Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парламентский контроль исполнения бюджета




 

 

В конституциях зарубежных европейских стран, основополагающим элементом которых является принцип разделения властей, исключительно важная роль отводится парламентскому контролю за исполнением бюджета и расходованием государственных средств. Так, Основной Закон ФРГ устанавливает обязанность Правительства предоставлять в Бундестаг и Бундесрат отчет о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и о государственном долге за следующий финансовый год (ч. 1 ст. 114).
В большинстве зарубежных европейских стран для повышения эффективности парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств создается специализированный коллегиальный орган типа Счетной палаты. Так называются органы контроля в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Испании, Италии, Португалии, Румынии, Франции, ФРГ. В Польше орган данного типа именуется Верховной контрольной палатой, в Словении - Счетным судом, в Финляндии - Ревизионным ведомством.
В соответствии с конституциями аналогичные функции исполняются должностным лицом парламента - аудиторами в Дании, государственными контролерами в Латвии, Литве, Эстонии, государственными ревизорами в Финляндии.
Конституции европейских государств относят Счетные палаты к органам парламента, осуществляющим контроль за исполнением бюджета. В их число входят Австрия, Венгрия. В ряде стран Счетные палаты обладают статусом самостоятельного высшего органа финансового контроля (Болгария, Испания, Польша, ФРГ). В остальных странах счетные палаты наделены некоторыми функциями судебных органов. К этой группе относятся Счетные палаты Греции, Италии, Португалии, Франции, Счетный суд Словении.
Характерной особенностью данных органов контроля за исполнением бюджета является их подотчетность парламенту.
Конституции и принятые на их основе законы наделяют органы парламентского контроля широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Так, Конституция Бельгии закрепляет за Счетной палатой следующие полномочия: на нее "возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за тем, чтобы ни одна расходная статья бюджета не была превышена и никакой перевод средств из одной статьи в другую не имел места. Палата осуществляет также общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, получаемых государством, включая фискальные поступления. Она утверждает счета различных государственных административных органов и обязана представить с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты" (ст. 180).
В соответствии с Основным Законом ФРГ "Федеральная счетная палата, члены которой обладают независимостью судей, проверяет расчеты, а также рентабельность и правильность ведения бюджета и руководства экономикой" (ч. 2 ст. 114).


Некоторые выводы

 

 

Таким образом, в большинстве зарубежных европейских стран придается исключительно важное значение конституционной регламентации финансов как одному из факторов развития экономики и социальной стабильности.
Конституции зарубежных европейских стран характеризуют налогообложение не только как средство покрытия государственных расходов, но и как инструмент экономической политики. Осуществление регулирующей функции налога позволяет государству более активно участвовать в координации процесса общественного воспроизводства.
Одной из важнейших целей налогового обложения на современном этапе развития конституционной регламентации финансов стали социальные аспекты.
Говоря о регламентации бюджетной политики, следует указать на стремление большинства стран закрепить в конституциях основополагающие принципы бюджетного права и стремление к усилению парламентского контроля за исполнением бюджета и расходованием государственных средств.


Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы

 

Предварительные замечания

 

 

Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся все более актуальной проблемой современности, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах Европы. В конституциях европейских государств получают отражение экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.
На отражение проблем охраны окружающей среды в основных законах европейских стран наложили отпечаток как исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, так и уровень социальной защищенности населения, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота вопросов о наличии, распределении и рациональном использовании земель и иных природных ресурсов.
В конституциях, принятых в первой половине ХХ в., лишь изредка можно встретить достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ в. в связи с надвигающимся экологическим кризисом в основные законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сбережении природных благ как условий жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей, о формах собственности на природные ресурсы.
Понятно,что в основных законах предусматриваются лишь вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, которая потом проявляется в законодательстве и в процессе его применения, но и по конституционным нормам-принципам можно судить о главных направлениях, принципах и проявлениях природоохранной деятельности, проецировании ее на остальные конституционные и иные правовые институты.
Немаловажен и полезен сравнительный анализ российских конституционных и иных законодательных природоохранных положений и конституционных природоохранных положений других стран европейского континента*(19).
Такой анализ порой затруднен некоторой разницей в терминологии*(20). Однако в ряде случаев ее можно преодолевать с помощью научного толкования, допустимых профессиональных разъяснений и комментирования.
Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием, логически вытекает из него, что обусловливает взаимосвязь соответствующих конституционных предписаний о статусе, использовании и охране природных ресурсов. Общепризнанным остается положение о том, что природопользование и охрана природной среды в современных условиях не противоречат друг другу, не могут быть взаимоисключаемыми, но, наоборот, неразрывны, являются двумя сторонами "одной медали" - взаимоотношений общества и природы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...