Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Учение об обществе




(социальная философия)

Занятие1

1. Понятие общества. Природа социального и теории его происхождения. Специфика социального познания.

2. Философия о взаимосвязи духовности и нормативности в обществе. Нравственность и ее регулятивная функция.

3. Труд как социально-философская категория. Специфика и динамика общественных отношений в сфере производства материальных и духовных благ.

Методические указания

Социальная философия это раздел фило­софии, определенным образом описывающий качест­венное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, ло­гику социальных процессов. Доминантной характерис­тикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм обществен­ной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действи­тельности.

На данном занятии рассматривается общество (социальность, социальное) в широком смысле как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Первый вопрос направлен на формирование четких представлений о сущностных чертах человеческого общества, о его качественном отличии от зоологического сообщества (стада, стаи, прайда и т.д.). Вопрос ориентирует на изучение теорий описывающих качест­венное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, ло­гику социальных процессов.

Второй вопрос логически развивает и закрепляет знания полученные при изучении первого вопроса, ибо доминантной характерис­тикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм обществен­ной жизни. В этой связи следует помнить, что нравственная норма отличается от зоологических стереотипов поведения апелляцией к идеалу, а рождение идеалов происходит только в духовной форме. Поэтому раскрытие проблемы природы и происхождения социального невозможно без анализа нравственной формы регулирования взаимоотношений в человеческом обществе: ее природы, происхождения и сущности.

Третий вопрос также связан с двумя первыми, так как трудовая деятельность качественно отличается от любой формы деятельности животных, являясь деятельностью осознанной, а способность к осознанию того, что происходит имеют только существа, преломляющие энергию инстинктов через цензуру идеала – Я, т.е. личности. Поэтому вопрос ориентирует на философскую дискуссию по поводу происхождения, природы и сущности труда в контексте факторов обусловивших возникновение личности. В этой связи дискутируется вопрос: явилось ли обретение духа следствием труда, или, обретя дух, человек стал трудиться? Только человек-личность делит мир на две части – природу и культуру, ибо сама личность заключает в себе эти две части. В этой связи актуально рассмотреть специфику труда как феномена социального бытия в свете теории культурных ценностей, так как сам труд является ценностью культуры (Г.Риккерт). Подготавливая вопрос необходимо ознакомиться с дискуссиями по поводу сущности производства материальных и духовных между представителями марксизма, позитивизма, экзистенциализма и других философских направлений. Особое внимание следует уделить изучению диалектики производительных сил и производственных отношений, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Библиографический список

АдорноТ. К логике социальных наук//Вопросы философии. 1992. №10.

Андреев И.Л. Можно ли жениться на внучке (антрпонимические парадоксы африканского менталитета) // Вопросы философии. 2001. № 10.

Андреев И.Л. Тамтам связывает посвященных (тайные ритуальные общества Африки как продукт эволюции гендерных отношений) // Вопросы философии. 2000. № 6.

Бубер М. Проблема человека. М., 1993.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Трагедия философии. М., 1993.

Гараджа В. И. Социология религии. М., 1994.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Кантор К.М. Три духовные потенции // Вопросы философии. 2002. № 12.

Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

Мозжилин С.И. Обретение Я и возникновение ранних форм социальности. Саратов, 2002.

Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

 

Занятие 2

1. Философия о смысле, целях и судьбах истории.

2. Формационный и цивилизациоинный подходы в исследовании человеческой истории. Соотношение понятий "цивилизация" и "культура".

3. Футурологические концепции. Теории " постиндустреального общества".

Методические указания

На данном занятии изучается все разнообразие философской мысли в решении вопросов философии истории: как возможна история вообще? От чего и от кого она зависит? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самом историческом событии или он – следствие нашей его интерпретации? Имеет ли история направление? Как возможно историческое событие?

Первый вопрос ориентирует на исследование проблемы направленности мирового исторического процесса. Подготавливая вопрос, необходимо ознакомиться с идеями историзма и неоэволюционизма. Рассматривается логика истории и ее смысл, вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Христианские образы истории от Августина до Гегеля. Материалистическое понимание истории в современную эпоху (школа анналов, Ф. Бродель, М. Фуко, микрофизика власти).

Во втором вопросе рассматриваются методологические подходы к анализу развития общества. Приступая к изучению вопроса, следует помнить, что только на основании объективных критериев может быть осуществлена типологизация различных обществ. К.Маркс и Ф.Энгельс обнаружили общие, повторяющиеся в экономическом базисе многих стран черты, связанные со способом производства, что и позволило отнести эти страны к единому общественному типу, который К.Маркс назвал общественно-экономической формацией. В этой связи знание формационного подхода немыслимо без анализа экономических базисов пяти конкретно-исторических общественных типов: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Изучение цивилизационного подхода к человеческой истории ориентирует на анализ духовных факторов общественного развития. В центре внимания – культура как живой организм. На занятии рассматриваются: теория локальных культур О.Шпенглера, погибших и пяти современных параллельных цивилизаций А.Тойнби, также историческая концепция К.Ясперса, ключевым понятием которой является "осевое время" и теория культурных ценностей П.Сорокина. Изучая вопрос, следует ознакомиться с определениями понятий "культура" и "цивилизация", с придаваемым им смыслам вышеуказанными философами. Дискутируется проблема линейности и цикличности исторического процесса.

Третий вопрос направлен на изучение философских учений о будущем человечества, о грядущей "глобальной катастрофе" (А.Уоскоу), о необходимости перехода к "новой цивилизации". Дискутируется теория "постиндустреального общества" (Д.Белл, Р.Арон, Б.де Жувенель, А.Тофлер, А.Турен, Р.Дарендорф). Рассматривается принцип независимости в "постиндустриальном обществе" сфер: экономики, политики и культуры (Д.Белл) и теория компьютерной революции (А.Тофлер). Следует также знать пять основных характеристик "постиндустриального общества".

Библиографический список

Арон Р. История и диалектика насилия. М., 1990.

Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

Бузгалин А.В. "Постиндустриальное общество" – тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2002. № 5.

Вебер М. Избр. Произведения. М., 1990.

Гайденко П. П. Давыдов Ю. Л. История и рациональность. М., 1991.

Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6.

Губин В. Д. Русская культура и феномен насилия// Вопросы философии. 1995. №5.

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. №4.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Ортега-и-Гассет X. История как система (предисловие к публикации Д. Яковлевой) // Вопросы философии. 1996. № 6.

Подорога В. А. Феномен власти // Философские науки. 1993. № 1-3.

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории.

Урланис Б. Ц. Глобальные проблемы народонаселения // Вопросы философии. 1979. №10.

Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине. Работы разных лет. М., 1996.

Хайдеггер М. Вопрос о технике //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Шлегель К. Новый порядок и насилие // Вопросы философии. 1995. №5.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите известные вам теоретические модели общества.

2. Охарактеризуйте структуру жизненного опыта человека.

3. Перечислите основные проблемы взаимосвязи природы и общества.

4. Назовите идеи географического детерминизма и геополитики.

5. Как связаны натурализм и бихевиоризм?

6. Как изменилась историко-материалистическая модель социальной реальности от Маркса до Фуко?

7. Всеобщий труд по К. Марксу и возможность преодоления времени.

8. Гражданское общество и государство.

9. Современные бюрократические системы.

10. Соборность и общественность в русской социально-философской традиции.

11. Как характеризуется феноменологическая модель социальной реальности. Феноменологическая социология (А. Шютц).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...