Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы государственного регулирования социально-трудовых отношений и рынка труда в современной России




 

Нерешенные проблемы на отечественном рынке труда и в социально-трудовых отношениях не только затрудняют формирование инновационной экономики, но и ставят под вопрос успешную реализацию социальной политики. Поэтому вмешательство государства в эти процессы не просто целесообразно, но и необходимо. Вся система занятости населения и рынок труда должны работать на повышение эффективности общественного производства. Этим определяется необходимость обозначить среди целей регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений достижение высокой эффективности всей сферы труда.

Задача совсем непростая, поскольку переход на новый общественный и технологический уровень развития чреват усилением нестабильности положения значительных групп населения, в том числе в сфере занятости. В такой ситуации усиливаются социальные и экономические риски.

Во-первых, структурные реформы, нацеленные на рост эффективности общественного производства, будут сопровождаться избавлением от технически и морально устаревших рабочих мест, на которых ныне трудится большое количество работников с низким уровнем квалификации. Реальным станет ухудшение их положения, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, пока они не освоят новые профессии.

Во-вторых, техническое отставание России от развитых стран столь значительно, что для его преодоления потребуется мобилизация огромных финансовых ресурсов при одновременном "развязывании рук" бизнесу, ослаблении налогового давления на него, создании стимулов для резкого повышения инвестиционной активности. В этих условиях достаточно проблематичным становится осуществление социальной политики в прежних масштабах и формах.

В-третьих, структурные преобразования угрожают стабильности положения значительной части занятого населения, которое в силу многих причин может оказаться недостаточно конкурентоспособным в условиях модернизированного рынка труда.

В-четвертых, за предшествующие годы, к сожалению, во многом исчерпан запас доверия к реформам и реформаторам. Необходима серьезная информационная и пропагандистская работа по объяснению целей, задач, путей адаптации людей к возможной нестабильной ситуации на рынке труда, освоение новых форм работы службами занятости.

В-пятых, поскольку российское общество весьма неоднородно по составу, а культурно-исторические и социально-экономические условия, складывающиеся в регионах, сильно различаются, надо иметь в виду, что интересы людей (еще зачастую не до конца сформировавшиеся) не просто неодинаковы, но во многом противоположны.

Масштабы и серьезность рисков требуют повышения роли государства в регулировании занятости и социально-трудовых отношений в период предстоящих трансформаций. Первостепенной задачей государства в этих условиях становятся стимулирование структурных реформ, а также идентификация и максимальное демпфирование социальных рисков, возникающих в связи с проводимыми преобразованиями.

Возможны ли модернизация и структурная перестройка без вмешательства государства в этот процесс? На наш взгляд, надежды на то, что рынок сам отрегулирует все пропорции народного хозяйства при помощи лишь финансовых мер на уровне макроэкономики, - это заблуждение, особенно в эпоху глобализации мирового хозяйства и необходимости осуществления "догоняющего" сценария развития. Другое дело, что инструменты государственного регулирования должны носить рыночный характер. В противном случае мы рискуем в очередной раз лишить экономику страны внутренних механизмов инновационного саморазвития, которые необходимо срочно активизировать с помощью мер государственной политики.

Усиление роли государства на современном этапе наблюдается повсеместно. Перед развитыми странами стоят во многом аналогичные задачи, поскольку мир переживает серьезные трансформации, связанные с появлением на мировой арене новых "игроков" и формированием в этой связи новой конфигурации мирового разделения труда.

Обостряющаяся в условиях глобализации международная конкуренция многократно повышает значение государственной политики, в том числе и на рынке труда. В связи с изменением характера экономического роста происходит сокращение доли индустриального труда и соответствующего ему "унифицированного" работника. Растут требования к образованию и профессиональной подготовке занятых; а увеличение элементов творчества в трудовом процессе требует новой мотивации труда и социализации трудовых отношений.

Повышение качества рабочей силы предполагает усиление роли государства в совершенствовании систем образования и здравоохранения. Интенсифицирующийся процесс перераспределения работников между отраслями и сферами деятельности, формирование институциональной структуры рынка труда - также компетенция государства. Не потеряла актуальности и задача поддержания системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, позволяющего добиваться согласования интересов сторон и в целом принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

Вопросы регулирования занятости в нашей стране до сих пор не попали в фокус государственного вмешательства. В силу особенностей развития российского рынка труда в первые, да и в последующие годы рыночных реформ (отсутствие массовых высвобождений и стихийное перераспределение рабочей силы между отраслями экономики и сферами деятельности) основные усилия государства были сосредоточены прежде всего на содействии трудоустройству наименее конкурентоспособных претендентов на рабочие места и лиц с ограниченными возможностями посредством: квотирования рабочих мест; субсидий и налоговых льгот работодателям, предоставляющим рабочие и ученические места для инвалидов и молодежи, а также для работников, подлежащих увольнению; организации общественных работ и временной (сезонной) занятости. Политика государства на рынке труда носила (и носит) пассивный характер.

В целом адаптация рынка труда к условиям экономических реформ шла в двух направлениях. С одной стороны, происходило значительное по масштабам и стихийное по характеру изменение структуры занятости за счет, во-первых, возникновения новых рыночных сфер приложения труда и, во-вторых, благодаря росту занятости в экспортоориентированных отраслях экономики (добыча углеводородов и полезных ископаемых, металлургия, химическая промышленность, лесное хозяйство). С другой стороны, происходило снижение зарплат и фактического времени работы при сохранении достаточно высокого уровня занятости и низкой безработицы. Все это способствовало консервации неэффективной занятости и препятствовало структурной перестройке в хозяйстве страны. В итоге были законсервированы отсталые пропорции занятости и трудовые отношения, которые явно не соответствуют принципам инновационной экономики.

В новых экономических условиях ведущая роль должна отводиться отраслям, работающим на повышение качественных характеристик занятого населения, а именно образованию, здравоохранению и социальной сфере, а также науке и научному обслуживанию, которые обеспечивают инновационный характер экономического роста. Однако пока основные категории занятых в них работников отстают по уровню оплаты от средних показателей, что никак не способствует аккумулированию в названных отраслях высокообразованных и профессиональных кадров. Характерно, что в таком же направлении на рынок труда влияют некоторые институциональные элементы функционирования рынка труда, налоговая и тарифная политика. В большинстве принимаемых решений совершенно не просматривается понимание того, что необходимым условием (средством) развития является качество человеческого потенциала.

Конкретные показатели, характеризующие изменения экономической и социальной эффективности занятости на макроуровне, могут быть сгруппированы по нескольким разделам: сдвиги в отраслевой и профессионально-квалификационной структурах занятости, оплата труда, образование и профессиональная подготовка, охрана труда, стабильность занятости, социальная защита безработных, производительность труда, распространенность коллективно-договорных механизмов регулирования социально-трудовых отношений, обеспечиваемый коллективными договорами и соглашениями уровень трудовых стандартов.

Условием формирования структуры инновационного типа становится перелив рабочей силы из индустриального сектора в сектор информационных и социальных услуг, совершенствование образовательной и квалификационной структуры занятых, интеллектуализация профессионального состава. Результаты должны рассматриваться и оцениваться с точки зрения их содействия решению двух задач: формированию более рациональной, а потому и более эффективной профессиональной структуры занятых, и обеспечению сбалансированности спроса на рабочую силу и предложения.

Структура занятых по видам профессиональной деятельности должна демонстрировать динамику активной трансформации в сторону стандартов, раскрывающих инновационную активность человеческого капитала через увеличение доли работающих в сфере науки, информационного обслуживания, высоких технологий и т.п. Так, в странах, имеющих наиболее высокий уровень социально-экономического развития и занятость инновационного типа, сложились следующие структурные параметры: не менее 2/3 занятых в третичном секторе; более 25% работников с третичным образованием; количество лет обучения - не менее 14; 35-40% в профессионально-квалификационной структуре составляют руководители и специалисты высшего уровня квалификации; не менее пяти исследователей на 1 тыс. занятых и др.

Осуществление структурных преобразований предполагает прежде всего перемены в тарифной, налоговой, амортизационной политике. Изменение политики в области оплаты туда (особенно в условиях, когда структурная перестройка экономики должна быть проведена в достаточно сжатые сроки) является фактором, способным ускорить или замедлить структурные преобразования.

Очевидно, проблема оплаты труда является одной из актуальнейших для нашей страны. Дешевый труд, несомненно, способствует консервации отсталой структуры экономики; использование "дешевой" рабочей силы тормозит внедрение инновационных технологий.

Возможность стимулирования экономического роста через повышение уровня оплаты труда и, следовательно, потребительского спроса доказана практикой макроэкономического регулирования развитых стран. Конечно, нужно не простое повышение заработной платы, а гибкое применение различных форм и систем оплаты труда в сочетании с улучшениями в организации труда и производства.

Повышение эффективности занятости предполагает адекватное запросам инновационной экономики качество профессиональной подготовки рабочей силы, что становится ключевым моментом роста конкурентоспособности в современном мире. Это относится к конкурентоспособности как отдельных предприятий и фирм, так и целых государств.

Многие исследователи обращают внимание на серьезные проблемы, существующие на отечественном рынке образовательных услуг. С одной стороны, качество современного российского профессионального образования все сильнее отстает от потребностей современной инновационной экономики. С другой - российская экономика не сформировала устойчивого спроса на квалифицированную высокообразованную рабочую силу. Более того, высокий уровень образования и профессиональной подготовки не гарантирует человеку ни высокого общественного статуса, ни соответствующего дохода, что девальвирует ценность качественного образования.

Важной характеристикой занятости является состояние охраны труда и условий, в которых люди работают, а если смотреть шире - состояние здоровья населения. По средней продолжительности жизни Россия находится на уровне слаборазвитых стран. В настоящее время она составляет 65,9 лет. Это на 13-15 лет ниже, чем в большинстве европейских стран. Чрезвычайно высок уровень смертности населения в трудоспособных возрастах, в 2-4 раза превышающий соответствующие показатели в большинстве стран Западной Европы [16, с. 13-15].

Это приводит к значительным преждевременным потерям ресурсов труда и служит специфическим ограничителем экономического роста. Между тем экономический рост на основе интенсификации требует улучшения состояния здоровья людей, то есть формирования трудового потенциала способного эффективно трудиться и выдерживать повышенные нагрузки. В сфере охраны труда чрезвычайно важно активнее разрабатывать и внедрять "превентивный" подход в борьбе с рисками.

Предстоящие структурные преобразования вряд ли возможны при сохранении низких показателей безработицы. Высвобождаемые с неэффективных производств работники уже не будут обладать высокими качественными характеристиками (возраст, уровень образования и профессиональной подготовки), как это было в начале реформ. Скорее всего, это будут как раз наименее конкурентоспособные группы работников.

И поскольку многим из них предстоит трудиться на инновационных предприятиях, необходимы принципиально иные механизмы адаптации рынка труда к предстоящим переменам - более мобильные системы профессиональной переподготовки, создание реального рынка жилья, облегчение переезда на новое место жительства и т.д. В этих условиях важнейшим показателем, характеризующим эффективность работы служб занятости, станет скорее не уровень безработицы, а ее продолжительность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...