Понятие и особенности рынка труда
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Модернизация как процесс общественного развития предполагает не только инновационное изменение техники и технологий, но и одновременное изменение социальной структуры и институтов российского общества, структуры народного хозяйства. При этом результаты таких перемен должны быть понятными и приемлемыми для подавляющей части населения. Рассмотрение модернизации как единства социальных и технологических процессов исключает возможность игнорирования проблем занятости и рынка труда. Позитивные сдвиги в отечественной экономике станут реальностью, когда инновации в технике, технологии будут приняты обществом и возникнут социальные группы, в ней заинтересованные, то есть сформируется общественный запрос на модернизацию, чего, к сожалению, пока нет. При сохранении существующего положения трудовая сфера в перспективе будет выступать все большим ограничителем возможностей социально-экономического развития на инновационной основе. Несоответствие российского рынка труда и сложившихся трудовых отношений требованиям современных реалий (перехода к постиндустриальному обществу) не позволяет "запуститься" механизму саморазвития экономики инноваций. Многолетняя недооценка роли социально-трудовой сферы, складывающихся здесь институтов, механизмов их взаимодействия сегодня становится серьезным препятствием на пути осуществления проекта инновационного развития. Поэтому преобразование рынка труда, отношений занятости, механизмов регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с потребностями инновационного развития экономики и модернизации страны является остро необходимым.
В научной среде сформировалось понимание того, что человеческий потенциал, условия для его максимально полной реализации наряду с другими невещественными ресурсами становятся не только основными факторами изменений в технике, технологиях, но и залогом динамичного общественного развития в условиях начавшейся интеграции нашей страны в мировую экономику. Однако при принятии управленческих решений социально-трудовым отношениям отводится второстепенная роль. Базовые гуманистические принципы, которые формировались в Европе на протяжение веков, в России зачастую воспринимаются как пропагандистские лозунги. Выдвижение человека в центр воспроизводственного процесса в отечественной практике не связывается с экономической необходимостью. Между тем это именно так. Динамичное развитие не представляется возможным без переориентации государственной бюджетной, налоговой, инвестиционной политики в пользу развития отраслей, "работающих" на человека. Речь идет о широкой системе мер, направленных на укрепление демократических институтов государства, преодоление тенденции к сокращению численности, ухудшению физического, духовного и профессионального потенциала населения. Все это делает актуальной задачу выработки качественно новой политики государства на рынке труда, кардинальным образом меняет роль государства в управлении его развитием. Актуальность темы курсовой работы объясняется высокой практической значимостью ее применения в условиях модернизации российской экономики. Следует отметить, что тема достаточно хорошо освещена в имеющейся экономической литературе. Объект исследования - рынок труда и занятость населения в РФ. Цель курсовой работы заключается в исследовании рынка труда и занятости населения в современной России. Задачи в ходе написания работы, состоят в следующем:
· дать понятие рынка труда и назвать особенности рынка труда; · провести анализ рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; · охарактеризовать категории и виды занятости; · рассмотреть проблемы и оценки структуры российской занятости; · проанализировать проблемы государственного вмешательства в регулирование социально-трудовых отношений и рынка труда в условиях российской экономики; · осветить направления политики занятости в современных условиях; В ходе выполнения работы были использованы научные труды ученых-экономистов, публикации в сборниках и журналах. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка используемой литературы.
Теоретические аспекты рынка труда и занятости населения Понятие и особенности рынка труда
Рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату. На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают, с одной стороны, предприниматели - крупные монополии, средние и мелкие бизнесмены, государство, а с другой - отдельные работники или их ассоциации (профсоюзы). Складывающиеся на рынке труда цены представляют собой ставки заработной платы, являющиеся денежной формой стоимости рабочей силы. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудоспособными гражданами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда занимает центральное положение в структуре рыночного хозяйства, выступает своего рода основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически немыслимо оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики. В макроэкономике различают национальный и мировой рынки труда. Первый действует в экономике страны в целом, второй - в мирохозяйственных масштабах и существует в форме международной трудовой миграции.
Рынок труда, являясь одним из ведущих компонентов общеэкономического рыночного механизма, выполняет специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения. Рынок труда по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами рынка труда являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате. Динамика рынка труда характеризуется многими особенностями, основными из которых являются следующие. . В отличие от других факторов производства производительность труда наемных работников может значительно изменяться в зависимости от того, насколько оптимально организован процесс труда, а также от уровня личной заинтересованности работников в работе. . Работа, как правило, производится коллективами работников, которые независимо друг от друга определяют для них нормы выработки. . На рынке труда встречаются собственник средств производства и собственник рабочей силы, между которыми идет торг относительно купли не самого владельца рабочей силы, а конкретного вида труда, а также условий и продолжительности использования работника. . Характерной чертой рынка труда является постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. . На рынке труда происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места. В этой борьбе побеждает тот, кто может обеспечить своим трудом собственнику капитала больше прибыли. Динамика рынка труда зависит от соотношения двух его элементов: · рыночного спроса на рабочую силу; · рыночного предложения рабочей силы. Первый элемент рынка труда представляет собой сумму объемов спроса на ресурсы труда всей экономики страны при любой цене на эти ресурсы.
Второй элемент рынка труда представляет собой сумму объемов предложения ресурсов труда всей численности работников в стране при каждой возможной цене на них. Факторами рыночного спроса на рабочую силу и, следовательно, на ресурсы труда являются: а) величина спроса на товары и услуги, производимые работниками, ибо спрос на любой ресурс, в том числе и на ресурсы труда, произволен от спроса на блага, выпускаемые ими; б) уровень цен на ресурсы труда, т. е. уровень заработной платы; в) степень заменяемости капитала трудом в процессе производства; г) фаза экономического цикла: в фазе подъема спрос на трудовые услуги растет, в фазе спада - сокращается; д) сложившаяся экономическая конъюнктура, увеличивающая или сокращающая спрос на трудовые услуги; е) научно-технический прогресс, который, с одной стороны, создает предпосылки для высвобождения части работников или предъявляет к ним новые требования (по их структуре и качеству), что сопровождается сокращением занятости, а с другой - вызывает спрос на работников новых профессий и специальностей; ж) ситуация, при которой объединения работодателей действуют как монопсонии при покупке трудовых услуг, ограничивая спрос на них для снижения ставок заработной платы. Факторами, влияющими на рост предложения трудовых услуг, являются: а) демографические факторы (рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастная структура), предопределяющие численность населения; б) уровень экономической активности различных демографических и этнических групп трудовых ресурсов. Вовлечение женщин в оказание трудовых услуг значительно увеличило предложение рабочей силы на рынке труда; в) пенсионный возраст: более ранний выход на пенсию сокращает объемы предложения трудовых ресурсов, и, наоборот, более поздний выход на пенсию увеличивает объемы предложения трудовых услуг; г) иммиграция трудоспособного населения. д) мобильность в смене рода занятий, зависящая как от уровня профессионально-квалификационной подготовки работников, так и от возможности их переподготовки; е) продолжительность рабочего дня, от которой зависит стремление к сверхурочной работе; ж) действия профсоюзов как монопольных продавцов трудовых услуг, нацеленные на ограничение предложения с целью повышения ставок заработной платы; з) возможность других источников получения дохода, кроме заработной платы, что ведет к сокращению предложения труда; и) приемлемость условий труда при выборе места работы.
Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками:
множеством продавцов и покупателей рабочей силы одинаковой квалификации; ни один из продавцов и покупателей не могут влиять на цену труда; цена труда (ставка зарплаты) формируется рынком. Равновесная ставка заработной платы на конкурентном рынке складывается как результат взаимодействия спроса и предложения рабочей силы и выплачивается всеми фирмами. Для отдельной фирмы ставка заработной платы - заданная величина, поэтому предложение труда для нее абсолютно эластично. Любое количество труда нанимается по одной и той же цене. На конкурентном рынке фирма выбирает лишь количество нанимаемого труда, исходя из правила MRP=MRC, или MRP=W, так как для совершенного конкурента MRC = W. Для фирмы ставка зарплаты W, то дополнительные затраты на ресурс - труд MRC. Типы рынков труда несовершенной конкуренции . Монополистическая конкуренция. . Олигополия. . Монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью. Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Значит, сокращая количество продаваемого товара она может влиять на цену своей продукции. Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия, проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Еще один основной тип несовершенной конкуренции - монополистическая конкуренция. Монополистической конкуренции свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар. В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода. Следующий основной тип несовершенной конкуренции - это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной. Если дифференциация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников. Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком. В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде. В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. Олигопсония - тип рыночной структуры, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|