Во многом все беды связаны именно с общественным положением героев. Толстой показывает, что все те интриги и сама жизнь богачей, не дает счастья.
Во многом все беды связаны именно с общественным положением героев. Толстой показывает, что все те интриги и сама жизнь богачей, не дает счастья.
*Итак, в чем же суть произведения? Какую идею заложил автор? В первую очередь, хотелось бы заметить, что данный роман – это отнюдь не рассказ о семье. Об этом мы можем судить, рассматривая отношение критиков к Толстому. Первая волна отзывов была положительной. Ведь все считали, что данное произведение будет описывать дворянскую жизнь и говорить о «вечных» приданьях старины. Но чем больше глав выходило, тем большим становилось огорчение критиков. Что же так сильно не понравилось им в романе? Ответ прост. Это та правдивость, с которой Толстой говорил о жизни в России. Их напугало то, как он проливал свет на самые потайные уголки дворянского общества. Вместо того чтобы восхищаться им, он открывал всю правду. Автор говорит и об аристократии, и о бюрократии. Дает характеристику интеллигенции, капиталистам и крестьянам. Мы видим, что Толстой открывает абсолютно все стороны жизни того времени. Центральное место в романе занимает дворянство. Оно описывается очень реалистично. Толстой не боится показывать недостатки своего класса. Часто, даже использует сатиру. Идейно-тематический замысел автора – сравнение здоровой патриархальной среды с моральными принципами и развращенное светское общество, которое давно опустело внутри. Далее хотелось бы обратить Ваше внимание на особенности композиции романа. Начинается он с интересной фразы: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Смысл ее в том, чтобы показать, как происходит разрушение в семье.
Весь роман состоит из анализа трех семейных пар: Анна и Каренин, Долли и Облонский, Кити и Левин. Рассматривая каждую семью, автор так и не смог сделать окончательный вывод и дать ответ о том, что же нужно делать, чтобы жить счастливо. В первой паре мы видим, что Долли сделала все, для того чтобы ее семья была счастлива. Она посвятила всю себя мужу и детям. Но это не помогло. Облонский постоянно изменял, считая это обычным делом и не видя ничего предосудительного. Жена, хоть и все знала, не хотела рушить семью. Она была готова пожертвовать своим счастьем ради детей. Здесь Толстой показывает, что в семье часто каждый живет по-своему. Люди, соединив свои сердца, так и не научились быть одним целым. В другой паре Левина и Китти тоже нет той семейной идиллии, о которой так мечтает каждый. Здесь они действительно любят друг друга, но такие отношения мешают им найти смысл жизни. Как будто какой-то замкнутый круг. В романе также упоминаются семьи матери Вронского и княжны Бетси. Автор открывает всю правду жизни аристократов. Он говорит о том, что богачи забыли, что такое настоящие семьи. Сразу за ними идет описание семьи из народа. Здесь еще осталось некоторые моральные ценности. Но, даже в этом мире, где деньги не испортили людей, есть место для лжи, лести, обмана и лицемерия. Толстой говорит о жизни, не скрывая ничего. Он описывает, как духовная гниль разрушила все те моральные принципы, которые так важны. Композиция романа – это переплетенные судьбы Анны Карениной и дворянина Левина. Именно они являются главными героями. Их жизни в конце сталкиваются, но это никак не меняет печальную развязку.
30. Отражение социальных и философских исканий Толстого в образе Константина Левина в романе «Анна Каренина». Морально-психологическая проблематика романа наиболее ярко проступает в той области «лабиринта сцеплений», которая композиционно объединяет сюжетные линии Анны Карениной и Константина Левина.
С историей Константина Левина ассоциируется важная для Толстого и последовательно проведеная в его творчестве тема жизненных исканий и самосовершенствования личности. Константин Левин явился новым образом в литературе. " Это образ не " маленького", не " лишнего" человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин - мыслитель-деятель". Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей. Образ отчасти списан с самого Толстого: герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, он делит свою жизнь на две части - " на себя" и " для общества". Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком. Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Левин мечтает, чтобы наступили " вместо бедности - общее богатство, довольство; вместо вражды - согласие интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна. Да, это цель, из-за которой стоит работать". " Левин, - говорит о своем герое Толстой, - всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа" . Заботясь об охране своих интересов, Левин стремится к тому, чтобы и крестьянин мог жить по-человечески. Он знает, что почти все плоды тяжкого труда крестьян пойдут не им, а владельцам земли. Эти " хищники" доводят крестьян до такой нищеты, что у них " ни лошаденки, ни коровенки, с голоду дохнут".
Стремясь спасти и " дворянские гнезда" и крестьянские хозяйства от бессовестных грабителей Левин задумывает устроить сельскохозяйственную артель, в которой будет обеспечена выгода и помещика и крестьянина. Заботит его и мысль и о его личном благе. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа — единения и разъединения людей. Семья для Левина - самое глубокое, высшее единение, которое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чужом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена - ведь для Вронского Кити, еще не понявшая саму себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову. Нравственно-философская направленность предоставляет исканиям героя особую окраску. Он пытается проводить хозяйственные преобразования не только с точки зрения экономического расчета, но и с учетом новых отношений между хозяином и рабочим. Однако утопические надежды и иллюзии Левина, его своеобразный проект «спасения России» завершаются крахом: крестьяне не доверяют ему, не видят выгоды работать на господина. Акцентируя внимание читателя на росте душевной тревоги героя, Толстой отмечает, что на этом отрезке «пути исканий» Левин теряется в собственных мыслях, отрицает собственные убеждения и снова возвращается к ним. " Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить", - говорил себе Левин. Спасла его встреча со старым крестьянином Фоканычем, который " для души живет, бога помнит". После разговора с этим " праведным" стариком Левину, как он думает, открылся истинный смысл жизни. " Спасение от лжи современной цивилизации Левин видит не в реформах, не в революциях, а в нравственном перерождении человечества, которое должно повернуть с языческих на истинно духовные пути".
Особое место в истории поисков смысла жизни Левиным занимают те страницы романа, посвященные «обретению ответы». В сюжетно-композиционном плане встреча Левина с крестьянином Федором во время уборки урожая и рассказ о двух мужиков можно считать кульминационной точкой в философском плане произведения. «Так, значит - люди разные; один человек только для нужд своих живет, только брюхо набивает, а Фоканич - правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит», - объясняет Федор. Толстой привел своего героя к религии. Но вместе с тем он привел Левина на грань разрыва его связей с дворянским классом. Однако Левин не делает решительного шага, не доходит до разрыва со своим классом и не переходит на сторону народа. Этого шага еще не сделал тогда и сам автор романа. Но Левину стало совершенно очевидной вопиющая несправедливость общественного устройства, основанного на притеснении богатыми неимущих, на насилии и лицемерии, на всяческой неправде и беззаконии сильных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|