Стратегическое управление муниципальным образованием: общее понятие и сущность
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение . Теоретические основы управления стратегическим развитием муниципальных образований Стратегическое управление муниципальным образованием: общее понятие и сущность Стратегическое развитие муниципального образования . Стратегия развития муниципального образования (на примере города Зеленогорска Красноярского края) Город Зеленогорск: экономико-географическое положение Концепция социально-экономического развития ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края Результаты реализации стратегии развития ЗАТО Зеленогорск Заключение Список используемых источников Приложения
Введение
Россия - самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию, природным ресурсам и площади регионов и городов. Управление развитием муниципальных образований как базовых пространственных социально-экономических систем становится неотъемлемой частью общегосударственной системы управления общественным воспроизводством. Курс страны и ее территорий на модернизацию предполагает не только рационализацию пространственной организации экономики и общества, но и эффективную трансформацию их систем управления. На сегодняшний день управление муниципальным образованием относится к сложным системам, поскольку предполагает наличие большого числа связей и наиболее приближена к конечному потребителю результатов управленческой деятельности - населению. В связи с этим, возникает потребность в формировании городской политики, определении приоритетных направлений развития и рычагов влияния на поведение людей и структур, вовлеченных в социально-экономические отношения. При этом успешная трансформация управления муниципальными образованиями и их перевод в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века, невозможны без управления с ориентацией на перспективу, где важнейшей функцией выступает стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях стратегическое управление муниципальным образованием играет ведущую роль в системе государственного управления. Правильное понимание управленческих стратегий и механизмов развитие муниципальных образований - это залог успешного социально-экономического развития на современном этапе. Объектом исследования является муниципальное образование. Предмет - стратегия развития муниципального образования. Цель написания работы - анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования (на примере ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края). Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: изучить теоретические основы управления стратегическим развитием муниципального образования; раскрыть особенности стратегии развития муниципального образования, а именно ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края. Концепция стратегического управления получила развитие в работах таких зарубежных авторов-экономистов, как И. Ансофф, Х. Виссема, Г. Минцберг, Д. Хасси, А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда и др. Вклад в развитие науки о стратегическом управлении, сквозь призму реалий российской экономики, вносят и российские авторы - О.С. Виханский, В.С. Сизов, Р.А. Фатхутдинов и др. Вопросы развития регионального и муниципального стратегирования рассматривали такие ученые как: А.Г. Гранберг, В.Е. Селиверстов, В.И. Суслов, С.А. Суспицын, С.Д. Валентей, В.Н. Виноградов, Б.М. Гринчель, Б.С. Жихаревич, В.Е. Рохчин и др. Таким образом, в целом в сфере управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России накоплен определенный опыт.
Теоретической основой исследования составили труды вышеназванных отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме. Информационную базу составили законодательные и нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, учебная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет. В работе использованы методы: анализ и обобщение научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
Теоретические основы управления стратегическим развитием муниципальных образований Стратегическое управление муниципальным образованием: общее понятие и сущность
В свете Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., цели и задачи стратегического развития страны повышают значимость муниципальных образований в обеспечении стабильной жизнедеятельности населения. В соответствии с действующим законодательством РФ под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Управление городами и территориями России за последние десятилетия претерпело кардинальные изменения. Разрушилась система ведомственной вертикали централизованного директивного управления и ресурсного обеспечения городского развития. Планирование, обеспечение ресурсами, функционирование и развитие городов, районов и поселений переданы в компетенцию местного самоуправления. Централизованное директивное управление уступило место более гибкому стратегическому управлению. Для органов местного самоуправления муниципальное образование становится объектом стратегического управления. Стратегическое управление муниципальным образованием как проблема научного исследования в целом является новой для экономической науки. В основном понятие "стратегическое управление" рассматривается как стратегическое управление коммерческой организацией.
Термин "стратегическое управление" сформировался в конце 60-х годов ХХ в. с целью показать отличие управленческой деятельности на высшем уровне по постановке и реализации долгосрочных целей от управления текущей производственной деятельностью фирмы. Выделим основные традиционные концепции стратегического управления, это: ) набор решений и действий по формированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации (Дж. А. Пирс и Р.Б. Робинсон); ) процесс установления и определения связи организации с ее окружением, проявляющийся в достижении поставленных целей и попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством такого распределения ресурсов, которое позволило бы результативно действовать организации и ее подразделениям (Д.И. Шендел и К.Дж. Хаттен); ) процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления ее взаимодействием с окружением (Дж. М. Хиггенс); ) такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (О.С. Виханский); ) непрерывный процесс решения пяти задач. Первые три - развитие (разработка стратегического видения и миссии компании), определение целей, формирование стратегии - представляют, по их мнению, процесс стратегического планирования. Четвертая (осуществление стратегического плана) и пятая (оценка деятельности, анализ изменений с последующей корректировкой стратегии) задачи дополняют первые три задачи, достраивая процесс стратегического управления (стратегического менеджмента) как единого целого (А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд) и др.
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. американский ученый И. Ансофф, обобщив теоретические предпосылки А. Чандлера, предложил концепцию стратегического менеджмента, на основе которой, исходя из анализа текущей ситуации и тенденций развития внешней среды (в том числе конкуренции), формулировались задачи долгосрочного развития организаций. При этом основное внимание уделялось разработке стратегии. Важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием является стратегическое планирование. Стратегическое планирование в современных условиях - особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Разделение планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований становится все больше очевидной для органов местного самоуправления. Управление развитием муниципального образования направлено на обеспечение позитивных изменений в различных сферах жизни населения, в первую очередь на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории. Немаловажным для местного экономического развития является эффективное использование потенциала местных инфраструктурных, информационных, организационных, предпринимательских, институциональных ресурсов. Таким образом, управление развитием муниципальных образований - это формирование нормального уровня жизни населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения). Решение проблемы эффективного управления развитием муниципальных образований напрямую зависит от разработки и реализации инструментов муниципального стратегирования. Условия и целевые ориентиры эффективного управления развитием муниципального образования включают: ориентацию на долгосрочный перспективный период развития при соблюдении согласованности социально-экономического развития муниципального образования с плановыми документами профильных министерств и ведомств федерального уровня; социальную доминантность; обеспечение паритета интересов муниципальной власти, бизнес-сообщества и населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|