Конституционная регламентация налогообложения
Одно из центральных мест в конституционной регламентации финансов в зарубежных европейских государствах занимают вопросы налогообложения. В большинстве конституций закреплено требование о том, что введение, изменение и отмена налогов должны происходить только на основании закона. Так, Основной закон Финляндии от 11 июня 1999 г. предписывает следующие нормы: "Государственные налоги устанавливаются законом, который должен содержать предписания о принципах налогообложения и уровне налогов, а также о правовой защите налогоплательщиков" (ч. 1 _ 81). В Конституции Бельгии 1994 г. подчеркивается, что "никакой налог в пользу государства не может быть установлен иначе как законом" (_ 1 ст. 170). Конституция Греции 1975 г. устанавливает следующие требования к налогообложению: "Никакой налог не может налагаться и взиматься без наличия формального закона, определяющего субъекты налогообложения, дохода, вид собственности, расходы и финансовые операции или их категории, к которым данный налог относится" (ч. 1 ст. 78).
Аналогичные требования к законам о налогообложении закреплены в конституциях других зарубежных европейских государств.
Особый интерес вызывает конституционная регламентация системы налогообложения в главе X "Финансы" Основного Закона ФРГ, поскольку установление системы налогообложения на уровне конституции не является характерным для большинства зарубежных европейских стран. В соответствии со ст. 106 Основного Закона ФРГ Федерации принадлежат доходы от финансовых монополий и следующие налоговые поступления: 1) таможенные пошлины; 2) косвенные налоги в той мере, в какой они не поступают землям; 3) налог с грузового автотранспорта; 4) налоги с оборота капитала, страховой и с обменных операций; 5) единовременный налог на имущество и компенсационные выплаты, взимаемые для выравнивания расходов земель; 6) дополнительные сборы к подоходному налогу и налогу с корпораций; 7) налоги в рамках Европейского Сообщества.
В ст. 34 Основного Закона ФРГ регламентируются налоговые поступления земель: 1) налог на имущество; 2) налог с наследства; 3) налог на автомашины; 4) транспортные налоги, если они не поступают Федерации или Федерации и землям одновременно; 5) налог на пиво; 6) вычеты из доходов игорных учреждений.
Следует подчеркнуть, что введение дополнительных налогов и сборов в Германии возможно только в том случае, если они являются разновидностью налогов и сборов, предусмотренных в ст. 106 Основного Закона ФРГ.
Весьма подробно регулируются бюджетно-налоговые отношения между Федерацией и субъектами Федерации в Швейцарии. В Конституции Швейцарии 1999 г. установлены максимальные размеры прямых налогов, вводимых союзными органами: не более 11,5% с дохода физических лиц; не более 9,8% с чистого дохода юридических лиц; не более 0,825 промилле с капитала и резервов юридических лиц (ч. 1 ст. 128).
В соответствии с Конституцией Швейцарии Союз при определении тарифов должен принимать во внимание финансовое обременение кантонов и заботиться о соразмерной финансовой компенсации. В частности, Конституция устанавливает размеры отчислений от прямых союзных налогов, направляемых кантонам, в том числе на выравнивание их финансового положения. В компетенцию Федерации входит также принятие мер, направленных на устранение "межкантонального двойного налогообложения" (ч. 3 ст. 127).
Особый научный и практический интерес вызывают те разделы Конституции Швейцарии, в которых говорится о необходимости гармонизации союзного и регионального налогового законодательства. Под гармонизацией налоговой политики в других зарубежных странах обычно понимается приведение в соответствие взаимной соразмерности налоговых систем различных государств и регионов. Так, согласно ч. 2 ст. 129 Конституции Швейцарии "гармонизация распространяется на обязанность уплаты налогов, предмет и определение времени уплаты налогов, процессуальное и налоговое уголовное право". Вне сферы гармонизации налогового законодательства остаются установление тарифов налогообложения, ставок налогов и не облагаемых налогами сумм. Установление принципов гармонизации прямых налогов Союза, кантонов и общин возложено на союзные органы Швейцарии.
Одно из центральных мест в конституционной регламентации налогообложения зарубежных европейских государств занимает принцип равенства и всеобщности. В большинстве конституций указывается на необходимость учитывать фактическую способность или возможность граждан к уплате налогов. Например, согласно ч. 1 ст. 31 Конституции Испании 1978 г. "каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию". В Конституции Италии закреплено требование о всеобщности налогообложения, которое должно практически реализовываться в участии всех граждан в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью (ч. 1 ст. 53).
Таким образом, в большинстве конституций зарубежных европейских государств осуществление принципа всеобщности и равенства налогообложения ставится в прямую зависимость от имущественного положения налогоплательщиков.
В конституциях зарубежных европейских государств предусмотрены жесткие ограничения на введение налоговых льгот или привилегий. Так, Конституция Бельгии 1994 г. устанавливает запрет на установление любых привилегий, а любые исключения могут предоставляться только в рамках закона и при наличии необходимых обоснований (ч. 1 ст. 172). Сходным образом регламентируется введение налоговых льгот в Конституции Люксембурга: "Никакие привилегии в области налогообложения не могут быть установлены. Никакое освобождение от налогов или их снижение не могут быть установлены иначе как законом". При этом конституции всех зарубежных европейских государств предусматривают возможность прогрессивного налогообложения, введения налоговых льгот с учетом имущественного положения населения или экономических возможностей субъектов хозяйствования. В Конституции Португалии 1976 г., например, записано, что подоходный налог должен способствовать уменьшению неравенства и быть "единым и прогрессивным, учитывающим потребности и доходы семьи в целом" (ч. 1 ст. 104).
В соответствии с конституционной регламентацией в зарубежных европейских государствах налоговым законам не может придаваться обратная сила. Так, Конституция Греции закрепляет это предписание следующим образом: "Налог или какое-либо иное финансовое бремя не может налагаться законом, имеющим обратную силу, распространяющуюся за рамки предшествующего введению налога финансового года" (ч. 2 ст. 78). Сходное требование записано в Конституции Швеции: "Налог или иные выплаты государству не могут взиматься в большем размере, чем это вытекает из предписания, имевшего силу тогда, когда возникли обстоятельства, которые вызвали установление налога или выплаты" (_ 10 гл. 2).
Как известно, цели налогообложения многообразны и во многом зависят от уровня экономического развития страны и расстановки политических сил. В связи с таким пониманием приоритетов налоговой политики в конституциях сформулированы лишь общие цели налогообложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: