Философия, ее предмет и место в культуре
Цель занятия: достичь понимания мировоззренческой природы философии и как науки,ее связи с другими типами мировоззрения, ее места в духовной культуре общества.
Вопросы и задания. 1. Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты. 2. Мифология как тип мировоззрения:ее сущностные признаки. 3. Религия как тип мировоззрения. 4. Философия как тип мировоззрения. Философия как вид знания. Специфика философских проблем. Значение философии.
Рекомендуемая литература
Учебники: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.- М., Проспект 2007. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. - М.., Культурная революция,.2007 Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: Феникс, 2008. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009.
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М.:Мысль, 2010
Миф. Мифология //Словарь античности. М., 1989. Мифология. Религия. //Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991. Т.1. Мамардашвили М.К. О философии //Вопросы философии. 1991. №5. Хайдеггер М. Что такое - философия? //Вопросы философии. 1993. №8. Монографии Автономова Н.С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С.78-82. Контрольные вопросы и задания. 1. Кто «создает» мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек? 2. В чем отличие элементов мировоззрения от элементов сознания? 3. Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы? 4. Согласны ли Вы со следующей оценкой мифологии: «Миф вырастает не из информации, не из логических резонов. Он гнездится в психологической структуре личности, в ее субъективном мире... Миф выражает психологическую установку»? 5. В чем основное отличие мифологического мировоззрения от религиозного? 6. Почему и сегодня продолжается мифотворчество? 7. Проанализируйте высказывание Ф.Ницше: «...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает... культурное движение в некоторое законченное целое». Можно ли изжить мифы окончательно? 8. Что такое вера? Какие два типа веры Вы знаете? 9. Что такое сверхъестественное? Связано ли возникновение представлений о сверхъестественном с человеческой деятельностью? 10. Человек создает религию или религия - человека? 11. Что общего у религии и философии? 12. Согласны ли Вы с утверждением М. Монтеня: «Бессмертие нам обещают только бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом»? 13. Каково соотношение понятий «мировоззрение» и «философия»? 14. Если человек специально не изучал философии, означает ли это, что в своей жизни он свободен от всякого влияния философии?
15. Что значит быть философом? 16. «Философия - это самосознание исторически определенной эпохи». Как Вы понимаете это суждение? 17. «Философия - это сознание вслух». Как вы понимаете это суждение? 18. Почему мифы и легенды не имеют личного автора, а философские теории обязательно имеют? 19. Можно ли согласиться с утверждением, что философия - не наука, поскольку ее теории не могут быть доказаны непосредственно опытным путем? 20. «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, - значит требовать, чтобы он перестал быть философом...». Прав ли автор? 21. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Развитие философии напоминает развитие литературы и искусства, где, например, появление Достоевского не обесценивает Шекспира, а искусство Ренуара не заставляет нас забыть Рафаэля»? Аргументируйте. 22. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» - Почему Кант считал, что эти вопросы имеют принципиальное значение для философии? А как считаете Вы? 23. «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия». (К.Ясперс). Проанализируйте данное высказывание о предмете философии.
Темы рефератов и докладов
1. Мифология: прошлое и настоящее. 2. Философия как знание. 3. Философия и религия. 4. Философия и политика. 5. Философия и художественная деятельность. 6. Философия и образование.
Семинарское занятие № 2 Античная философия Цель занятия: знакомство с основными идеями античной философии, понимание значения и роли античных философских идей в истории философии и в современной культуре.
Вопросы и задания. 1. Космологическая проблематика первых философских школ Древней Греции. 2. Антропоцентристская тенденция в античной философии: софисты, Сократ. Жизнь и личность Сократа. 3. Философские взгляды Сократа: а) критика софистики; б) понимание знания; в) особенности диалектики (ирония и майевтика, индукция и определение); г) этика. 4. Космоцентристская тенденция: Платон и Аристотель. Платон, его жизнь и судьба. Платон о двух видах философов. Назначение философии по Платону. Учение об идеях. Виды идей. Идея блага. Гносеология Платона. Учение о душе. Этика Платона. Учение о четырех добродетелях. Учение об «идеальном государстве».
5. Аристотель, его труды и учение. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. 6. Учение Аристотеля о познании. Проблема истины. 7. Учение Аристотеля о человеке и обществе. 8. Эллинистическо-римский период античной философии. Античная философия как система идеалов, жизненных ориентаций, стилей поведения: кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикурейство.
Изучив данную тему, студент должен:
Рекомендуемая литература
Учебники: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект 2007. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., Культурная революция,.2007 Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 2005 История философии в кратком изложении. М., 1991. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,Высшая школа,2003. 3.Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: Феникс, 2008. 4.Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009. 5.Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008.
Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.1. С. 308-346; 370-407; 410-419. Мир философии. М., 1991. Ч.1. С.184-193; 272-276. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1.С.110-135; 138-149; 176-256; 274-297.
Контрольные вопросы
1. Почему первых греческих философов называли «физиками»?
2. Какую главную проблему, связанную с пониманием движения, обнаружил Зенон Элейский в своих знаменитых апориях? 4. Древнегреческая философия носила космологический и космоцентрический характер. Как Вы это понимаете? 5. В чем видел Сократ главную задачу философии? 6. Какого человека, по мнению Сократа, можно считать добродетельным? 7. Какую роль в процессе познания Сократ отводил иронии? 8. В чем главное различие между философией софистов и Сократа? 9. Чему учит сегодня нас Сократ? 10. Как Вы понимаете смысл любимого изречения Сократа? 11. Какие свойства идей заставили Платона «поместить» их в особый, «наднебесный» мир? 12. Чем современен Платон? 13. Почему К.Поппер считал, что философия Платона вредна для демократического общества? Прав ли он? 14. Кто такие материалисты и идеалисты? 15. За что Аристотель критиковал Платона? 16. Что такое истина, по мнению Аристотеля? 17. Чем отличалось учение Аристотеля от учений его предшественников? 18. Кто такой античный скептик? 19. Киники, стоики, эпикурейцы - какую общую проблему они решали? Актуальна ли она сегодня? Чей подход Вам наиболее близок? 20. Определите понятия: диалектика и метафизика. Изменилось ли их содержание с течением времени?
Темы рефератов и докладов
1. От Пифагора к Платону: становление образа античного Космоса. 2. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина. 3. Практическая философия Сократа: знание – есть основа добродетели. 4. Этические и дианоэтические добродетели в учении Аристотеля.
Семинарское занятие 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|