Основные идеи и принципы философии марксизма
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Цель занятия: понять значение и роль философских идей марксизма. Вопросы и задания 1.Социально-экономические, политические и духовные предпосылки возникновения философии марксизма. 2. К. Маркс об отчуждении труда. 3. Материалистическая диалектика как метод познания. 4. Практика как фундаментальная субстанциальная абстракция. 5. Материалистическое понимание истории. 6. Марксизм и современность.
Изучив данную тему, студент должен:
Рекомендуемая литература
Учебники: Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., Культурная революция,.2007
Первоисточники: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 86-99, 113-127. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1-4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7. Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С.43-93, 188-197. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.16-27 (Общие замечания). Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 300-317. (Гл. IV).
Энгельс Ф. Письма об историческом материализме //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения. Т. 6. С. 508-510, 512-520, 530-532. Монографии: Андерсен П. Размышление о западном марксизме. М., 1991. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 141-152, 156-170, 276-308, 366-368. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса //Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Освобождение духа. М., 1991. Гл.IV Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе К.Маркса //Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. 2-е изд. М., 1985. Гл. 7.
Статьи: Буртин Ю. Ахиллесова пята исторической теории К.Маркса //Октябрь. 1990. №№ 11-12. Маркович М. Маркс об отчуждении //Вопросы философии. 1989. № 9.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается подход Маркса к проблеме отчуждения от гегелевского? 2. В чем, по Марксу, проявляется отчуждение труда? 3. Какие пути преодоления отчуждения предлагает Маркс? 4. В чем значение категории практики в ее марксистском понимании? 5. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (К. Маркс). Как Вы понимаете этот тезис Маркса? 6. В чем отличие марксистской диалектики от гегелевской? 7. Какую роль отводит марксизм сознанию? 8. «Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую». – Раскройте смысл данного положения Ф.Энгельса. 9. «Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс». – Как Вы понимаете это положение К.Маркса? В чем его значение?
10. Выделите достоинства и ограниченности материалистического понимания общества. 11. Какие идеи Маркса оказали наибольшее влияние на развитие мировой философской мысли? Почему?
Темы рефератов и докладов
1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта. 2. Кант: различие между рассудком и разумом. 3. Основные идеи этики Канта. 4. Смысл и содержание исторического процесса в философии Гегеля. 5. Гегель о конкретном и абстрактном мышлении. 6. Анализ сущности религии в философии Фейербаха. 7. Учение Маркса о человеке. 8. Судьбы марксизма.
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.). Пояснительная записка По учебному плану в 3 семестре студенты сдают экзамен, который проводится в традиционной форме – собеседования. Вопросы к экзамену и тесты выдаются студентам в начале семестра, в течение которого они самостоятельно прорабатывают содержание тестовых материалов. Во время экзаменационного собеседования студенты сначала отвечают на один из вариантов теста, в результате чего оценивается способность ориентироваться во всем курсе философии. Затем они отвечают на два вопроса, один из которых относится к разделу истории философии, другой – к систематическому (теоретическому) курсу философии.
Вопросы к экзамену по философии 1. Мировоззрение, его структура и функции. 2. Мифология как тип мировоззрения. 3. Религия как тип мировоззрения. 4. Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии. 5. Основная проблематика первых философских школ Древней Греции. 6. Сократ, его роль в античной философии. 7. Философия Платона. 8. Философия Аристотеля. 9. Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм). 10. Средневековая философия: возникновение, характерные черты. 11. Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до Ф. Аквинского). 12. Истоки и характерные черты философии Возрождения. 13. Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
14. Философия Т. Гоббса. 15. Философский рационализм: Декарт и его учение о методе. 16. Субъективный идеализм Дж. Беркли. 17. Философский скептицизм Д. Юма. 18. Философия Просвещения: учения о природе и ее познании. 19. Философия Просвещения о человеке и обществе. 20. Философия Канта. 21. Философия Гегеля. 22. Философия Фейербаха. 23. Основные принципы и идеи марксистской философии. 24. Русская философия XIX - I пол. XX в.в. (Общая характеристика и учение одного из философов – по выбору студента). 25. Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор). 26. Позитивизм: основная проблематика и этапы эволюции. 27. Философия жизни (Ф. Ницше). 28. Феноменология Э. Гуссерля. 29. Основные положения и течения философии экзистенциализма в ХХ веке. 30. Философия психоанализа. 31. Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм). 32. Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия. 33. Категории материи, движения, пространства и времени. 34. Идея развития. Диалектика. 35. Познание как деятельность. 36. Проблема истины в философии. 37. Наука как деятельность, знание и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания. 38. Наука и техника. Проблемы философии техники. 39. Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания. 40. Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества. 41. Сущность материалистического понимания общества. Общество как система. 42. Культура как общественное явление. 43. Проблема периодизации общественного процесса. 44. Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса. 45. Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание. Проблема идеального. 46. Философия о природе человека: различные подходы. 47. Проблема социального и биологического. 48. Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности. 49. Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия. 50. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|