Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17. Философские проблемы науки и техники




Занятие 1

1. Наука как вид духовного производства. Ее отличие от других видов деятельности.

2. Уровни, формы, методы научного познания.

3. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

Методические указания

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что наука – многообразное явление, являющееся способом познания мира, социальным институтом, формой общественного сознания, а также творческой деятельностью. Науке присущи специфические черты: универсальность, фрагментарность, незавершенность, преемственность, общезначимость, рациональность, достоверность.

От других сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков. Так от искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теории. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и зависят от интересов определенных слоев общества. От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают на вопрос «как?», «каким образом?», а не на вопрос «почему?». Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера. В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов природы, допускающих эмпирическую проверку. Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Во втором вопросе рассматривается процесс приобретения научного знания, включающего два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются по предмету, средствам и результатам исследования. Эмпирический и теоретический уровни научного познания отличаются от чувственного и рационального уровней любого познания. Важно отметить неразрывную взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Особую роль в формировании теоретических конструкций играет интуиция. Творческая интуиция – такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воззрений в данный момент знанию.

Формами организации научного знания являются научный факт, проблема, закон, понятие, теория, концепция, парадигма (Т.Кун), научно-исследовательская программа (И.Лакатос), научная картина мира.

Целью рассмотрения третьего вопроса является выяснение понятий «научные революции» и «научная рациональность». При этом следует обратить внимание на разное содержание термина «научнае революция». Самая радикальная его интерпретация заключается в признании одной-единственной научной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается, собственно, наука. Другое понимание научной революции сводит ее к ускоренной эволюции. При этом любая научная теория может быть лишь модифицирована, но не опровергнута. Самая экстравагантная точка зрения на природу и характер научных революций разработана К.Поппером. Ее называют «теорией перманентной революции».

Научная рациональность – понятие классической рационалистической философии, выражающее способность мышления создавать новый мир идеальных объектов и превращать его в специальный предмет деятельности. Научная рациональность полагает предел свободе интерпретаций мира, соотнося познание только с логико-методологическими нормами и эмансипируя познавательный акт от любых ценностных ориентаций сознания. В завершении данного вопроса необходимо выделить типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Классический тип научной рациональности абсолютизирует тождество мышления и бытия. Неклассический тип научной рациональности учитывает влияние на содержание знаний об объекте исследовательских средств и процедур. Постнеклассический тип научной рациональности признает принципиальную неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок как сознательных, так и бессознательных, а также несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром.

 

Занятие 2

1. Наука и техника: общее и различное.

2. Закономерности развития техники. Научно-техническая революция и ее особенности.

3. Философия техники.

Методические указания

Обсуждению проблем философии техники посвящено второе занятие темы. Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство. В первом вопросе уясняется то, что термин «техника» используется в основном в двух смыслах: 1) как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности; 2) как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности.

Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций – наука играет определяющую роль.

- наука – это производство знаний, а техника – применение полученных знаний;

- наука и техника независимые самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем;

- ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники.

Взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе от первенства техники к первенству науки.

Во втором вопросе рассматриваются закономерности развития техники. В основе развития технических средств лежат:

- принцип функционального моделирования;

- принцип дополнительности: техника дополняет и компенсирует незавершенность человеческих органов как орудий воздействия на природу; человек без технических средств во многом бесполезен, но техника, орудия труда без человека мертвы, человек и техника образуют единую систему.

История техники имеет три этапа: 1) преобладания ручных орудий труда; 2) преобладания механических устройств; 3) преобладание автоматизированных устройств.

Уровень развития техники определяет:

- производительность труда в обществе;

- образ жизни людей в обществе;

- оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.

В середине 40-х гг. ХХ века наука превращается в непосредственную силу общества, в ведущую сферу развития общества (НТР). Главные научно-технические направления НТР:

- комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством;

- открытие и использование новых видов энергии;

- создание и применение новых конструкционных материалов;

- биотехнология;

- информатизация.

Знания и информация становятся основным ресурсом современного производства.

Четвертый вопрос посвящен философии техники, изучающей:

- природу и сущность техники и ее значение для судеб человеческой культуры;

- проводит оценку технических проектов, прогнозы развития техники и инженерного образования.

Философия техники – это широкая рефлексия над техникой, включающая не только философские, но и методологические, аксиологические, символические, проектные формы анализа.

Техника – это не просто орудия, машины, механизмы, сооружения (некая субстанция), а, прежде всего, предстает как глубинный и глобальный аспект человеческой деятельности и культуры. Изучение техники предполагает признание неблагополучия, кризис культуры, требование понять технику как момент этого неблагополучия. Техника является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями.

В философию ХХ века проникают принципиально новые подходы к понимания феномена техники. В первую очередь, это интерпретация техники М. Хайдеггером. Техника для Хайдеггера это особое отношение захвата по-ставления бытия и поэтому он применяет по отношению к ней термин «пос-тав». Человек захвачен сущностью техники. Он отвечает на вызов техники, который предопределен и нацеливает человека на по-ставление действительного как состоящего в наличии. Действительность при этом репрезентируется как состоящий в наличии материал. Человек втянут в постав, и избежать этой захваченности невозможно. Отрицание техники (и постава как ее сущности) или желание овладеть техникой бесплодны, ибо сами входят в орбиту технического. В сфере постава мы сталкиваемся с «превращением» существа человека. Человек настолько втянут в постав, что уже не воспринимает его как выход. «Захваченный» он уже не может встретить среди представленного самого себя. Таким образом, техника по Хайдеггеру это средство планетарного господства и самопотери человека.

 

Библиографический список

Дилигенский Г. Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. №3.

Каменский З. А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса//Вопросы философии. 1995. №2.

Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.

Кузнецова Т. В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 6.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии. 1996. №11.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ// Вопросы философии. 1995. №4.

Мильдон В. И. Природа и культура (опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. № 12.

Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.

Петров Ю. А. Что такое философия науки// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995. №3.

ПопперК. Логика научного знания. М., 1983.

Рашковский Е. Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст//Вопросы философии. 1996. №2.

Сачков Ю. В. Полифункциональность науки //Вопросы философии. 1995. № 11.

Фролов И. Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 7.

Эддингтон А. С. Селективный субъективизм // Вопросы философии.

1997. № 9.

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте этапы и уровни научного познания?

2. Каково значение эвристических методов исследования?

3. Перечислите формы научного познания?

4. Как соотносятся научный факт, проблема, гипотеза, теория?

5. Что такое «парадигма»?

6. Как соотносятся понятия «перспектива», «точка зрения», «картина мира»?

7. В чем суть научно технического прогресса?

8. Как связаны наука и техника?

9. В чем причины кризиса традиционной инженерии?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...