Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

32. Роман «Воскресенье». Проблемы, образы. Отражение идейных исканий Л.Н.Толстого.




«Воскресение» последний роман Толстого, написанный им в 1889-1899. Реальная основа. Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть», потому что в 1887 Анатолий Кони рассказал историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке женщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, и была проституткой низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме.

Трагичность положения отдельно напоминает рассказ Мопассана «Порт» — любимый рассказ Толстого, который он перевел, назвав «Франсуаза»: Матрос, приехав из дальнего плавания, в порту нашёл публичный дом, взял женщину и узнал в ней сестру только тогда, когда она начала его расспрашивать, не видал ли он в море такого-то матроса, и назвала ему его собственное имя.

Это роман социально-идеологический. В основе такого романа лежит тезис о желанном и должном социальном устройстве. С точки зрения тезиса дается критика всех существующих общественных отношений и форм. «Воскресение» слагается из трех моментов:

1) принципиальной критики всех наличных общественных отношений;

2) изображения «душевного дела» героев, т. е. нравственного воскресения Нехлюдова и Катюши Масловой;

3) отвлеченного развития социально-нравственных и религиозных воззрений автора.

В связи с этим находится композиция романа. Она проста по сравнению с предшествующими произведениями. Там было несколько самостоятельных центров повествования, соединенных между собою сюжетно-прагматическими отношениями. В «Воскресении» повествование сосредоточено вокруг Нехлюдова и, отчасти, Масловой, все остальные персонажи и мир изображаются в кругозоре Нехлюдова. Все эти персонажи романа ничем между собою не связаны и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, хлопочущим о своем деле Нехлюдовым.

Роман – это вереница освещенных резким критическим светом образов социальной действительности, соединенных нитью внешней и внутренней деятельности Нехлюдова; увенчивают роман отвлеченные тезисы автора, подкрепленные евангельскими цитатами.

Роман открывается евангельскими текстами (эпиграф) и замыкается ими (чтение Нехлюдовым Евангелия). Все эти тексты должны подкрепить основную мысль: недопустимость не только суда человека над человеком, но и недопустимость какой бы то ни было деятельности, направленной на исправление существующего зла. Такова идеология, организующая роман. Раскрытие идеологии не в форме отвлеченных моральных и религиозно-философских трактатов, а в условиях художественного изображения, на конкретном материале действительности и в связи с конкретным и социально-типическим жизненным путем Нехлюдова – с исключительною ясностью обнаруживает социально-классовые и психологические корни ее.

Объективное зло сословно-классового строя обрамлено в романе субъективным кругозором представителя отходящего класса, ищущего выход на путях внутреннего дела, т. е. объективно-исторического бездействия. Худ. акценты этого изображения энергичнее, сильнее и революционнее, нежели тона покаяния, прощения, непротивления, которые окрашивают внутреннее дело героев и отвлеченно-идеологические тезисы романа. Худ. -критич. момент и составляет главную ценность романа.

Тема «воскресения» в романе перестает быть личной темой автобиографического героя. Нравственное прозрение Нехлюдова совершается в начале повествования. Дальнейшей задачей героя становится дискредитация общественного устройства и отрицание его. С темой «воскресения» писатель связывает вопрос об исторических судьбах народа, общества и человечества, что существенным образом отражается на художественной структуре романа: образом психологически развивающимся и стержневым в движении сюжета впервые в творчестве Толстого становится героиня из народа.

Психологическое развитие образа Масловой слагается из двух противопоставленных друг другу процессов и в этом отношении находится в единстве с принципом контрастного сопоставления, который в структуре романа является ведущим. Жизнь Масловой «на воле» от первых шагов в господском доме с его соблазнами до начальных месяцев ее пребывания в остроге – постепенное и закономерное «омертвление» души. Нравственная чистота, которая сохраняется в героине при всей глубине ее «падения», теряет способность быть силой активной и становится лишь источником духовно болезненных ощущений, возникающих всякий раз при воспоминании о том мире, «в котором она страдала и из которого ушла, не поняв и возненавидев его». Но изображение социальной закономерности трагедии героини из народа – лишь одна из задач. Непонимание мира зла, восприятие общепринятых и узаконенных «норм» отношений как должных определяется писателем как «темнота незнания». Это понятие употребляется в романе в сцене вынесения Нехлюдовым нравственного приговора себе и связывается с его интеллектуальным прозрением.

Сюжет. В окружном суде с участием присяжных заседателей слушается дело о похищении денег и отравлении, повлёкшем смерть купца Смелькова. Среди троих обвиняемых предстает мещанка Екатерина Маслова, занимающаяся проституцией. Маслова оказывается невиновной, но, в результате судебной ошибки, её приговаривают к четырём годам каторги в Сибири.

На суде, в числе присяжных заседателей, присутствует князь Дмитрий Нехлюдов, который узнает в Масловой девушку, около десяти лет назад, соблазненную и брошенную им. Чувствуя свою вину, Нехлюдов решает нанять для неё адвоката, подать дело к кассации и помочь деньгами.

Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения к людям, с которыми ему в этот день, после суда, приходится видеться и, особенно, к представителям высшего общества, которое окружает его. Он думает поскорее отделаться от присяжничества и уехать за границу. Нехлюдов вспоминает Маслову; сперва арестанткой, а затем начинают возникать минуты, пережитые с нею.

Нехлюдов чувствует себя негодяем, и начинает сознавать, что всё то отвращение к людям по сути было отвращением к самому себе. Желая порвать с этой жизнью, Нехлюдов решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения и, если нужно, жениться на ней.

В состоянии нравственного прозрения, душевного подъёма и желания каяться, Нехлюдов приходит в острог на свидание, но, к удивлению и ужасу, видит, что Катюша, которую он знал и любил, умерла, её «не было, а была одна Маслова» — уличная девка, которая смотрит на него, как на одного из клиентов, просит деньги, а когда он их передаёт и пытается высказать то главное, с чем он пришёл, не слушает его, пряча от надзирательницы взятые деньги себе за пояс.

«Ведь это мертвая женщина» — думает Нехлюдов. В его душе просыпается «искуситель», который говорит ему, что уже ничего он с этой женщиной не сделает и надо лишь дать ей денег и оставить её. Но он побеждает «искусителя», оставшись твёрдым в своих намерениях.

Наняв адвоката, составляет прошение в сенат и уезжает в Петербург, чтобы присутствовать при рассмотрении дела. Но кассация отклоняется, голоса сенаторов разделяются и приговор суда остаётся без изменения.

Вернувшись в Москву, привозит с собой, для подписи Масловой, прошение о помиловании на «высочайшее имя», в успех которого он уже не верит и, через несколько дней, вслед за партией заключенных, с которой этапируется Маслова, отправляется в Сибирь.

На время продвижения, удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных к политическим. Этот перевод улучшает её положение, а сближение с некоторыми из политических заключенных оказывает на Маслову «решительное и самое благотворное влияние». Благодаря своей подруге Марье Павловне Катюша осознаёт, что любовь не заключается в одной «половой любви».

В течение всего повествования Толстой постепенно «воскрешает» души своих героев. Ведёт их по ступеням нравственного совершенствования, возрождая в них «духовное существо» и вознося его над «животным». Это «воскресение» открывает для Нехлюдова и Масловой новое миропонимание, делая их участливыми и внимательными к людям.

В конце романа, партия Масловой, пройдя около пяти тысяч вёрст, прибывает в крупный сибирский город, с большой пересыльной тюрьмой. В почтамт этого города стекалась вся почта, которая шла из центра России Нехлюдову. Разбирая почту, находит письмо своего друга юности Селенина. Вместе с письмом Селенин высылает копию бумаги с помилованием Масловой, согласно которой каторжные работы заменяются ей поселением в Сибири.

С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание с Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только получится официальная бумага, они смогут решить, где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову. За время своего пребывания с политическими заключёнными, она близко познакомилась с ссылаемым в Якутскую область Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё. И, несмотря на то, что Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной, которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона.

Простившись с Масловой, Нехлюдов обходит тюремные камеры острога вместе с путешествующим англичанином, в качестве его переводчика, и только поздним вечером возвращается в номер своей гостиницы. Оставшись один, вспоминает всё виденное им за последние месяцы: страшное зло, которое он видел и узнал в кабинетах чиновников, в судах, в тюрьмах; зло которое торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его. Всё это поднимается в его воображении и требует разъяснения. Устав думать над этим, Нехлюдов садится на диван и «машинально» открывает Евангелие, подаренное ему англичанином.

Читая, Нехлюдов не спит всю ночь, «как губка воду» впитывая «в себя, то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге» и находя для себя ответы на все мучавшие вопросы. Таким образом, заканчивая свой роман, в последней главе, Толстой, устами Нехлюдова, высказывает свой взгляд на христианское учение.

В евангельском понимании Толстого «„Воскресение“ восстание любви из гроба тела, из гроба своей личности».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...