Статистические функции Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc
Функция Excel (рус.)
| Функция Calc (англ.)
| Назначение
|
ДИСП
| VAR
| Возвращает дисперсию по выборке
|
ДИСПР
| VARP
| Возвращает дисперсию для генеральной совокупности
|
КВАРТИЛЬ
| QUARTILE
| Возвращает квартиль набора данных.
Функция имеет формат КВАРТИЛЬ(/QUARTILE) (массив, значение), где массив – интервал ячеек, содержащих значения СВ; значение определяет какая квартиль должна быть найдена (0 – минимальное значение, 1 – нижняя квартиль, 2 – медиана, 3 – верхняя квартиль, 4 – максимальное значение распределения)
|
МАКС
| MAX
| Возвращает максимальное значение изсписка аргументов
|
МЕДИАНА
| MEDIAN
| Возвращает медиану заданного набора чисел
|
МИН
| MIN
| Возвращает наименьшее значение в списке аргументов
|
МОДА
| MODE
| Возвращает наиболее часто встречающееся значение набора данных
|
ПЕРСЕНТИЛЬ
| PERCENTILE
| Возвращает k-ю персентиль для значений из интервала
|
ПРОЦЕНТРАНГ
| PERCENTRANK
| Возвращает процентное содержание значения в множестве данных
|
СРЗНАЧ
| AVERAGE
| Возвращает среднее (арифметическое) значение
|
СТАНДОТКЛОН
| STDEV
| Возвращает стандартное отклонение по выборке
|
СТАНДОТКЛОНП
| STDEVP
| Возвращает стандартное отклонение по генеральной совокупности
|
СЧЁТ
| COUNT
| Возвращает количество чисел в списке аргументов
|
ЭКСПРАСП
| EXPONDIST
| Возвращает экспоненциальное распределение
|
ЭКСЦЕСС
| KURT
| Возвращает эксцесс множества данных
|
СКОС
| SKEW
| Возвращает асимметрию множества данных
|
3. Задания для самостоятельной работы
Задание 1
Наблюдение посещаемости четырех внеклассных мероприятий в экспериментальном (20 человек) и контрольном (30 человек) классах дали значения (соответственно): 18, 20, 20, 18 и 15, 23, 10, 28. Требуется найти среднее значение, моду, медиану стандартное отклонение и квартили этих данных. Интерпретируйте полученные значения исходя из постановки задачи (достаточно ли рассчитанных показателей для анализа представленных данных, есть ли среди них избыточные).
Задание 2
Имеются данные по среднему баллу дипломов у группы студентов: 4,8; 3,2; 5,0; 4,9; 3,5; 4,1. Определите необходимые выборочные характеристики. Интерпретируйте полученные значения исходя из постановки задачи.
Задание 3
Даны измерения роста группы студенток: 164, 160, 157, 166, 162, 160, 161, 159, 160, 163, 170, 171. Определите необходимые выборочные характеристики. Интерпретируйте полученные значения исходя из постановки задачи (достаточно ли рассчитанных показателей для анализа представленных данных, есть ли среди них избыточные).
Задание 4
Найти наиболее популярный туристический маршрут из четырех реализуемых фирмой, если за неделю последовательно были реализованы следующие маршруты: 1, 3, 3, 2, 1, 1, 4, 4, 2, 4, 1, 3, 2, 4, 1, 4, 4, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 1, 3. Определите, как часто выбирается каждый из маршрутов, рассчитайте дисперсию доли для каждого значения признака. Интерпретируйте полученные значения исходя из постановки задачи.
Задание 5
В рабочей зоне производились замеры концентрации вредного вещества. Получен ряд значений (в мг/м3): 12, 16, 15, 14, 10, 20, 16, 14, 18, 14, 15, 17, 23, 16. Необходимо определить и рассчитать необходимые для анализа выборочные характеристики. Интерпретируйте полученные значения исходя из постановки задачи.
Задание 6
В ходе анкетирования выпускающих подразделений учреждений начального профессионального образования задавался вопрос: «Что из нижеперечисленного является наиболее важным и подходит для оценки результатов обучения по Вашей образовательной программе? (Сделайте одну отметку в каждой строке)»
№ п/п
| Компетенции
| Подходят
| Подходят частично
| Не подходят
|
| Базовые знания в различных областях
|
|
|
|
| Профессиональные знания
|
|
|
|
Результаты ответов по компетенции «Базовые знания в различных областях» и «Профессиональные знания» представлены в табл. 7.
Таблица 7
Данные опроса
Номер респондента
| Базовые знания в различных областях
| Профес-сиональные знания
| Номер респондента
| Базовые знания в различных областях
| Профес-сиональные знания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимо определить основные выборочные характеристики. Интерпретируйте полученные значения.
Задание 7
Необходимо определить основные выборочные характеристики данных табл.8,предварительно выполнив кодирование данных, измеренных в качественных шкалах. Интерпретируйте полученные значения.
Таблица 8
Данные опроса
№ респондента
| Возраст (полных лет)
| Пол
| Семейное положение
| Заработная плата в прошлом месяце
| Плата за свет в прошлом месяце
|
|
| ж
| холост(ая)
| до 2000 руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| м
| холост(ая)
| -
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| до 2000 руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 7 до 8 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| до 2000 руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| до 2000 руб. в мес
|
|
|
| ж
| разведен(а)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 5 до 6 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| -
|
|
|
| ж
| разведен(а)
| от 5 до 6 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| -
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 6 до 7 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 6 до 7 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| -
|
|
|
| ж
| разведен(а)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| -
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| разведен(а)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| свыше 9-ти тыс. руб. мес.
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 5 до 6 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 7 до 8 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 7 до 8 тыс. руб. в мес
|
|
|
| м
| холост(ая)
| от 6 до 7 тыс. руб. в мес
|
|
|
| м
| холост(ая)
| от 6 до 7 тыс. руб. в мес
|
|
№ респондента
| Возраст (полных лет)
| Пол
| Семейное положение
| Заработная плата в прошлом месяце
| Плата за свет в прошлом месяце
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 2 до 3 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| холост(ая)
| от 4 до 5 тыс. руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 3 до 4 тыс руб. в мес
|
|
|
| ж
| женат (замужем)
| от 5 до 6 тыс. руб. в мес
|
|
Построение таблиц двухмерного распределения
После изучения параграфа Вы научитесь применять сводные
таблицы для построения таблиц двухмерного распределения.
1. Краткие теоретические сведения
Двухмерное распределение – это распределение единиц совокупности по двум переменным. Его анализ позволяет решать как описательные, так и аналитические задачи. Говоря об описательных задачах, мы имеем в виду, что мы можем охарактеризовать структуру совокупности по двум переменным. Аналитические задачи предполагают установление связи между переменными.
Схематично двухмерное распределение может быть представлено следующим образом (табл. 9).
Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: