Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция социально-экономического развития ЗАТО город Зеленогорск Красноярского края




муниципальный власть конкурентоспособность бизнес

Стратегия развития муниципального образования заключается в конкретном изложении процесса достижения целей, сформулированных в Концепции стратегии. Этот процесс заключается, в первую очередь, в реализации решений посредством конкретных действий, определяемых структурой стратегии муниципального образования.

Формирование основных направлений стратегического развития города Зеленогорска возможно с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы.

Динамика основных показателей социально-экономического развития Зеленогорска в 2012 году достаточно позитивна (большинство отраслей реального сектора экономики, социальной сферы развивается успешно), однако существуют и негативные явления. Основными проблемами развития города являются:

низкая интенсивность экономических связей, обусловленная статусом закрытого административно-территориального образования;

моноотраслевая структура экономики;

ухудшение демографической ситуации (депопуляция населения, старение населения, отрицательные миграционные процессы);

низкий уровень развития инструментов логистического управления;

недостаточный уровень развития малого предпринимательства;

сокращение кадрового потенциала (отток квалифицированных трудовых ресурсов и молодёжи из города);

высокий износ основных фондов в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства;

недостаточно развитая инфраструктура досуга и сервиса.

В то же время, предыдущий этап истории города сформировал ряд условий для дальнейших развития ЗАТО Зеленогорск. Среди них:

. Монопрофильный характер экономики, которая, благодаря своей отраслевой принадлежности и, несмотря на ряд имеющихся трудностей, в настоящее время получает новые возможности для дальнейшего развития:

в последние годы произошло изменение значимости градообразующего предприятия (ОАО "ПО ЭХЗ") для города по причине снижения занятого на нем персонала. В дальнейшем предприятие будет длительное время сохранять свою определяющую роль для местной экономики, но, очевидно, что его функции по отношению к городу будут меняться (формирование новых производственных возможностей, утрата неконкурентоспособных производств, изменение требований к персоналу и проч.);

в результате политики ГК "Росатом" по повышению эффективности и конкурентоспособности российской атомной промышленности на мировом рынке, главное предприятие города (ОАО "ПО ЭХЗ") вступило в период масштабной реструктуризации, направленной на выведение непрофильных предприятий и повышение производительности труда. Реформирование атомной промышленности означает необходимость определения собственной рыночной позиции, формирование новых технологических и производственных требований к городским территориям и человеческому ресурсу;

в связи с принятием долгосрочной энергетической стратегии России, направленной, в том числе на развитие атомной промышленности, ЗАТО Зеленогорск - федеральный центр по производству ядерных материалов;

. Особенное административно-территориальное устройство со специфичной организацией корпоративного сектора и социальной сферы города:

низкий уровень развития малого бизнеса и предпринимательской активности населения в целом, что обусловлено административной закрытостью города и особенностью структуры его экономики. В то же время, начавшиеся в последние годы изменения (реструктуризация ОАО "ПО ЭХЗ", становление новых потребительских рынков и другие) позволяют прогнозировать изменение сложившейся ситуации: благодаря развитию инновационной инфраструктуры, активность малого бизнеса значительно повысится.

расширенная бюджетная социальная сеть, унаследованная с советского этапа развития города;

. Прочные внешние экономические связи города.

Анализ социально-экономического положения Зеленогорска, проблем и конкурентных преимуществ развития отдельных направлений позволил провести SWOT-анализ (Приложение 1). При этом, при развитии факторов внешней среды в благоприятном для города направлении оптимальным вариантом развития является более эффективное использование основных конкурентных преимуществ и преодоление слабых сторон, характерных для города, а оценка возможных угроз развитию города была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе.

Перспективы и основные направления развития города определены "Концепцией социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на 2005-2015 годы" и "Комплексной программой социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на период до 2020 года".

Основная задача разработки этих документов - сохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе.

Долгосрочной целью социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года является обеспечение роста благосостояния населения города, развитие территории, привлекательной для размещения бизнеса и комфортного места для жизни.

Формирование Комплексной программы социально-экономического развития Зеленогорска на период до 2020 года осуществлялось с учётом сложившихся условий и достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы. Основной задачей разработки программных мероприятий и Программы в целом было сохранение высокого уровня развития города на среднесрочную перспективу с целью обеспечения условий для роста в долгосрочной перспективе.

Сценарные развилки экономического развития Зеленогорска связаны с возможностью привлечения не территорию частных инвестиций для строительства объектов промышленного производства и выхода на новые товарные рынки. В этих условиях возможны два сценария развития города:

Сценарий 1 "Новое освоение" направлен на модернизацию традиционных секторов промышленности.

Сценарий 2 "Инновационный рост". По этому сценарию развитие будет происходить в двух направлениях: модернизация традиционных секторов промышленности и выход в новые сектора экономики.

Для реализации сценариев развития необходимо сформировать соответствующий запросам рынка инфраструктурный каркас и повысить качество социальной среды.

В условиях выработки решения о размещении нового производства и начала работ по проектированию Программа разработана по 1-му сценарию.

) Основные направления развития реального сектора экономики:

модернизация действующих производств, увеличение объёмов выпуска и производство новых видов продукции;

повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности предприятий города;

обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства для решения социально-трудовых проблем, в том числе связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий, и обеспечения социальных гарантий;

проведение активной политики обеспечения занятости населения с учётом особенностей состояния местного рынка труда и условий развития ЗАТО Зеленогорска.

) Основные направления развития социальной сферы:

совершенствование системы образования на основе модернизации учебно-материальной базы, внедрения новых технологий образования, информационных и коммуникационных технологий;

внедрение новых практик воспитания, направленных на становление ценности здорового образа жизни, ценности использования свободного времени для личностного развития, ценности осуществления социально значимой деятельности;

сохранение и развитие культурного потенциала города, рациональное и эффективное его использование, создание оптимальных материальных и организационных условий для обеспечения населения Зеленогорска услугами учреждений культуры;

совершенствование системы медицинского обслуживания населения, внедрение оптимальных технологий обследования и лечения больных, расширение деятельности учреждений здравоохранения;

развитие сети спортивных сооружений;

совершенствование форм социальной защиты населения, усиление адресности предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий населения.

) Основные направления развития городской инфраструктуры:

реализация потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов;

развитие коммунальной инфраструктуры, повышение эффективности и обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения;

развитие и совершенствование сети автомобильных дорог;

строительство жилья, развитие малоэтажного жилищного строительства;

создание комфортной городской среды, обеспечение безопасных условий проживания граждан, охрана окружающей среды.

В соответствии с долгосрочной целью в качестве среднесрочных целей социально-экономического развития Зеленогорска до 2015 года предусматривается комплекс мер, направленный на решение следующих задач:

Цель 1. Обеспечение эффективного использования и увеличения экономического потенциала.

Задачи:

развитие и реконструкция производственных мощностей организаций города;

переход к инновационным технологиям развития;

ввод генерируемых мощностей и увеличение объёмов выработки электрической и тепловой энергии в соответствии с прогнозируемым ростом энергопотребления;

сохранение достигнутого уровня развития сельскохозяйственного производства в ООО "Искра", улучшение материально-технической базы;

сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения занятости населения;

внедрение коммуникативных технологий по информированию населения о ситуации на рынке труда, оказанию услуг в профессиональной ориентации и психологической поддержке;

осуществление мероприятий по переподготовке кадров и обеспечению занятости населения;

обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в городе;

создание условий для развития земельных отношений и рынка недвижимости;

формирование системы эффективного управления имущественными отношениями.

Цель 2. Рост образовательного, культурного и духовного потенциала.

Задачи:

в сфере образования:

создание условий для обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений;

обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы (профильное обучение);

сохранение здоровья обучающихся;

формирование воспитательной среды, развивающей творческие способности, социальную активность школьников;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, развитие деятельности попечительских, наблюдательных, управляющих советов в образовательных учреждениях;

компьютеризация учебного процесса, непрерывного информационного образования и переход на широкое использование информационных технологий;

структурная оптимизация и совершенствование сети образовательных учреждений города;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путём проведения реконструкции и капитального ремонта объектов образования разного уровня;

повышение квалификации педагогических работников;

внедрение отраслевой оплаты труда (дифференцированный подход).

в сфере культуры:

сохранение и эффективное использование культурного потенциала города;

повышение качества культурного продукта;

расширение деятельности учреждений культуры города на территории края;

создание условий для выявления и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей;

развитие профессионального и самодеятельного искусства, поддержка молодых дарований;

создание образовательной среды, способствующей реализации творческих способностей учащегося и преподавателя, воспитанию и развитию художественно образованного человека культуры;

внедрение современных информационных и досуговых технологий в культурно-досуговые молодёжные организации;

совершенствование структуры библиотечного обслуживания, усиление информационных функций, внедрение современных информационных технологий;

поддержка и развитие деятельности музеев;

развитие сотрудничества с национальными и региональными зоопарками;

развитие деятельности, связанной с сохранением видов, совершенствование коллекции диких животных и флоры городского зоопарка;

формирование кадрового потенциала.

Цель 3. Обеспечение комплексной безопасности жизни и здоровья горожан.

Данная цель определена в Программе блоками задач:. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка:

стабилизация криминогенной обстановки на территории города;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах массового пребывания граждан;

формирование системы вызова экстренных оперативных служб;

укрепление материально-технической базы отделений милиции общественной безопасности;

правовое воспитание молодежи, пропаганда здорового, социально-активного образа жизни;

вовлечение населения и общественности в деятельность по предупреждению правонарушений;. Охрана здоровья населения и формирование здорового образа жизни:

в сфере здравоохранения:

стабилизация показателей здоровья населения города;

обеспечение доступности и повышение качества базовых медицинских услуг для всех слоёв населения;

гарантированное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от несчастных случаев, травм, отравлений, от злокачественных образований;

борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией;

профилактика социально-значимых заболеваний;

укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения;

внедрение новых технологий медицинского обслуживания;

кадровое обеспечение отрасли, повышение квалификации кадров;

в сфере физической культуры и спорта:

расширение сети объектов физической культуры и спорта, увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями;

увеличение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом;

повышение роли физической культуры и спорта как средства оздоровления, профилактики асоциального поведения, борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением;

создание условий для реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями, обеспечение средствами адаптивной физической культуры и спорта;

в сфере социальной защиты населения:

усиление принципа адресности социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации;

повышение уровня социальной защищенности пожилых, инвалидов и других категорий населения;

улучшение положения малоимущих семей с детьми и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

обеспечение безопасных условий функционирования учреждения социального обслуживания населения;

укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения;. Совершенствование защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

повышение противопожарной защиты городских объектов;

укрепление материально-технической базы подразделений МЧС России.. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды:

разработка и внедрение природоохранных решений и технологий;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения;

обеспечение экологически безопасного недропользования.

Цель 4. Улучшение качества городской среды.

Достижение данной цели предусматривается за счёт:. Улучшение архитектурного облика города:

сохранение зеленого ландшафта городской территории;

создание комфортных условий для проживания и отдыха населения;

благоустройство искусственных водоемов.. Формирование рынка доступного жилья и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нём:

обеспечение исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

строительство жилых домов с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях;

строительство жилья за счёт средств инвесторов;

создание условий для устойчивого функционирования жилищной сферы.

С. Развитие инженерной инфраструктуры:

повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

достижение высокого уровня надёжности и устойчивости работы инженерных систем жизнеобеспечения;

улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам;

обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.. Развитие дорожной сети и городского транспорта:

повышение качества обслуживания пассажиров;

оптимизация затрат муниципального автотранспортного предприятия по организации пассажироперевозок;

обновление подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта;

развитие дорожной сети.

Совокупность программных мероприятий системно связана с достижением сформулированных в Программе целей и задач и представляет собой комплекс мероприятий и проектов в экономической и социальной сферах, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.

Механизм реализации Программы основан на принципах:

выполнение мероприятий на основе действующего законодательства, в рамках переданных на уровень муниципального образования полномочий;

финансирование мероприятий за счёт средств федерального бюджета в рамках межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемых бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования;

софинансирование мероприятий с участием средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных, краевых целевых и ведомственных программ;

финансирование мероприятий в рамках действующих городских целевых программ из средств местного бюджета или на условиях софинансирования;

выполнение мероприятий в рамках программ, разработка и принятие которых планируется в среднесрочной перспективе;

реализация инвестиционных проектов;

участие в конкурсах на получение права выполнения определённого вида работ.

Механизм финансирования предусматривает и новые подходы к финансовому обеспечению реализации Программы развития:

государственная поддержка "точек роста" - предприятий, развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряжённых отраслях (ООО "Искра");

межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, выделяемые бюджету Зеленогорска в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования;

финансирование мероприятий Программы за счёт средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых и ведомственных программ;

финансирование мероприятий Программы за счёт средств местного бюджета на основании утверждённых городских целевых программ;

финансирование мероприятий Программы за счёт средств Госкорпорации "Росатом", ОАО "ТВЭЛ", собственных средств ОАО "ПО ЭХЗ" в рамках социальных проектов, реализуемых на территории ЗАТО Зеленогорск.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...