Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения
Утверждено на заседании кафедры 14 апреля 2003 г.
Издательский центр Саратовского государственного социально-экономического университета
УДК1 ББК87 Ф56
Составители: д-р. филос. наук, профессор Н.И.Петров, канд. филос. наук, доцент С. В. Балабай, канд. филос. наук С.П. Гурин, канд. филос. наук, доцент И.И.Гусева, канд. филос. наук С.И. Мозжилин, к.ф.н., доц. Е.П. Спиридонова, ассистент И.Н.Буханова, ассистент А.Р. Яппаров.
Ф56 Философия: Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения / Сост. Н.И. Петров, С. В. Балабай, С. П. Гурин, И.И. Гусева, С.И. Мозжилин, Е.П. Спиридонова, И.Н. Буханова, А.Р. Яппаров. – Саратов: Издат центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2003. – 66 с.
Рекомендует к печати: учебно-методический совет СГСЭУ 22 мая 2003 года
УДК1 ББК87 ÓСГСЭУ, 2003
Философия
Редактор Т.Козлова
Компьютерная верстка И. Бухановой
Подписано в печать 28.08.03 Формат 60х84 1/16 Бумага типогр. № 2 Заказ Печать RISO Тираж 500 экз. Уч.- изд. л. 4,1 Усл. печ. л. 4,0
410000, Саратов, ул. Радищева, 89. Издат. центр. СГСЭУ В в е д е н и е Одно из центральных мест среди гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в Саратовском государственном социально-экономическом университете, занимает философия. Что такое философия? Философию можно понимать как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. В таком модусе философия предстает как деятельность, устремленная к тому, чтобы рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем отличную предметно и методически от мифологических построений. Но это лишь одна из возможных проекций понимания данного феномена.
Многомерность философии, и ее несводимость к классическим идеалам фиксируется уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то "философия" означает "любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость, отличающихся от увлечений невежд и тех кто претендует на всезнание. Возникновение философии это “великий отказ” от претензий на мудрость. Соответственно философия изначально характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям. Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?
В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Подобные дискурсы живущие в веках, и есть философия с которой вы познакомитесь в рамках изучения данной дисциплины. Однако необходимо специально отметить, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное, жгучее стремление к обретению истины, особый дух открытости, поиска, вопрошания. Это осмысление духовной паузы в прагматической и теоретической деятельности требует “труда души” особого усилия понимания. Поэтому приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. Поэтому философия - это не только и столько готовые знания и методы познания, сколько способ обращения человека к собственной глубине. Она в какой то мере позволяет увидеть разрушительность лжи по отношению к себе. Как строгий страж и индикатор истины, находящийся внутри самого человека она открывает возможности превозмочь обстоятельства, не дать ему безвольно склониться перед случайным, частным и дразнящим своей внешней привлекательностью знанием. Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности исторического субъекта, особое значение философия имеет для представителей гуманитарных наук, - социологов, экономистов, историков, правоведов и др., которые пытаются понять и выразить концептуально общественные процессы. Хорошо известно, что ошибки в научных выводах и положениях гуманитариев, принятые политиками в качестве руководства к действию, приводят порой к трагическим промахам, последствия которых буквально калечат поколения и исторические эпохи. Это весьма актуально для экономистов, которые имеют дело с деньгами и людьми. В такой ситуации конфликты неизбежны и требуется особая культура мышления и поведения. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Чтобы пройти эту школу, чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, студент должен постоянно совершать познавательные усилия, напрягать свои интеллектуальные способности. Только так он сможет вырваться из плена предрассудков обыденного здравого смысла и стать современным специалистом. Будущий экономист уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации. Данные методические указания предполагают еще один компонент никак не отражаемый в содержании - личностное усилие, в котором и открывается горизонт ответственности и свободы будущего профессионала-экономиста.
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества 1. Специфика философских проблем и философского образа мышления. 2. Предмет философии и структура философского знания. 3. Функции философии и её значение для человека и общества.
Методические указания
При изучении первой темы необходимо иметь в виду, что мудрость о любви к которой говорит этимология понятия “философия”, оказывается чрезвычайно ёмким, многомерным феноменом, интерпретация которого во многом зависит от культурно-исторического контекста, персональной позиции мыслителя, от целей, которые он перед собой ставит и от представлений о возможных и приемлемых для достижения этих целей способах (методах). Обратите внимание, на то что в истории культуры одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, другие делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности. В общем виде можно выделить обыденный, сциентистский, феноменологический, экзистенциальный подходы к определению философии. При подготовке к семинару обратите внимание на специфику каждого из вышеперечисленых подходов. Ключевой проблемой данной темы является вопрос о предмете философии. Имея в виду, что философию отличает многообразие подходов к пониманию собственного предмета, выявите и проанализируйте аргументы разных мыслителей. Поразмышляйте: можно ли говорить о наличии у философии специфического предмета исследования? Раскрывая вопрос о природе и специфике философского знания, обратите внимание на характерные черты философии: -философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос “что это?”; -философия существует, прежде всего, как теоретическое знание, т.е. рассмотрение различных проблем происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата. -специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление; - философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории. Переходя к вопросу о структуре философского знания, обратите внимание, на иерархичную взаимосвязь следующих учений: - онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания, так как занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;
- гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется, что человек может познать и каким образом он может это сделать; - антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного; - аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном. - социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития. Раскрыть значение философии для человека и общества, возможно проанализировав функции, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.
Библиографический список Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996. Козин Н.Г. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Саратов, 1996. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990, 1992. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1993. Хайдеггер М. Что это такое философия?// Время и бытие. М., 1993.
Контрольные вопросы 1. Уступает ли философия науке в рациональности, а искусству в образности? 2. Сравните обыденное и философское. 3. Философия и философствование. 4. Что включает в себя философский тезаурус? 5. Обладает ли философия практической значимостью в современном мире?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|