Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, особенности взаимодействия жилищно-коммунального комплекса и Министерства внутренних дел




 

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Своим появлением службы российского жилищно-коммунального хозяйства обязаны Петру I, передавшему 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» российской полиции, которую называл «душой гражданства и всех добрых порядков», «связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах».

Дальнейшую интеграцию жилищно-коммунальных служб и полиции проводили Екатерина II и Александр I. Так, Александр I, ликвидировав сложную и не эффективную систему приказов, создал новые органы управления - министерства. В 1802 году было создано Министерство внутренних дел и государственных имуществ, в котором «было три полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйствования».

Хозяйственная полиция - единственный хозяйственный орган в Российской Империи - отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным организатором возникающих основ местного самоуправления.

С развитием местного самоуправления и деконцентрацией власти происходила постепенная передача прав и имуществ от Министерства к властям городов. Например, с введением в Москве городского самоуправления, было передано управление такими объектами инфраструктуры как мосты, набережные, городской водопровод, ночлежные дома. Так же из сферы деятельности полиции была выведена городская санитария, замощение и очистка улиц.

Однако, процесс передачи обязательств от полиции органам местного самоуправления затягивался. К 1917 году Министерство внутренних дел занималось управлением жилищно-коммунального хозяйства в половине российских городов.

С приходом к власти большевиков, процесс создания органов местного самоуправления ускоряется и в декабре 1917 года учреждается Комиссариат по местному самоуправлению с целью консолидации деятельности всех городских и земских учреждений. В марте 1918 года организован отдел местного хозяйства НКВД и стартовал процесс «собирания коммун». «Для четкого определения административных единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им названия коммуна, независимо от их размера. Их хозяйственная деятельность была определена как «коммунальное хозяйство».

В начале 20-х годов XX века коммунальное хозяйство переживало сложные времена. Начиналось активное вмешательство вновь создаваемых органов в управление жилищно-коммунальным фондом и регулирование тарифов. Набирал обороты процесс конфискации имущества у домовладельцев, устанавливалась дифференцированная плата за жилье. С обесцениванием рубля взимание денег за жилье и коммунальные услуги было прекращено, что нанесло серьезный ущерб жилищному фонду. Только в Москве за данный период пришло в негодность 11,5 тысяч зданий.

С середины 20-х годов предпринимались попытки «восстановления платной системы проживания в жилищном фонде» и введения «квартирного налога» - сбора в зависимости от дохода семьи.

году учреждается Министерство коммунального хозяйства РСФСР, в 1971 году оно преобразовывается в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

После распада СССР, в 1993 году был организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации, который годом позже входит в состав Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ.

В 2007 году была образована государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это некоммерческая организация, целями которой являются:

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

-  стимулирование реформирования жилищно-коммунального комплекса;

-  формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом;

-  внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

«Первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда за счет дополнительных доходов государства составил 240 млрд руб. В 2010 году дополнительно было выделено еще 15 млрд рублей». Фонд завершает свою деятельность в 2013 году.

В настоящее время законодательное регулирование сферы ЖКХ находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные сферы деятельности, такие как электроэнергетика, теплоснабжение, водоотведение, закладываются общие принципы и нормативы оказания жилищно-коммунальных услуг. На региональном уровне внимание уделяется региональным стандартам оплаты услуг ЖКХ и их тарификации.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зафиксированы полномочия органов местного самоуправления, в число которых входят вопросы жилищно-коммунального комплекса. К таковым можно отнести организацию в пределах муниципального образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и вывоза бытовых отходов.

Прослеживается традиция взаимодействия Министерства внутренних дел с органами местного самоуправления. В соответствии с последними поправками, принятыми к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2011 году, к вопросам ведения органов местного самоуправления отнесено предоставление служебных жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции.

Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России. Если рассматривать подобные «колебания» с точки зрения теории организации, менеджмента и теории систем, можно сделать следующие выводы.

«С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ свидетельствуют об отсутствии в управлении «вертикали», а это в свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и самосохранения системы в целом нарушено».

Государственные органы и автономные ЖКХ действуют в своих интересах, что свидетельствует о «признаке системного «застоя», а последнее - о нарушении обобщающего общесистемного правила основного обмена».

Основные понятия, используемые в системе жилищно-коммунального хозяйства

Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой «многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг». Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Определение понятия «жилищно-коммунальное хозяйство» достаточно объемно и включает в себя два основных блока.

Во-первых, жилищно-коммунальное хозяйство - это совокупность подотраслей, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструктуры здании разного назначения.

Во-вторых, это деятельность по управлению, эксплуатации, содержанию жилого фонда и предоставление коммунальных услуг потребителям.

Осуществление деятельности в какой-либо отрасли приводит к выработке определенного понятийного аппарата. Так и жилищно-коммунальное хозяйство, являющееся специфической отраслью деятельности, апеллирует своими категориями, большинство из которых являются официальными, то есть зафиксированными в нормативно-правовых актах.

Определения и термины, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства едины для всех, в том числе, используются Министерством внутренних дел при управлении жилищно-коммунальным хозяйством.

В соответствии с государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51929 - 2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» под жилищно-коммунальными услугами понимаются «услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды».

Кроме того, в данном государственном стандарте даны такие определения понятий как эксплуатация, текущий и капитальный ремонт, содержание и реконструкция здания.

Под капитальным ремонтом подразумевается ремонт, выполняемый для восстановления ресурса здания с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности или работоспособности здания, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры в объеме, установленном нормативной и технической документацией.

ГОСТ Р 51929 - 2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» указывает, что различают 2 периода эксплуатация зданий - зимний (осенне-зимний) и летний (весенне-летний), которые отражают особенности оказания жилищно-коммунальных услуг в различные периоды года.

Данные, представленные в ГОСТе можно сформировать в следующую таблицу.

 

Таблица 1.2.1 Работы по содержанию, ремонту и преобразованию жилищного фонда

Техническое обслуживание Санитарное содержание Текущий ремонт Капитальный ремонт Реконструкция, модернизация
Контроль технического состояния (осмотры) Уборка мест общего пользования зданий Устранение текущих дефектов конструкций Конструкций Перепланировка жилых помещений
Регулирование систем инженерного оборудования Уборка придомовой территории Ремонт инженерного оборудования, кровли, подвалов, фасадов Инженерного оборудования Повышение уровня благоустройства
Аварийно- диспетчерское обслуживание Сбор и вызов мусораи твердых бытовых отходов (ТБО) Ремонт мест общего пользования Комплексный капремонт Надстройки, пристройки
Подготовка к сезонной эксплуатации Уход за зелеными насаждениями Планово- предупредительный ремонт Замена конструкций  

 

Как упоминалось выше, жилищно-коммунальное хозяйство состоит из совокупности подотраслей, которые регулируются самостоятельными нормативно-правовыми актами. Обратимся к некоторым из них.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" <garantF1://70003066.0>, регулирует предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплату в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Под водоснабжением в статье 2 данного закона понимается «водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения».

Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций.

Регионы и муниципалитеты заключат с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирует отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии и теплоносителя, а также устанавливает исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения.

В законе фиксируется, что в качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети, а количество реализуемой тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов, установленных собственниками источников или установок.

В 2010 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по оценкам компании Enerdata <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Enerdata&action=edit&redlink=1>, опубликованных в Статистическом ежегоднике Глобальной энергетики 2011 (Global Energy Statistical Yearbook 2011 на сайте Enerdata) Россия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> занимала лидирующую позицию по объёмам добываемого газа в мире, нарастив добычу до 647 млрд м³.

Уровень газификации природным газом за период 2005-2010 годов увеличился в среднем по России с 54,2% до 63,1%, в городах и поселках городского типа возрос с 60,9% до 69,8%, а в населенных пунктах сельской местности - с 36,1% до 46,7%. Однако, более 40% всех населенных пунктов в России остаются негазифицированными.

Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

Поставщиком газа (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Определяет полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...