Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления политики занятости




 

Задачи политики занятости в самом общем плане состоят в том, чтобы обеспечивать условия для устойчивого экономического роста и гарантировать, что результаты этого роста послужат интересам развития каждого человека. Политику занятости следует понимать как комплексное воздействие на социально-трудовую сферу с целью развития трудового потенциала и адекватных ему социально-трудовых отношений и механизмов их регулирования с тем, чтобы обеспечивать на этой основе баланс спроса и предложения на рынке труда.

Рынок труда охватывает сферу отношений работодателей, предъявляющих спрос на рабочую силу, и работников, которые ее предлагают, во всем многообразии количественных и качественных соотношений и параметров по народному хозяйству в целом, а не только в отношении ищущих работу и свободных вакансий.

С учетом этого политику занятости необходимо понимать максимально широко - как обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда с учетом потребностей инновационного развития и социального прогресса, а отнюдь не как недопущение значительной безработицы и осуществление пассивных мероприятий по поддержке безработных.

Важнейшая цель политики занятости - формирование и развитие трудового потенциала как условия достижения устойчивого баланса спроса и предложения на рынке труда. Речь идет о кардинальном изменении принципов и путей его формирования и использования, переориентации с количественных характеристик трудового потенциала (масштабы занятости и профессиональной подготовки, численность рабочих мест) на параметры социальной эффективности и качества людских ресурсов.

Реализация стратегии развития трудового потенциала в условиях инновационного сценария потребует концентрации усилий государства, бизнеса и населения на следующих основных направлениях.

Формирование профессионально-квалификационного состава рабочей силы, адаптированного к новым вызовам:

·   создание унифицированной системы профессионально-квалификационных стандартов, четко определяющих функции, меры ответственности в рамках конкретной профессии (специальности), а также необходимый для их выполнения уровень и специализацию профессионального образования; система профессиональных стандартов рассматривается как обязательная предпосылка улучшения организации труда и его оплаты;

·   упорядочение штатных расписаний предприятий и организаций в соответствии с разработанными профессиональными стандартами;

·   выявление зон повышенного риска в плане кадрового обеспечения по профессиям и специальностям (особенно в связи с большими масштабами естественной убыли работников) с тем, чтобы техническое перевооружение и улучшение организации труда обеспечивали преодоление дефицита кадров на проблемных участках производства;

·   реструктуризация профессионального состава занятых, направленная на установление рациональных пропорций в численности специалистов высшего и среднего уровней квалификации, достижение оптимального соотношения количества руководителей и специалистов, с одной стороны, и служащих, занятых подготовкой информации, документации и учета, с другой, а в составе рабочих кадров - между квалифицированными и неквалифицированными работниками;

·   повышение эффективности использования многочисленного корпуса ИТР, сосредоточение их деятельности на разработке и внедрении инновационного продукта, использовании новых технологий и модернизации производства;

·   определение для отраслей экономики, предприятий и организаций перспективной потребности в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.

Повышение качества профессиональной подготовки кадров, ее адаптация к современным и перспективным потребностям рынка труда:

·   создание открытой инновационной системы профессионального образования, в рамках которой взаимодействуют (при четком распределении полномочий и функций) все субъекты образовательной политики - государство, институты гражданского общества, профессиональные ассоциации, объединения работодателей;

·   формирование национальной системы независимой экспертизы качества профессионального образования и образовательных программ, нацеленной на оценку результативности образовательного процесса; установление ответственности профессиональных учебных заведений всех уровней и организационных форм за результаты образовательной деятельности;

·   повышение эффективности использования бюджетных средств и создание в системе образования механизмов привлечения внебюджетных ресурсов (частных и корпоративных), совершенствование налогового и бюджетного законодательства, широкое внедрение таких форм общественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы;

·   восстановление с учетом отечественного и мирового опыта системы профессиональной подготовки кадров на предприятиях и в организациях, ее трансформация в систему развития персонала, охватывающую весь штат компаний; развитие новых форм внутрифирменного обучения и повышения квалификации: корпоративные университеты, тренинговые центры, сертификация персонала и конкурсный отбор при замещении вакантных руководящих должностей;

·   повышение информированности потребителей образовательных услуг относительно перспектив трудоустройства по избранной профессии или специальности путем согласования деятельности учреждений профессионального образования, служб занятости, рекрутинговых и информационных агентств.

Повышение трудовой мотивации:

·   установление достойной и справедливой оплаты труда работников в меру реальной производительности;

·   изменение принципов определения размеров прожиточного минимума в соответствии с современным уровнем и структурой потребления, а не с уровнем физиологического выживания;

·   использование систем неденежных форм стимулирования работников (гарантии занятости, создание условий для профессионального и карьерного роста, повышения квалификации);

·   достижение социальной интеграции на основе сближения интересов работодателей и наемных работников (экономических партнеров); ориентация на максимизацию дохода компаний (а не только прибыли) как способ консолидации интересов всех субъектов производственного процесса;

·   вовлечение персонала в управление предприятиями и привлечение работников (или их представителей) в решение проблем собственности и распределение дохода.

Государственная политика регулирования заработной платы:

·   законодательное установление уровня МРОТ и его регулярная корреляция в зависимости от изменений ПМ и средней заработной платы;

·   законодательное определение порядка индексации заработной платы;

·   законодательное определение размера налога на доходы физических лиц с целью выравнивания уровня оплаты труда по отраслям;

·   законодательное определение доли заработной платы в ВВП.

Сохранение, поддержание и укрепление здоровья работников:

·   увеличение инвестиций в модернизацию системы рабочих мест, создание безопасных, комфортных условий труда, что обеспечит продление активной трудовой жизни работников, расширит возможности наращивания производства товаров и услуг, сократит зону неэффективного использования трудовых ресурсов;

·   мониторинг качества рабочих мест с точки зрения их влияния на здоровье работников и проведение превентивных мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда;

·   одновременно с качественным обновлением рабочих мест обеспечение повышения уровня профессиональной подготовки рабочей силы;

·   вовлечение всего персонала компаний в работу по обеспечению безопасности труда; строгое соблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда; создание надлежащего производственного быта и лечебно-профилактического обслуживания [18, с. 15-17].

Выйдя на траекторию экономического роста, Россия должна иметь четкую ориентацию относительно своего дальнейшего социально-экономического развития и путях достижения поставленных целей, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Занятость как комплексная социально-экономическая категория, отражающая все многообразие процессов, происходящих в экономике, должна, наконец, занять достойное место в общей стратегии социально-экономического развития страны, государственной структуре управления.


 

Заключение

Рынок труда - это рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами рынка труда являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудовыми ресурсами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда выступает основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически невозможно оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.

Динамика рынка труда характеризуется многими особенностями. Характерной чертой рынка труда является постоянное превышение предложения трудовых услуг над спросом на них. На рынке труда между собственником условий производства и собственником рабочей силы идет торг по конкретному виду труда, а также по условиям и продолжительности использования работника.

2. На рынке труда практически всегда преобладает несовершенная конкуренция. Это происходит из-за наличия многочисленных внеконкурентных факторов. Прежде всего, это такие институты, как крупные корпорации, профсоюзы, государство. Именно на рынке труда встречаются такие формы несовершенной конкуренции, как монопсония или двусторонняя монополия, что также свидетельствует об отсутствии на рынке труда совершенной конкуренции. Современные рынки труда - это рынки несовершенной конкуренции и на соотношение между спросом и предложением значительное влияние оказывают неконкурентные факторы: государство, профсоюзы, крупные корпорации.

. Характеристика занятости как экономической категории оправдана, если она исследуется непосредственно в процессе реализации ее в труде, где осуществляется соединение активной части населения со средствами производства, и занятость рассматривается в системе производственных отношений. Занятость отражает достигнутый уровень развития, вклад живого труда как реализованного фактора производства. Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства.

. Особенности рынка труда в России

а) в отраслевой несбалансированности. Приоритетное значение все более приобретают топливно-энергетические отрасли, а машиностроительные отрасли сократили свой объем выпуска;

б) в профессионально-квалификационной несбалансированности, обусловленной прежде всего приватизацией собственности, в результате чего многие предприятия либо прекратили производственную деятельность, либо перепрофилировали свою направленность, что привело к нарушению профессионально-квалификационной структуры рабочей силы;

в) в резком сокращении производства, что привело к тому, что крупные контингенты высококвалифицированных специалистов и рабочих остались без работы и, чтобы выжить, вынуждены были искать работу с более низким уровнем квалификации, подверглись дисквалификации и таким образом лишились профессионально-квалификационной мобильности.

. Рассмотренные проблемы, относящиеся к структуре занятости, тесно связаны между собой и требуют комплексного решения. Односторонние подходы не приносят желаемых результатов. Так, региональные программы по управлению кадровым потенциалом, направленные на сокращение дефицита кадров, предполагают подстройку предложения труда под спрос, не пытаясь трансформировать сам спрос. Поэтому их реализация не переламывает тенденции к увеличению численности требуемых работников без какой-либо попытки повлиять на технический уровень производства и его организацию.

. Программы по развитию малого бизнеса, как правило, не учитывают качества генерируемого им спроса на труд. Расширение сопровождается его примитивизацией из-за ослабления индустриального потенциала страны. Малые предприятия специализируются преимущественно на рыночной инфраструктуре (особенно на торговле и ремонте), а предприятия неформального сектора - на аграрном производстве и опять же торговле. Важно найти эффективные формы связей между всеми субъектами экономической деятельности в стране и на уровне регионов с тем, чтобы их кооперация обеспечивала удовлетворение интересов всех хозяйственных факторов. Ведь эффективный малый бизнес невозможен без развития средних и в особенности крупных производств. Столь же необходимо повышение уровня жизни населения как фактора увеличения спроса на диверсифицированные услуги "малой" хозяйственной деятельности.

 


 

Список используемой литературы

 

.   Акаев, А.А. Исследование сценариев развития России в условиях мирового кризиса / А.А. Акаев, В.И. Садовничий. // Аналитические доклады победителей конкурса "Россия в условиях мирового кризиса". М.: Российский гуманитарный научный фонд, Языки славянских культур, 2009. С. 265-266.

.   Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.: ил.

.   Глазьев, С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. - М.: НИР, 2010. - С. 13.

.   Герций, Ю. Об основных итогах работы Федеральной службы по труду и занятости в 2012 г. и приоритетных задачах на 2013 г. В сфере установленных полномочий / Ю.Герций // 2013, № 4. - С. 21-26.

.   Елисеев, А.С. Экономика: Бизнес-курс МВА. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 498 с.

.   Золин, И. Демографические аспекты развития рынка труда / И.Золин // Человек и труд. - 2013, № 2. - С. 19-22.

.   Капелюшников, Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале / Р.И. Капелюшников // Отечественные записки. - 2009, № 3. - С. 24.

.   Колосова, Р., Чижова, Л. Сценарный подход к исследованию российского рынка труда (Международная конференция "Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии").

.   Кутепова, Н. Региональные аспекты безработицы и политики занятости / Н. Кутепова // Человек и труд. - 2013, № 11-12. - С. 29-33.

.   Нефедова, Т.Г. Поляризация пространства России: ареалы роста и "черные дыры" / Т.Г. Нефедова // Экономическая наука современной России. - 2009, № 1. - С. 65.

.   Ржаницына, Л. Демография и трудовая занятость / Л. Ржаницына // Человек и труд. - 2013, № 5-6. - С. 20-27.

.   Садовая,Е., Сауткина,В Качество жизни населения мира: измерение, тенденции, институты. - М.: ИМЭМО, 2012.

.   Санкова,Л.Д. Автореф. дисс. "Занятость инновационного типа: теория, методология исследования, управление". - М., 2009.

.   Сергеева,Т. Многоликая сфера труда / Т.Сергеева // Человек и труд. - 2013, № 8. - С. 11-15.

.   Токсанбаева,М.С. Влияние политики занятости на структуру рабочей силы / М.С. Токсанбаева, Ю.А. Лежнева. // Экономическая наука современной России. - 2010, № 4. - С. 62-64.

.   Токсанбаева,М.С Структура российской занятости: проблемы, оценки / М.С. Токсанбаева // Человек и труд. - 2013, № 1. - С. 10-14.

.   Черемошкина,Л. Актуальность проблемы стимулирования трудовой активности / Л.Черемошкина // Человек и труд. - 2013, № 7. - С. 66-67.

.   Чижова,Л. Формирование инновационной экономики: роль государства в модернизации рынка труда / Л.Чижова // Человек и труд. - 2013, № 3. - С. 11-17.

.   Шкира,А. Страновые программы достойного труда: зарубежный опыт / A. Шкира // Человек и труд. - 2013, № 7. - С. 56-61.

.   Стенограмма заседания экспертной группы № 7 Стратегии-2020 "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика". - 2011. - 2 апреля. // http://2020strategy.ru/.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...