Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы собственности на природные ресурсы




 

 

Экономическим базисом государственного управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды является собственность на природные ресурсы, на объекты окружающей среды, концептуальное отношение к ним со стороны государств и их конституций. Значение этих факторов возрастает в условиях рыночных отношений, развития конкуренции, антимонополизма и предпринимательства или ускоренного перехода к ним.
Так, все природные богатства Республики Македония, растительный и животный мир по Конституции в соответствии с законом представляют общественный интерес и пользуются особой защитой. В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач, относящихся к окружающей среде и обеспечению добрососедства, а также к выполнению других задач, которые согласно закону или обычаю возлагаются на собственника (показательно, во-первых, что отношение к окружающей среде сравнивается с добрососедством, а во-вторых, отмечается роль обычая, который в природопользовании может играть чуть ли не решающую роль).
В Федеративной Республике Германия земля и недра, естественные ресурсы могут быть переведены в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства согласно закону, регулирующему виды и размеры возмещения. Федерация является собственником прежних имперских водных путей. Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.


Земли

 


Среди природных ресурсов первое место принадлежит земле как территориальному базису всего производства и проживания людей и как невосполнимому и незаменимому элементу сельскохозяйственного производства.
В Республике Болгария земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого, и при условиях и в порядке, определенных законом.
В Италии закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает ее предельные размеры, содействует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений, поддерживает мелкую и среднюю собственность.
В целях общественной пользы законом можно первоначально закрепить или же посредством возмездного отчуждения передать государству, объединениям трудящихся или потребителей предприятия, относящиеся к источникам энергии и составляющие предмет важных общественных интересов (ст. 43, 44 Конституции Италии 1947 г.).
В России земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ, указанными народами являются все народы, проживающие в пределах Российской Федерации, иначе она не обладала бы суверенитетом над своей территорией.
Особое внимание уделяется использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, обороту которых в России посвящен специальный закон, а в других государствах отводятся специальные конституционные нормы.
По Конституции Греции особые законы регулируют вопросы собственности и распределения рудников, карьеров, пещер, минеральных, проточных и подземных вод, а также богатства недр вообще. В соответствии с определенной особым законом процедурой допускается перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации существующей мелкой земельной собственности.
Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью их использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам, а также вопросы частичной или полной компенсации владельцам в случае их появления вновь в разумные сроки (ст. 18 Конституции).
Большое внимание уделяется земельной собственности и ее сельскохозяйственному использованию в Турции. Здесь государство принимает необходимые меры, чтобы поддерживать и развивать эффективное культивирование земли, предупреждать ущерб вследствие эрозии и обеспечивать землей малоземельных и безземельных фермеров. Для этих целей законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных или безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или к истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.
Государство содействует фермерам и животноводам в повышении уровня урожая и увеличения поголовья домашнего скота, в приобретении сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота в соответствии с принципами сельскохозяйственного планирования (ст. 45 Конституции).
Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма, указывается законом. Если предусматривается оплата в рассрочку, то рассрочка не может превышать пяти лет. Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему эту землю, во всех случаях выплачивается предварительно (ст. 46).

Моря

 

В настоящее время увеличивается внимание к минеральным и биологическим ресурсам побережий и морского дна, к юрисдикции государств на соответствующие объекты.
Обратимся в этой связи к конституциям ряда стран.
Согласно Основному закону, исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, а также воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам этих морских пространств.
По Конституции Хорватии море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение, и определенные законом как объекты, представляющие интерес для Республики, находятся под ее особой защитой.
По ст. 43 Конституции Турции побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитывается общественный интерес. Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.
В России подробное регулирование охраны и использования этих морских ресурсов осуществляется в Федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 197-ФЗ (в редакции ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ) и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ (в редакции ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ) (см.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003). В Конституции РФ определение статуса и защита исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ отнесены к ведению РФ.

 


Леса


Значительное место отводится в ряде конституций собственности на леса и иную растительность.
Большое внимание уделяется лесам в Конституции Турции, где государство принимает необходимое законодательство и меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесных заповедников, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводятся. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства.
Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность по истечении срока давности владения и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общественной пользы.
Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; никакие амнистии или помилования, касающиеся только преступлений против лесных заповедников, не могут объявляться. Преступления, совершенные с намерением поджога или разрушения лесных заповедников, а также сокращения районов лесного заповедника, не могут быть включены в перечень случаев применения амнистий или помилований в других случаях.
Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным, и наоборот, преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность было найдено определенно выгодным, кроме мест, которые с 1981 г. считаются полностью утратившими свое лесохозяйственное значение и используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового и сельскохозяйственного строительства.
Законом, согласно Конституции, определяются меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в или около лесных заповедников, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни их жителей. Закон регулирует развитие областей, которые с научно-технической точки зрения по состоянию на 1981 г. утратили ценность лесов, выявление и вынесение за границы лесов районов, сохранение которых в качестве лесов с научно-технической точки зрения найдено бесполезным, обустройство вышеупомянутых районов силами государства в целях полного или частичного расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням. Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, немедленно перезасаживаются лесом, и создаются государственные заповедники (ст. 169, 170 Конституции Турции)*(28).
В Республике Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст. 6 Конституции РК 1995 г.).
Согласно ст. 23 Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые являются неприкосновенными. В случае аграрных реформ земля распределяется только тем лицам, которые принадлежат общине владельца экспроприированных земель.
На праве исключительной собственности Литовской Республике принадлежат дороги, воздушное пространство над ее территорией, ее континентальный шельф и экономическая зона в Балтийском море (ст. 47).

 

Некоторые выводы


Подводя итог экологическим положениям конституций европейских стран, можно констатировать, что конституционная палитра требований охраны окружающей среды достаточно разнообразна, имеет свою историю и динамику развития, национальную и географическую специфику, тесно связана с другими сферами жизни и конституционного регулирования.
Наиболее близкие связи у регулируемых конституциями экологических отношений с культурой, образованием, экономикой. В государствах Европы поняли важность экологических проблем с учетом их нарастания, длительности и долговременности, их решение во многом определяется культурой (уровень которой и обусловливает природные, рекреационные потребности человека), надлежащим экологическим воспитанием и образованием, особенно подрастающего поколения.
Что касается экономики, то она постоянно находится и не может не находиться в конфликте с экологией, поскольку природоохранные затраты ложатся бременем на себестоимость продукции, доходы и прибыль; только сильные, социально ориентированные и процветающие государства могут позволять себе действенный государственный экологический контроль и вмешательство в экологическую деятельность капитала, отнимая у него часть средств на экологическое поддержание и процветание всего общества.
В европейских конституциях прослеживается кое-где осторожная, а порой и более решительная попытка обременения природопользования задачами природоохранения, сбережения природных ресурсов в интересах будущих поколений. В значительной степени эти конституционные предписания подкрепляются законодательством, воздействующим на эксплуатацию природных ресурсов, подчиняющим интересы бизнеса интересам населения стран, голосующего в условиях демократических выборов за своих менеджеров-управителей.


Глава II. Государственное устройство

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...