Концепция социально-экономического развития ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края
муниципальный власть конкурентоспособность бизнес Стратегия развития муниципального образования заключается в конкретном изложении процесса достижения целей, сформулированных в Концепции стратегии. Этот процесс заключается, в первую очередь, в реализации решений посредством конкретных действий, определяемых структурой стратегии муниципального образования. Формирование основных направлений стратегического развития города Зеленогорска возможно с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы. Динамика основных показателей социально-экономического развития Зеленогорска в 2012 году достаточно позитивна (большинство отраслей реального сектора экономики, социальной сферы развивается успешно), однако существуют и негативные явления. Основными проблемами развития города являются: низкая интенсивность экономических связей, обусловленная статусом закрытого административно-территориального образования; моноотраслевая структура экономики; ухудшение демографической ситуации (депопуляция населения, старение населения, отрицательные миграционные процессы); низкий уровень развития инструментов логистического управления; недостаточный уровень развития малого предпринимательства; сокращение кадрового потенциала (отток квалифицированных трудовых ресурсов и молодёжи из города); высокий износ основных фондов в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства; недостаточно развитая инфраструктура досуга и сервиса. В то же время, предыдущий этап истории города сформировал ряд условий для дальнейших развития ЗАТО Зеленогорск. Среди них:
. Монопрофильный характер экономики, которая, благодаря своей отраслевой принадлежности и, несмотря на ряд имеющихся трудностей, в настоящее время получает новые возможности для дальнейшего развития: в последние годы произошло изменение значимости градообразующего предприятия (ОАО "ПО ЭХЗ") для города по причине снижения занятого на нем персонала. В дальнейшем предприятие будет длительное время сохранять свою определяющую роль для местной экономики, но, очевидно, что его функции по отношению к городу будут меняться (формирование новых производственных возможностей, утрата неконкурентоспособных производств, изменение требований к персоналу и проч.); в результате политики ГК "Росатом" по повышению эффективности и конкурентоспособности российской атомной промышленности на мировом рынке, главное предприятие города (ОАО "ПО ЭХЗ") вступило в период масштабной реструктуризации, направленной на выведение непрофильных предприятий и повышение производительности труда. Реформирование атомной промышленности означает необходимость определения собственной рыночной позиции, формирование новых технологических и производственных требований к городским территориям и человеческому ресурсу; в связи с принятием долгосрочной энергетической стратегии России, направленной, в том числе на развитие атомной промышленности, ЗАТО Зеленогорск - федеральный центр по производству ядерных материалов; . Особенное административно-территориальное устройство со специфичной организацией корпоративного сектора и социальной сферы города: низкий уровень развития малого бизнеса и предпринимательской активности населения в целом, что обусловлено административной закрытостью города и особенностью структуры его экономики. В то же время, начавшиеся в последние годы изменения (реструктуризация ОАО "ПО ЭХЗ", становление новых потребительских рынков и другие) позволяют прогнозировать изменение сложившейся ситуации: благодаря развитию инновационной инфраструктуры, активность малого бизнеса значительно повысится.
расширенная бюджетная социальная сеть, унаследованная с советского этапа развития города; . Прочные внешние экономические связи города. Анализ социально-экономического положения Зеленогорска, проблем и конкурентных преимуществ развития отдельных направлений позволил провести SWOT-анализ (Приложение 1). При этом, при развитии факторов внешней среды в благоприятном для города направлении оптимальным вариантом развития является более эффективное использование основных конкурентных преимуществ и преодоление слабых сторон, характерных для города, а оценка возможных угроз развитию города была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе. Перспективы и основные направления развития города определены "Концепцией социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на 2005-2015 годы" и "Комплексной программой социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на период до 2020 года". Основная задача разработки этих документов - сохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе. Долгосрочной целью социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года является обеспечение роста благосостояния населения города, развитие территории, привлекательной для размещения бизнеса и комфортного места для жизни. Формирование Комплексной программы социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года осуществлялось с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы. Основной задачей разработки программных мероприятий и Программы в целом было сохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе. Сценарные развилки экономического развития Зеленогорска связаны с возможностью привлечения не территорию частных инвестиций для строительства объектов промышленного производства и выхода на новые товарные рынки. В этих условиях возможны два сценария развития города:
Сценарий 1 "Новое освоение" направлен на модернизацию традиционных секторов промышленности. Сценарий 2 "Инновационный рост". По этому сценарию развитие будет происходить в двух направлениях: модернизация традиционных секторов промышленности и выход в новые сектора экономики. Для реализации сценариев развития необходимо сформировать соответствующий запросам рынка инфраструктурный каркас и повысить качество социальной среды. В условиях выработки решения о размещении нового производства и начала работ по проектированию Программа разработана по 1-му сценарию. ) Основные направления развития реального сектора экономики: модернизация действующих производств, увеличение объёмов выпуска и производство новых видов продукции; повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности предприятий города; обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства для решения социально-трудовых проблем, в том числе связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий, и обеспечения социальных гарантий; проведение активной политики обеспечения занятости населения с учётом особенностей состояния местного рынка труда и условий развития ЗАТО Зеленогорска. ) Основные направления развития социальной сферы: совершенствование системы образования на основе модернизации учебно-материальной базы, внедрения новых технологий образования, информационных и коммуникационных технологий; внедрение новых практик воспитания, направленных на становление ценности здорового образа жизни, ценности использования свободного времени для личностного развития, ценности осуществления социально значимой деятельности; сохранение и развитие культурного потенциала города, рациональное и эффективное его использование, создание оптимальных материальных и организационных условий для обеспечения населения Зеленогорска услугами учреждений культуры;
совершенствование системы медицинского обслуживания населения, внедрение оптимальных технологий обследования и лечения больных, расширение деятельности учреждений здравоохранения; развитие сети спортивных сооружений; совершенствование форм социальной защиты населения, усиление адресности предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий населения. ) Основные направления развития городской инфраструктуры: реализация потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов; развитие коммунальной инфраструктуры, повышение эффективности и обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения; развитие и совершенствование сети автомобильных дорог; строительство жилья, развитие малоэтажного жилищного строительства; создание комфортной городской среды, обеспечение безопасных условий проживания граждан, охрана окружающей среды. В соответствии с долгосрочной целью в качестве среднесрочных целей социально-экономического развития Зеленогорска до 2015 года предусматривается комплекс мер, направленный на решение следующих задач: Цель 1. Обеспечение эффективного использования и увеличения экономического потенциала. Задачи: развитие и реконструкция производственных мощностей организаций города; переход к инновационным технологиям развития; ввод генерируемых мощностей и увеличение объёмов выработки электрической и тепловой энергии в соответствии с прогнозируемым ростом энергопотребления; сохранение достигнутого уровня развития сельскохозяйственного производства в ООО "Искра", улучшение материально-технической базы; сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения занятости населения; внедрение коммуникативных технологий по информированию населения о ситуации на рынке труда, оказанию услуг в профессиональной ориентации и психологической поддержке; осуществление мероприятий по переподготовке кадров и обеспечению занятости населения; обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в городе; создание условий для развития земельных отношений и рынка недвижимости; формирование системы эффективного управления имущественными отношениями. Цель 2. Рост образовательного, культурного и духовного потенциала. Задачи: в сфере образования: создание условий для обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений;
обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами; предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы (профильное обучение); сохранение здоровья обучающихся; формирование воспитательной среды, развивающей творческие способности, социальную активность школьников; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, развитие деятельности попечительских, наблюдательных, управляющих советов в образовательных учреждениях; компьютеризация учебного процесса, непрерывного информационного образования и переход на широкое использование информационных технологий; структурная оптимизация и совершенствование сети образовательных учреждений города; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путём проведения реконструкции и капитального ремонта объектов образования разного уровня; повышение квалификации педагогических работников; внедрение отраслевой оплаты труда (дифференцированный подход). в сфере культуры: сохранение и эффективное использование культурного потенциала города; повышение качества культурного продукта; расширение деятельности учреждений культуры города на территории края; создание условий для выявления и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей; развитие профессионального и самодеятельного искусства, поддержка молодых дарований; создание образовательной среды, способствующей реализации творческих способностей учащегося и преподавателя, воспитанию и развитию художественно образованного человека культуры; внедрение современных информационных и досуговых технологий в культурно-досуговые молодёжные организации; совершенствование структуры библиотечного обслуживания, усиление информационных функций, внедрение современных информационных технологий; поддержка и развитие деятельности музеев; развитие сотрудничества с национальными и региональными зоопарками; развитие деятельности, связанной с сохранением видов, совершенствование коллекции диких животных и флоры городского зоопарка; формирование кадрового потенциала. Цель 3. Обеспечение комплексной безопасности жизни и здоровья горожан. Данная цель определена в Программе блоками задач:. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка: стабилизация криминогенной обстановки на территории города; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах массового пребывания граждан; формирование системы вызова экстренных оперативных служб; укрепление материально-технической базы отделений милиции общественной безопасности; правовое воспитание молодежи, пропаганда здорового, социально-активного образа жизни; вовлечение населения и общественности в деятельность по предупреждению правонарушений;. Охрана здоровья населения и формирование здорового образа жизни: в сфере здравоохранения: стабилизация показателей здоровья населения города; обеспечение доступности и повышение качества базовых медицинских услуг для всех слоёв населения; гарантированное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от несчастных случаев, травм, отравлений, от злокачественных образований; борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией; профилактика социально-значимых заболеваний; укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения; внедрение новых технологий медицинского обслуживания; кадровое обеспечение отрасли, повышение квалификации кадров; в сфере физической культуры и спорта: расширение сети объектов физической культуры и спорта, увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями; увеличение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение роли физической культуры и спорта как средства оздоровления, профилактики асоциального поведения, борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением; создание условий для реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями, обеспечение средствами адаптивной физической культуры и спорта; в сфере социальной защиты населения: усиление принципа адресности социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации; повышение уровня социальной защищенности пожилых, инвалидов и других категорий населения; улучшение положения малоимущих семей с детьми и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; обеспечение безопасных условий функционирования учреждения социального обслуживания населения; укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения;. Совершенствование защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: повышение противопожарной защиты городских объектов; укрепление материально-технической базы подразделений МЧС России.. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды: разработка и внедрение природоохранных решений и технологий; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения; обеспечение экологически безопасного недропользования. Цель 4. Улучшение качества городской среды. Достижение данной цели предусматривается за счёт:. Улучшение архитектурного облика города: сохранение зеленого ландшафта городской территории; создание комфортных условий для проживания и отдыха населения; благоустройство искусственных водоемов.. Формирование рынка доступного жилья и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нём: обеспечение исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; строительство жилых домов с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях; строительство жилья за счёт средств инвесторов; создание условий для устойчивого функционирования жилищной сферы. С. Развитие инженерной инфраструктуры: повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства; достижение высокого уровня надёжности и устойчивости работы инженерных систем жизнеобеспечения; улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам; обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.. Развитие дорожной сети и городского транспорта: повышение качества обслуживания пассажиров; оптимизация затрат муниципального автотранспортного предприятия по организации пассажироперевозок; обновление подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта; развитие дорожной сети. Совокупность программных мероприятий системно связана с достижением сформулированных в Программе целей и задач и представляет собой комплекс мероприятий и проектов в экономической и социальной сферах, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом. Механизм реализации Программы основан на принципах: выполнение мероприятий на основе действующего законодательства, в рамках переданных на уровень муниципального образования полномочий; финансирование мероприятий за счёт средств федерального бюджета в рамках межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемых бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования; софинансирование мероприятий с участием средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных, краевых целевых и ведомственных программ; финансирование мероприятий в рамках действующих городских целевых программ из средств местного бюджета или на условиях софинансирования; выполнение мероприятий в рамках программ, разработка и принятие которых планируется в среднесрочной перспективе; реализация инвестиционных проектов; участие в конкурсах на получение права выполнения определённого вида работ. Механизм финансирования предусматривает и новые подходы к финансовому обеспечению реализации Программы развития: государственная поддержка "точек роста" - предприятий, развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряжённых отраслях (ООО "Искра"); межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемые бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования; финансирование мероприятий Программы за счёт средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых и ведомственных программ; финансирование мероприятий Программы за счёт средств местного бюджета на основании утверждённых городских целевых программ; финансирование мероприятий Программы за счёт средств Госкорпорации "Росатом", ОАО "ТВЭЛ", собственных средств ОАО "ПО ЭХЗ" в рамках социальных проектов, реализуемых на территории ЗАТО Зеленогорск.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|