Хисаметдинова Лилия Хамитовна, с. н. с. научно-методического отдела
Рассмотрено и одобрено
научно-методической комиссией по КОД
протокол №____________________ 2021 г.
Казань – 2021
Введение
Здравствуйте уважаемые гости, добро пожаловать в Национальный музей Республики Татарстан!
Меня зовут Лилия Хамитовна Хисаметдинова, я проведу вам экскурсию «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» по экспозиционным залам музея. Экскурсия длится 1 час 20 минут.
Мы с вами находимся в крупнейшем региональном музее России, где хранятся памятники материальной и духовной культуры, они представляет природу, историю, культуру и традиции народов Татарстана и России.
Перед нами государственные символы Республики Татарстан. На гербе РТ изображен белый крылатый барс на фоне красного солнечного диска. Барс на гербе Татарстана – символ храбрости, независимости и силы. В наших краях в древности жили разные племена и народы, являющиеся предками татар. Одним из таких считаются барсилы («барс иле»).
Красное солнце олицетворяет прогресс и развитие, а зелёное кольцо, в которое обрамлён герб – символ красоты и плодородия земли Татарстана. Золотые кольца на гербе символизируют три этапа государственности – Булгарское государство, Казанское ханство, Республика Татарстан и единство истории Татарстана.
На флаге республики зелёный цвет символизирует весну и возрождение, белый – цвет чистоты, красный цвет – символ зрелости, энергии, силы, жизни.
Татарстанская земля богата своей историей и традициями. В республике 43 муниципальных района и 2 городских округа. У каждого района и города есть свой герб, информацию об этом вы можете получить в электронном киоске «Мой Татарстан» после экскурсии.
Переход к макету здания НМ.
Перед нами макет комплекса Гостиного двора, он был построен в 18 веке. Гостиный двор являлся центром притяжения для гостей из разных стран и частей света, был одним из важнейших центров торговли в городе и регионе для богатых купцов и ремесленников, здесь держали они свои лавки, была и гостиница для приезжих путешественников и торговцев со всего света. Здесь можно было увидеть товары из Индии, Китая, Хорезма, Скандинавии, Аравии. Издавна эта территория рядом с Казанским Кремлем являлась местом оживленной торговли.
А музей здесь был открыт 5 апреля 1895 года. 5 апреля наш музей отмечает свой День рождения, ему исполняется 126 лет. Коллекции музея насчитывают более 960 тысяч предметов. В экспозиции представлены около 10 тыс. экспонатов. Экспозиция музея занимает два этажа здания по ул. Кремлевской.
Татарстан издавна привлекал к себе большой интерес и внимание купцов и путешественников, расположившись на стыке Европы и Азии, на важной транспортной и торговой артерии Евразии.
Переход к карте.
Вводный зал
Экспозиционные комплексы и экспонаты
Содержание
Экспозиционный зал №1 (вводный)
Раздел 1. «Знакомьтесь, Татарстан»
Физико-географическая карта территории
Полезные ископаемые
Карта полезных ископаемых
«Природа Татарстана: флора и фауна»
Татарстан имеет богатейшую историю. Расположена республика в восточной части Восточно-Европейской равнины, у слияния рек Волги и Камы. Рельеф – равнинный, климат – умеренно-континентальный, с теплым летом и умеренно-холодной зимой.
Территория республики обеспечена ресурсами разнообразных полезных ископаемых. Наибольшее значение имеют месторождения энергоресурсов, горючих полезных ископаемых – нефть, газ, битумы, каменный и бурый уголь, горючие сланцы и торф, а также гипс и сера.
Природный мир региона богат и разнообразен: от тайги на севере до степных участков на юге. Хвойные смешанные леса занимают 17% площади республики. Типичными представителями лесов являются косуля, бурый медведь, куница, еж, рябчик, совы, дятлы и другие. В степях обитают грызуны – хорь светлый, хомяк серый, сурок, байбак. Водоплавающие птицы водоемов – утки, чайки, гуси и др. В реках водятся ерши, щуки, судак, лещи и др. Кабан и косуля – охотничье-промысловые животные.
С древнейших времен эти земли были обитаемы, реки и водоемы, природный мир региона всегда привлекал людей.
На месте слияния Волги и Камы в древние времена – около 200 млн. лет назад было огромное море. На территории края неоднократно происходила смена морского и континентального климатов.
В результате тектонических движений сформировались основные возвышенности и были заложены долины рек Волги, Камы, Вятки и других рек.
О древней истории края мы узнаем в следующем разделе.
Переход.
Древняя история Татарстана
Раздел «Древняя история Татарстана»
Бивень бизона,
зуб мамонта
Макет палеонтологического раскопа:
кости и зубы мамонта, бивень мамонта
Климат в древности был более суровым, на этих землях обитали мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Люди охотились на них большими группами при помощи загонной охоты. Палеонтологические экспонаты представляют древний природный мир края.
Первые жители в нашем регионе появились около 40 тыс. лет назад. Они осваивали долины и берега рек Волги, Камы, строили дома и селения, занимались охотой и рыболовством, собирательством, зарождали и развивали ремесленные навыки.
«Человек и среда»
чучело бобра, белки, утки
орудия охоты
крючки, гарпун, поплавок из коры дуба, сеть
лодка-долбленка
макет запора
Яма с заграждением на реке для ловли рыб
Яма с костром для обжига глиняной посуды
Сосуд с изображением лошадей и повозки
Бронзовая накладка
8-7 вв. до н. э.
Скребок со стоянки «Красная Глинка»
Эпоха палеолита.
100 – 35 тыс. лет до н. э.
Кремень
Примерно 10 тысяч лет назад ледниковый период закончился, постепенно пришло потепление. В эпоху мезолита появились и широко распространились лоси, косули, кабаны, волки, медведи, лисы, зайцы. Стала развиваться индивидуальная охота или охота небольшими группами.
Широкое распространение получило метательное оружие – копье, лук и стрелы. Люди осваивают охоту на птицу. Здесь представлены каменные, железные, костяные наконечники стрел, копий, дротиков.
Развивается рыболовство. Рыбачили люди с помощью удочек, к которым прикреплялись крючки из кости, камня, металла; каменных грузил и деревянных поплавков, использовали гарпуныисети. В наиболее узких местах и поворотах рек люди строили заграждение – запор, куда по течению заплывала рыба.
Для передвижения по водоемам сооружали лодки-долбленки из цельного ствола дерева, выжигая и выдалбливая сердцевину.
Постепенно климат стал более благоприятным и люди начали выращивать злаки, приручать диких зверей и животных. Развивалось скотоводство и земледелие. С помощью животных стали обрабатывать землю. Перед вами глиняный сосуд с изображением лошади, которая везет повозку. Это одно из самых древних изображений лошади, найденных на территории края. Лошадь была редкостью, только в редких племенах можно было ее встретить, поэтому запрягали коров и быков.
Лошадь– ценное, почитаемое животное во все времена. В качестве признания человек начинает ее украшать. Уникальный экспонат – бронзовая накладка для конской упряжи – это шедевр ювелирного искусства эпохи раннего железного века, в центре – золотое кольцо с золотой звездочкой, в середине цветное красное стекло.
Очень ценился кремень, его сколы были острыми, из него делали наконечники стрел, копий, скребки, ножи.
Скребок – самый древний археологический предмет, найден при археологических раскопках, представляет собой первобытное орудие труда в виде отщепа камня.
«Мир вещей»
Тесло
булавы, топоры
Рукояти ножей
наконечники для стрел, лошадиная упряжь, проколки, иголки, ложки
Палки-копалки, мотыги, серпы, топоры, ручная мельница, зернотерка
тигель, льячка, литейная форма для кельта
подвески, накладки, поясные застежки
Реконструкция костюма и набор инструментов женщины-ремесленницы азелинской культуры
4 в. н. э.
Реконструкция женского костюма мазунинской культуры
Реконструкция костровой ямы
«Дом и внешний мир»
Интерьер наземного жилища именьковской культуры (5-7 вв. н. э. )
Реконструкция костюма женщины именьковской археологической культуры.
Первым материалом в эпоху камня, который использовался на протяжении многих тысячелетий и требовал особых навыков обработки, был камень. Человек достиг большого мастерства в его обработке: шлифовал, полировал, сверлил. Из камня изготавливали инструменты особой прочности.
Кость легче поддавалась обработке. Из нее изготавливали наконечники для стрел, лошадиную упряжь, проколки, иголки, ложки. Из кости делали не только бытовые предметы, но и произведения искусства – рукояти ножей, сделанные в виде фантастических зверей.
Со временем земледелие и скотоводство стали основным средством существования живших здесь племен. В эпоху бронзы люди занимаются мотыжным земледелием и развивают скотоводство. Выращивали злаки, выросшие колосья косили серпом, смалывали с помощью жерновов и зернотерок.
В эпоху раннего металла, люди осваивают обработку металла – научились получать бронзу. Появляются мастера-ремесленники. В керамический тигель, где плавилибронзуи спомощьюкерамической льячкиразливали по формам 2-х половинок и делали топоры-кельты.
Появляются художественные изделия из металла, что свидетельствует о высоком мастерстве мастеров-литейщиков. Особого искусства достигли литейщики в изготовлении украшений – подвесок и накладок, поясных застежек.
Перед вами реконструкция костюма женщины-ремесленницы азелинской археологической культуры. В ее костюме присутствует много украшений: шейная гривна с подвешенными дисками из халцедона, нагрудник рамчатый с бусами. Украшения служили омулетами, оберегами, и выполняли практические функции – нагрудник придерживал ворот рубахи, чтобы ворот не распахивался. Одежда ее изготовлена из домоткани (рубаха, халат, головной убор). Края халата обшиты лентой, окрашенной в темно-красный цвет. На голове шапочка, скроенная из 4-х клиньев. Сзади к шапочке пришит накосник, украшенный кожаными ремешками и накладками. Обувь изготовлена из тонкой кожи и представляет собой низкие сапоги в виде башмаков. Костюм дополняет пояс из двухслойной кожи, окрашенной в красный цвет, в передней части пояса находится эполетообразная застежка.
Рядом находится набор инструментов, которые использовались в ювелирном деле. Он состоит из железных молотков, 4-хгранной наковаленки, железных зубил и оправки, миниатюрного ножа с деревянной ручкой, с краю слиток бронзы, используемой для изготовления украшений.
Следующая реконструкция – костюм женщины мазунинской археологической культуры: рубаха, халат, головной убор сшиты из домоткани. Халат застегивается на груди фибулой. Украшения: железная шейная гривна с медной обмоткой, височные подвески, прикрепленные к обручу головного убора и трапециевидная подвеска, подвешенная на кожаных шнурках. В руках у женщины керамический сосуд. Благодаря использованию керамической посуды люди увеличили продолжительность и качество жизни.
Керамика – это первый материал, созданный человеком в эпоху неолита. Посуду делали вручную. Смешивали с водой глину, песок и толченые ракушки. Из полученной смеси по спирали формировали сосуд с острым или округлым дном. Поверхность сосуда разглаживали тканью, куском кожи, пучком травы или рукой. По отпечатку можно судить, какая ткань использовалась в обиходе. Пока глина была мягкой, на поверхность горшка с помощью специальных инструментов наносили орнамент – у каждой археологической культуры был свой особенный и по нему историки могут определить, к какой археологической культуре относится сосуд. Горшки высушивали в тени и обжигали в костровой яме, после чего он становился прочным.
В витрине слева два типа горшков: плоскодонные и круглодонные. Круглодонные использовали кочевые народы, а вот появление плоскодонных говорит о переходе к оседлому образу жизни.
Переход к реконструкции жилища именьковской культуры.
Для того чтобы защититься от неблагоприятного воздействия природы, хищных зверей и врагов, строили жилище.
Перед вами реконструкция дома именьковской археологической культуры. Жилище представляет собой каркасно-столбовую постройку вытянутой прямоугольной формы, с двухскатной крышей (12х4, 6 м).
Основу стен составляли столбы, врытые в грунт. Обшивка состояла из бревен или толстых жердей, укладывавшихся горизонтально между столбами.
Основу крыши составляла князевая балка («конек»), уложенная на два столба («сохи»). Обрешетка покрывалась камышом. Пол постройки был земляной, плотно утрамбованный. В центре находился очаг. Дым от очага выходил через дверной проем, завешенный шкурами. Стены темнели от копоти. Материал крыши – камыш, позволяющий вентилировать воздуху внутри жилища.
В интерьере представлена посуда, бытовая утварь (ножи, топор, ручная мельница).
А это хозяйка дома – женщина именьковской археологической культуры. На ней домотканая рубаха, сарафан, украшения из металла, украшающие и одновременно удерживающие рукава и лямки сарафана. На ногах кожаная обувь, что говорит о ее принадлежности к более зажиточному сословию. Костюм украшают янтарные бусы, привезенные из стран Балтики, что говорит о развитости торговли.
Женщина прядет нить, левой рукой сучивает, правой скручивает с помощью прясла –небольшогоглиняного приспособления внутри с отверстием, (еще до изобретения веретена). А теперь посмотрим чем занимались мужчины.
Переход к макету укрепленного поселения.
Реконструкция укрепленного поселения 1 тыс. н. э.
Реконструкция одежды воинов
Секира зооморфная
Ранний железный век, ананьинская археологическая культура
конец 6-4 вв. до н. э.
бронза
Макет показывает, как выглядело древнее укрепленное поселение. В эпоху бронзы и раннего железного века стали возникать большие поселения, состоящие из десятка домов. Постепенно поселения стали окружать деревянным частоколом и земляными насыпями-валами для защиты от вторжений. В таких поселениях жили ананьинские и родственные им племена, населяя берега Камы и Вятки. Занимались они скотоводством и земледелием.
На самом высоком месте поселения стоит дозорный с факелом, чтобы в случае опасности поджечь и тем самым оповестить жителей.
Войны и столкновения были частым явлением. Помимо орудий труда человек научился также изготавливать и боевое оружие. В 8-4 вв. до н. э. практически каждый мужчина был воином, арсенал оружия включал: топоры-кельты, копья, лук и стрелы, боевые ножи с длинными и изогнутыми железными клинками, секиры.
В экспозиции представлена реконструкция костюма мужчины ананьинской археологической культуры 6 в. д. н. э. Костюм состоит из рубахи и штанов, изготовленных из льняной домоткани и куртки из сукна. Головной убор в виде кожаной шапки из кусков тонкой кожи. Высокие сапоги из тонкой кожи, голенище закреплено на ноге ремнями. На поясе – топор-чекан, точильный камень (оселок) и кинжал в ножнах. Вооружение воина составляют копье и дротик с железными наконечниками, бронзовый чекан на длинном древке, бронзовый цельнолитой кинжал, бронзовые топоры-кельты и лук со стрелами. Ананьинцы принадлежали к финно-угорским племенам, в 3-4 в. они загадочным образом уходят с территории края.
Напротив ананьинского воина представлена реконструкция мужского костюма и вооружения воина азелинской культуры 4 в. н. э. Рубаха, штаны и халат выполнены из домоткани. Головной убор – шапка-колпак изготовлен из суконной ткани. Обувь представлена в виде низких сапог из тонкой кожи. Костюм украшен поясом из красной кожи, на которой закреплены накладки с колечками. Дополняет костюм медная шейная гривна. Вооружение азелинского воина составляют копье, топор и меч, изготовленные из железа, лукистрелы. На голове – железный шлем, склепанный из шести деталей. Спереди – наносник для защиты лица. Такое одеяние принадлежало явно вождю, это признак предводителя, такие доспехи были только у самых богатых или вождей.
Переход к витрине с секирой.
Уникальный экспонатмузея–бронзовая секира, символ власти вождя. Предмет не использовался как оружие, он служил символом власти у вождя племени. В секиру вставлялась деревянная рукоять. Секира говорила о могуществе властителей трех миров: голова орла символизирует небесный мир, голова дракона – загробный мир, а хозяин оружия находится посередине, между небесным и загробным мирами.
Переход к погребальным стелам.
Погребальная стела с изображением топора и кинжала
Ранний железный век, ананьинская археологическая культура
8-7 вв. до н. э.
известняк; обтесывание, рельеф
Воинов хоронили с особыми почестями – здесь мы видим подлинные известняковые погребальные стелы. На них высечены изображения предметов оружия. Такие стелы устанавливали вокруг по периметру захоронения воинов.
2 веке н. э. в связи с постоянными и частыми войнами между племенами начинается эпоха великого переселения народов. Между двумя крупными кочевыми государствами: монголоязычное Сяньби и тюркоязычное Хунну. Монголоязычное государство побеждает, а хунны уходят на запад, захватывая земли других народов. Позже будет образован Гуннский союз (IV-V в. н. э., основатель – Атилла, центр – в Паннонии, Венгрия).
В 6 веке будет образован Великий Тюркский каганат (552-603 гг. ), в 603 году распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат (до 745 г. ), и позже Хазарский (VII-X вв. ) каганат (карта).
Переход к интерактивной зоне «Юрта кочевника».
Ранняя Волжская Булгария
Декорация «Юрта кочевника»
Карта, отражающая расселениетюркских народов
Юрта– это древнейшее жилище кочевого народа. Юрта являлась удобным жилищем для кочевых племен, постоянно странствующих и захватывающих новые и новые территории. Ведь тюрки-кочевники были искусными воинами.
Это переносное каркасное жилище с войлочным покрытием. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа, легко перевозится на верблюдах и лошадях, войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Зимой в ней не холодно, а летом не жарко. Данная юрта тюркская, об этом говорят уложенные в особом изогнутом положении жерди.
Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Дым выходит через отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Основные части юрты: решетчатые складные стенки; жерди, составляющие купол; круг на вершине купола, скрепляющий жерди; дверца входа (или полог); кошма, покрывающая все сооружение. Внутреннее убранство включает деревянные сундуки, треножник для котла.
В 375 г. многочисленные армии гуннов (хуннов) вторгаются в Европу, Римская империя в результате нашествия гибнет. На захваченных территориях основывают новые государства: Великий Тюркский (5-6 вв. ) и Хазарский (7-10 вв. ) каганаты. Эти государства все время воевали друг с другом. Начинается период средневековья. Вместе с гуннами на территорию края приходят тюркские племена (болгары, хазары, савиры, барсилы, барынджарыи др. ). Типичным жилищем тюрков-кочевников являлась юрта.
Эпоха Великого переселения народов сыграла огромную роль в формировании населения нашего региона. Именно к этим народам ведут древнейшие корни татарского народа. Они имели свою государственность, яркую и самобытную культуру.
Переход к витрине тюркского война.
Реконструкция костюма и вооружения тюркского воина 6-8 вв.
Карта
Эпоха тюркских каганатов и Ранняя Волжская Булгария
Витрина с гончарными изделиями
Маска погребальная
Танкеевский могильник
9-10 вв.
В экспозиции представлена реконструкция костюма и вооружения тюркского воина 6-8 вв. Это воин новой формации, воин-степняк. Пластинчатые доспехи отличаются гибкостью и прочностью, вооружение включает меч, лук, колчан со стрелами, пика для пробивания доспехов.
Итак, на обширных пространствах Евразии существует два государства – Великий Тюркский (5-6 в. )иХазарский (7-10 в. ) каганаты. После многократных войн и продолжительного противостояния между ними, Тюркский каганат распадается, в 7 веке из него выделяется новое кочевое государство – Великая Болгария. Но и это государство существует не долго. После смерти Кубрат-хана пятеро его сыновей разделили государство на 5 орд и разошлись в разные стороны: сын Аспарух уходит на Дунай, образовав Дунайскую Болгарию; сын Батбай – на территорию современной Украины и Крыма. Второй сын Кубрата Котраг уходит в Волго-Камский регион и основал здесь государство – Волжская Булгария, а также из оставшихся племен в Предкавказье и Причерноморье сформируется Кабардинский и близкие к нему этносы; большая часть осталась в составе Хазарского Каганата.
Одним из важных предметов, говорящих именно о формировании государства, является булгарская глиняная посуда, изготовленная уже не вручную, а на гончарном круге.
Переход.
Наряду с коренными финно-угорскими народами существенную роль в регионе стали играть тюркоязычные племена, в том числе и булгары. Тюркские племена небольшими группами приходили на территорию края на протяжении всего 7 века. Было 4 волны переселений булгаров после распада Великой Болгарии. Но самая большая волна переселенцев пришла в конце 7 века.
Булгары пришли в Поволжье и ассимилировались с местными племенами, произошло соединение разных культур.
О культуре и быте волжских булгар мы узнаем в следующем разделе нашей экспозиции.
Переход.