Исторические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, особенности взаимодействия жилищно-коммунального комплекса и Министерства внутренних дел
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Своим появлением службы российского жилищно-коммунального хозяйства обязаны Петру I, передавшему 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» российской полиции, которую называл «душой гражданства и всех добрых порядков», «связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «излишеств в домовых расходах», «производства чистоты на улицах и в домах». Дальнейшую интеграцию жилищно-коммунальных служб и полиции проводили Екатерина II и Александр I. Так, Александр I, ликвидировав сложную и не эффективную систему приказов, создал новые органы управления - министерства. В 1802 году было создано Министерство внутренних дел и государственных имуществ, в котором «было три полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйствования». Хозяйственная полиция - единственный хозяйственный орган в Российской Империи - отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным организатором возникающих основ местного самоуправления. С развитием местного самоуправления и деконцентрацией власти происходила постепенная передача прав и имуществ от Министерства к властям городов. Например, с введением в Москве городского самоуправления, было передано управление такими объектами инфраструктуры как мосты, набережные, городской водопровод, ночлежные дома. Так же из сферы деятельности полиции была выведена городская санитария, замощение и очистка улиц. Однако, процесс передачи обязательств от полиции органам местного самоуправления затягивался. К 1917 году Министерство внутренних дел занималось управлением жилищно-коммунального хозяйства в половине российских городов.
С приходом к власти большевиков, процесс создания органов местного самоуправления ускоряется и в декабре 1917 года учреждается Комиссариат по местному самоуправлению с целью консолидации деятельности всех городских и земских учреждений. В марте 1918 года организован отдел местного хозяйства НКВД и стартовал процесс «собирания коммун». «Для четкого определения административных единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им названия коммуна, независимо от их размера. Их хозяйственная деятельность была определена как «коммунальное хозяйство». В начале 20-х годов XX века коммунальное хозяйство переживало сложные времена. Начиналось активное вмешательство вновь создаваемых органов в управление жилищно-коммунальным фондом и регулирование тарифов. Набирал обороты процесс конфискации имущества у домовладельцев, устанавливалась дифференцированная плата за жилье. С обесцениванием рубля взимание денег за жилье и коммунальные услуги было прекращено, что нанесло серьезный ущерб жилищному фонду. Только в Москве за данный период пришло в негодность 11,5 тысяч зданий. С середины 20-х годов предпринимались попытки «восстановления платной системы проживания в жилищном фонде» и введения «квартирного налога» - сбора в зависимости от дохода семьи. году учреждается Министерство коммунального хозяйства РСФСР, в 1971 году оно преобразовывается в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. После распада СССР, в 1993 году был организован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации, который годом позже входит в состав Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ.
В 2007 году была образована государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это некоммерческая организация, целями которой являются: - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; - стимулирование реформирования жилищно-коммунального комплекса; - формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом; - внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. «Первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда за счет дополнительных доходов государства составил 240 млрд руб. В 2010 году дополнительно было выделено еще 15 млрд рублей». Фонд завершает свою деятельность в 2013 году. В настоящее время законодательное регулирование сферы ЖКХ находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований. На федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные сферы деятельности, такие как электроэнергетика, теплоснабжение, водоотведение, закладываются общие принципы и нормативы оказания жилищно-коммунальных услуг. На региональном уровне внимание уделяется региональным стандартам оплаты услуг ЖКХ и их тарификации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зафиксированы полномочия органов местного самоуправления, в число которых входят вопросы жилищно-коммунального комплекса. К таковым можно отнести организацию в пределах муниципального образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и вывоза бытовых отходов. Прослеживается традиция взаимодействия Министерства внутренних дел с органами местного самоуправления. В соответствии с последними поправками, принятыми к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2011 году, к вопросам ведения органов местного самоуправления отнесено предоставление служебных жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции. Приведенная хронология свидетельствует о значительных «колебаниях» в высшей сфере государственной системы управления ЖКХ в России. Если рассматривать подобные «колебания» с точки зрения теории организации, менеджмента и теории систем, можно сделать следующие выводы.
«С позиции менеджмента «колебания» в сфере управления ЖКХ свидетельствуют об отсутствии в управлении «вертикали», а это в свою очередь свидетельствует, что общесистемное свойство устойчивости и самосохранения системы в целом нарушено». Государственные органы и автономные ЖКХ действуют в своих интересах, что свидетельствует о «признаке системного «застоя», а последнее - о нарушении обобщающего общесистемного правила основного обмена». Основные понятия, используемые в системе жилищно-коммунального хозяйства Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой «многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг». Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Определение понятия «жилищно-коммунальное хозяйство» достаточно объемно и включает в себя два основных блока. Во-первых, жилищно-коммунальное хозяйство - это совокупность подотраслей, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструктуры здании разного назначения. Во-вторых, это деятельность по управлению, эксплуатации, содержанию жилого фонда и предоставление коммунальных услуг потребителям. Осуществление деятельности в какой-либо отрасли приводит к выработке определенного понятийного аппарата. Так и жилищно-коммунальное хозяйство, являющееся специфической отраслью деятельности, апеллирует своими категориями, большинство из которых являются официальными, то есть зафиксированными в нормативно-правовых актах. Определения и термины, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства едины для всех, в том числе, используются Министерством внутренних дел при управлении жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51929 - 2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» под жилищно-коммунальными услугами понимаются «услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды». Кроме того, в данном государственном стандарте даны такие определения понятий как эксплуатация, текущий и капитальный ремонт, содержание и реконструкция здания. Под капитальным ремонтом подразумевается ремонт, выполняемый для восстановления ресурса здания с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности или работоспособности здания, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры в объеме, установленном нормативной и технической документацией. ГОСТ Р 51929 - 2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» указывает, что различают 2 периода эксплуатация зданий - зимний (осенне-зимний) и летний (весенне-летний), которые отражают особенности оказания жилищно-коммунальных услуг в различные периоды года. Данные, представленные в ГОСТе можно сформировать в следующую таблицу.
Таблица 1.2.1 Работы по содержанию, ремонту и преобразованию жилищного фонда
Как упоминалось выше, жилищно-коммунальное хозяйство состоит из совокупности подотраслей, которые регулируются самостоятельными нормативно-правовыми актами. Обратимся к некоторым из них.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" <garantF1://70003066.0>, регулирует предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплату в части, не урегулированной другими федеральными законами. Под водоснабжением в статье 2 данного закона понимается «водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения». Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций. Регионы и муниципалитеты заключат с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирует отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии и теплоносителя, а также устанавливает исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. В законе фиксируется, что в качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети, а количество реализуемой тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов, установленных собственниками источников или установок. В 2010 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по оценкам компании Enerdata <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Enerdata&action=edit&redlink=1>, опубликованных в Статистическом ежегоднике Глобальной энергетики 2011 (Global Energy Statistical Yearbook 2011 на сайте Enerdata) Россия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> занимала лидирующую позицию по объёмам добываемого газа в мире, нарастив добычу до 647 млрд м³. Уровень газификации природным газом за период 2005-2010 годов увеличился в среднем по России с 54,2% до 63,1%, в городах и поселках городского типа возрос с 60,9% до 69,8%, а в населенных пунктах сельской местности - с 36,1% до 46,7%. Однако, более 40% всех населенных пунктов в России остаются негазифицированными. Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса. Поставщиком газа (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Определяет полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|