворота, забор и др.).

 

I квартал

Лепка. Знакомство со свойствами глины: можно разорвать на много кусочков, вновь сделать один кусок. Действия по подражанию воспитателю: мять, рвать глину на части, соединять их. Использовать совместные действия воспитателя и ребенка в процессе раскатывания маленьких комочков глины (конфеты-шарики, конфеты-палочки). Выполнение тех же заданий по подражанию воспитателю с последующим обыгрыванием поделок. Наблюдать за работой воспитателя при лепке с натуры шара, мишки, зайки, куклы, птички.

Рисование. В присутствии детей рисование воспитателем с натуры кубика, кирпичика, неваляшки, мяча, куклы, красного и синего шара; рисование лепных поделок и построек, сделанных воспитателем (дом и ворота, большой и маленький дом, кукла и неваляшка). Подкладывание детьми каждого рисунка воспитателя к предмету-натуре при выборе из двух («такой», «не такой»). Рисование воспитателем красками на большом листе бумаги букета осенних листьев («красиво»). По подражанию действиям воспитателя рисование «снега», «дождика», «огоньков» (примакивание). Рассматривание народных лепных игрушек (конь, баран, барыня) — дымковских, гуцульских. Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа.

Аппликация. Знакомство с оборудованием для аппликации (клей, клеенка, кисточка, тряпочка) и правилами пользования им. Коллективное создание декоративного панно (коврика) из мелко нарезанной разноцветной бумаги (коллективное намазывание клеем большого листа бумаги и накладывание сверху нарезанной бумаги, прижимание тряпочкой).

Конструирование. Учить детей пользоваться строительным материалом: накладывание кубов друг на друга (башня), конструирование дома из двух элементов строительного материала по подражанию действиям воспитателя: дома с забором, дорожки для куклы. Обыгрывание построек: прокатить шарик в ворота, нагрузить машину кубиками, перевозить и разгружать их.

 

II квартал

Лепка. В присутствии детей лепка воспитателем снежной бабы, конфет-шариков, конфет-палочек для кукол. Лепка детьми без задания. Лепка конфет-шариков и конфет-палочек для кукол по подражанию действиям воспитателя.

Рисование. Под руководством воспитателя коллективное рисование панно («Снег идет», «Елка», «Огоньки»). Создание воспитателем панно «Праздник» с участием детей. Самостоятельное рисование без задания карандашами, фломастерами, красками. Рисование по подражанию воспитателю («Снег идет», «Огоньки»).

Аппликация. Продолжать знакомить детей с правилами наклеивания. Учить намазывать формы клеем на тыльной стороне, накладывать их на бумагу намазанной стороной (цветной стороной вверх), прижимать тряпочкой. Учить правильно располагать изображение на листе бумаги. Наклеивание в центре листа бумаги (цветной шар, дом из двух частей, снежная баба, матрешка). Выполнение воспитателем с участием детей панно «Елка».

Конструирование. Учить пользоваться строительным материалом, добиваться устойчивости конструкции. По подражанию воспитателю и с последующим обыгрыванием выполнять простые постройки: из трех элементов конструктора (куб, призма, кирпичик) — ворота, забор, гараж; из двух элементов — дом.

 

III квартал

Лепка. Лепка конфет для кукол по словесной инструкции. Лепка без задания. Лепка шара для прокатывания через ворота по подражанию. Лепка птички воспитателем в присутствии детей.

Рисование. Коллективное панно «Весна». Дети путем примакивания рисуют листики и цветы (воспитатель рисует дерево). Рисование на заготовках путем примакивания. Рисование без задания. Ассоциирование рисунков, каракулей с предметами. Учить рисовать прямые линии — дорожки к дому зайки (воспитатель рисует дом, зайку, дети фломастером рисуют дорожки).

Аппликация. Коллективное панно «Весна» (внизу зеленая трава, дерево, солнце — все делается в присутствии детей, затем они приклеивают заготовку кроны и солнца). Учить правильно располагать детали панно, аккуратно намазывать клеем и прижимать к бумаге. Коллективная аппликация «Салют».

Конструирование. Выполняются постройки по подражанию воспитателю дома (из двух элементов) с забором и воротами. Построение по подражанию воспитателю дома с дорожкой. Обыгрывание. Постройка по образцу (из трех элементов) дома, ворот с последующим обыгрыванием.

Речевой материал: делай так, рисуй, лепи, построй, наклей, положи, посмотри, возьми(те) бумагу (фломастер, краску, кисточку, глину, кубики...), покажи(те) (те же объекты), возьми (покажи) шар (зайку, дом, куклу, бабу, снег, елку), делай сам, рисуй (лепи) шар (мяч, кубик, дом, гараж, ворота, солнце, листья), а также названия.

 

Второй год обучения

Дидактические игры, направленные на:

развитие зрительного внимания; на выделение и восприятие целостных предметов и их изображений; на создание положительного эмоционального отношения к ним; на запоминание: «Покатай куклу (мишку, зайку)», «Узнай игрушку», «Найди свое место», «Найди свою пару», лото «Что изменилось?», лото с отсрочкой в выполнении действия, «Что это?» (складывание разрезной картинки), лото-вкладки, кукольный театр;

выделение свойств предметов, на группировку предметов по выделенным свойствам: «Кубик на кубик», «Что катится, что не катится?», «Бегите ко мне», «Найди свою пару (свой дом)», «Брось шар (кубик)», «Чудесный мешочек» (выбор предметов на ощупь по зрительному образцу), матрешка 3—4-местная, пирамида из 5—б колец, «Где такие?»;

развитие зрительно-двигательной координации: «Дорожки».

В процессе дидактических игр детям даются для различения и восприятия шар, кубик, брусок, яйцо разных цветов — красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного; большие и маленькие предметы. Детей учат в случае затруднений пользоваться разными способами поиска правильного выбора (пробы, прикладывание, накладывание). Выбор производится из 2—4, -в конце года — из 6 объектов.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7