Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

31. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Позиция рассказчика и способы ее выражения.




История создания. Написан в 1903, опубликован после смерти писателя в 1911. В основе лежит событие, о котором Толстой узнал, когда жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей полюбил дочь местного воинского начальника и собирался на ней жениться. Но увидел жестокое наказание, которым командовал отец девушки, и пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Много лет спустя Толстой описал ее в рассказе «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е 19 века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось, выступает против насилия и гнета, бесчеловечного отношения к людям.

Тематика. Раскрывает одну из сторон жизни России — положение царского солдата. Основная проблема связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре изображения мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея. Раскрывается с помощью системы образов и композиции. Иван Васильевич и полковник — образы, через которых решается проблема. Показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность. В образе полковника разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности за окружающее. Сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Характер конфликта. Основа конфликта заложена в изображении двуликости полковника, в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех. В сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты, появился новый, грозный и жестокий человек. Иван так описывает наказание: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца. Когда же он сталкивается с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя.

Композиция. Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция четкая и ясная, в ней выделяются 4 части: диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.

«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, изменивший его жизнь. Таким образом, из диалога узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина со страшной неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Контраст используется и при выборе языковых средств. При описании Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Связано это с тем, белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение. В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «... я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. ... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Сюжет. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в Вареньку. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.

Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.

Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.

Позиция рассказчика выражается: повествование ведется от первого лица; заголовок (указывает на время, место и важность конкретного момента); композиция (рассказ в рассказе, построенные на принципе антитезы); характеристика героев, данная в рассказе; лексические средства (так же построенные на противопоставлении).

Рассказчик — герой, от лица которого ведется повествование, с первых же страниц предстает перед нами уважаемым всеми человеком. Обладая богатым жизненным опытом, Иван Васильевич рассказывает свою историю «очень искренне и правдиво». Поэтому и мы сразу проникаемся доверием к нему и к его рассказу. Мы чувствуем искреннюю симпатию к героине его истории, Вареньке Б., понимаем глубокое чувство, которое испытывал к девушке молодой человек. Поэтому в течение всего рассказа о событиях после бала, о жестокости полковника и его подчиненных нас не покидает вопрос: «А любовь-то что? »

Однако автор, выше всего ставивший социальную справедливость и близко к сердцу принимавший всю жестокость, совершающуюся в обществе, таким же отношением к действительности наделил и своего героя-рассказчика. После того как молодой человек стал свидетелем страшной сцены на улице, он уже не мог по-прежнему относиться к своей возлюбленной. «Любовь с этого дня пошла на убыль, — рассказывает герой. — Когда она [Варенька], как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней... »

Таким образом, читая рассказ Л. Н. Толстого, мы отчетливо видим в образе рассказчика самого автора, его жизненную позицию, его взгляды, его возмущенную душу, стремящуюся к справедливости и человечности. Как ни пытался герой оправдать поведение полковника, как ни старался убедить себя, повторяя: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», как ни стремился узнать это, — ему так и не удалось. Потому и не поступил он на военную службу, как хотел раньше, — из-за того, что видел и не понимал жестокости, царящей в военных кругах. Из-за этой же жестокости и несправедливости современного ему общества, из-за нравов, которые резко осуждал, сам Толстой порвал со своей средой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...