Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия, ее предмет и место в культуре




Цель занятия: достичь понимания мировоззренческой природы философии и как науки,ее связи с другими типами мировоззрения, ее места в духовной культуре общества.

 

Вопросы и задания.

1. Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты.

2. Мифология как тип мировоззрения:ее сущностные признаки.

3. Религия как тип мировоззрения.

4. Философия как тип мировоззрения. Философия как вид знания. Специфика философских проблем. Значение философии.

 

  • определение сущности мировоззрения, философии как науки и мировоззрения; основные проблемы, изучаемые философией; структуру, методы и функции философии; исторические типы мировоззрений; иметь представление о месте философии в системе гуманитарных наук; уметь выделить основные компоненты философии и ее проблемы, а также различать философские знания и концепции от нефилософских;
  • различные типы мировоззрений по их существенным признакам;
  • основные понятия понятиями: сознание, мировоззрение, культура, духовная культура, мифология, религия, философия, тип мировоззрения, материализм, идеализм, философская рефлексия, диалектика, онтология, гносеология, антропология, аксиология.

 

Рекомендуемая литература

 

Учебники:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.- М., Проспект 2007.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. - М.., Культурная революция,.2007

Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: Феникс, 2008.

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009.

 

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М.:Мысль, 2010

 

Миф. Мифология //Словарь античности. М., 1989.

Мифология. Религия. //Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991. Т.1.

Мамардашвили М.К. О философии //Вопросы философии. 1991. №5.

Хайдеггер М. Что такое - философия? //Вопросы философии. 1993. №8.

Монографии

Автономова Н.С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С.78-82.

Контрольные вопросы и задания.

1. Кто «создает» мировоззрение? Все ученые? Философы? Деятели культуры? Религиозные проповедники? Каждый человек?

2. В чем отличие элементов мировоззрения от элементов сознания?

3. Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы?

4. Согласны ли Вы со следующей оценкой мифологии: «Миф вырастает не из информации, не из логических резонов. Он гнездится в психологической структуре личности, в ее субъективном мире... Миф выражает психологическую установку»?

5. В чем основное отличие мифологического мировоззрения от религиозного?

6. Почему и сегодня продолжается мифотворчество?

7. Проанализируйте высказывание Ф.Ницше: «...без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает... культурное движение в некоторое законченное целое». Можно ли изжить мифы окончательно?

8. Что такое вера? Какие два типа веры Вы знаете?

9. Что такое сверхъестественное? Связано ли возникновение представлений о сверхъестественном с человеческой деятельностью?

10. Человек создает религию или религия - человека?

11. Что общего у религии и философии?

12. Согласны ли Вы с утверждением М. Монтеня: «Бессмертие нам обещают только бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом»?

13. Каково соотношение понятий «мировоззрение» и «философия»?

14. Если человек специально не изучал философии, означает ли это, что в своей жизни он свободен от всякого влияния философии?

15. Что значит быть философом?

16. «Философия - это самосознание исторически определенной эпохи». Как Вы понимаете это суждение?

17. «Философия - это сознание вслух». Как вы понимаете это суждение?

18. Почему мифы и легенды не имеют личного автора, а философские теории обязательно имеют?

19. Можно ли согласиться с утверждением, что философия - не наука, поскольку ее теории не могут быть доказаны непосредственно опытным путем?

20. «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, - значит требовать, чтобы он перестал быть философом...». Прав ли автор?

21. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Развитие философии напоминает развитие литературы и искусства, где, например, появление Достоевского не обесценивает Шекспира, а искусство Ренуара не заставляет нас забыть Рафаэля»? Аргументируйте.

22. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» - Почему Кант считал, что эти вопросы имеют принципиальное значение для философии? А как считаете Вы?

23. «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия». (К.Ясперс). Проанализируйте данное высказывание о предмете философии.

 

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Мифология: прошлое и настоящее.

2. Философия как знание.

3. Философия и религия.

4. Философия и политика.

5. Философия и художественная деятельность.

6. Философия и образование.

 

Семинарское занятие № 2

Античная философия

Цель занятия: знакомство с основными идеями античной философии, понимание значения и роли античных философских идей в истории философии и в современной культуре.

 

 

Вопросы и задания.

1. Космологическая проблематика первых философских школ Древней Греции.

2. Антропоцентристская тенденция в античной философии: софисты, Сократ. Жизнь и личность Сократа.

3. Философские взгляды Сократа: а) критика софистики; б) понимание знания; в) особенности диалектики (ирония и майевтика, индукция и определение);

г) этика.

4. Космоцентристская тенденция: Платон и Аристотель. Платон, его жизнь и судьба. Платон о двух видах философов. Назначение философии по Платону. Учение об идеях. Виды идей. Идея блага. Гносеология Платона. Учение о душе. Этика Платона. Учение о четырех добродетелях. Учение об «идеальном государстве».

5. Аристотель, его труды и учение. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя.

6. Учение Аристотеля о познании. Проблема истины.

7. Учение Аристотеля о человеке и обществе.

8. Эллинистическо-римский период античной философии. Античная философия как система идеалов, жизненных ориентаций, стилей поведения: кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикурейство.

 

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать основные этапы становления философской мысли; философские концепции выдающихся мыслителей античности;
  • уметь проводить границы между философскими учениями разных направлений; пользоваться философской терминологией различных философских школ;
  • приобрести навыки правильного использования в рассуждениях следующих понятий: материализм, идеализм, диалектика, софистика, идея, форма, телеология, этика, космологизм, космоцентризм, майевтика, гилозоизм.

 

Рекомендуемая литература

 

Учебники:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект 2007.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., Культурная революция,.2007

Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 2005

История философии в кратком изложении. М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,Высшая школа,2003.

3.Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: Феникс, 2008.

4.Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009.

5.Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008.

 

Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.1. С. 308-346; 370-407; 410-419.

Мир философии. М., 1991. Ч.1. С.184-193; 272-276.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1.С.110-135; 138-149; 176-256; 274-297.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему первых греческих философов называли «физиками»?

2. Какую главную проблему, связанную с пониманием движения, обнаружил Зенон Элейский в своих знаменитых апориях?

4. Древнегреческая философия носила космологический и космоцентрический характер. Как Вы это понимаете?

5. В чем видел Сократ главную задачу философии?

6. Какого человека, по мнению Сократа, можно считать добродетельным?

7. Какую роль в процессе познания Сократ отводил иронии?

8. В чем главное различие между философией софистов и Сократа?

9. Чему учит сегодня нас Сократ?

10. Как Вы понимаете смысл любимого изречения Сократа?

11. Какие свойства идей заставили Платона «поместить» их в особый, «наднебесный» мир?

12. Чем современен Платон?

13. Почему К.Поппер считал, что философия Платона вредна для демократического общества? Прав ли он?

14. Кто такие материалисты и идеалисты?

15. За что Аристотель критиковал Платона?

16. Что такое истина, по мнению Аристотеля?

17. Чем отличалось учение Аристотеля от учений его предшественников?

18. Кто такой античный скептик?

19. Киники, стоики, эпикурейцы - какую общую проблему они решали? Актуальна ли она сегодня? Чей подход Вам наиболее близок?

20. Определите понятия: диалектика и метафизика. Изменилось ли их содержание с течением времени?

 

Темы рефератов и докладов

 

1. От Пифагора к Платону: становление образа античного Космоса.

2. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина.

3. Практическая философия Сократа: знание – есть основа добродетели.

4. Этические и дианоэтические добродетели в учении Аристотеля.

 

 

Семинарское занятие 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...