Экспозиция знакомит с историей создания республики от проектов национально-государственного устройства 1917–1920 гг. до деятельности первых органов власти.
Среди уникальных экспонатов – карта «Идель-Урал штата», мемориальные комплексы выдающихся татарских общественных деятелей С. Максуди, Г. Шарафа и Г. Исхаки, председателя Комиссариата по делам мусульман Внутренней России М. Вахитова, председателя Центрального мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Султан-Галиева, председателя Временного революционного комитета и председателя Совнаркома ТАССР С. Саид-Галиева.
Центральными экспонатами являются карта Татарской республики, эскиз герба (проект 1920 г., автор Баки Урманче), фотографии репортажа мероприятий, связанных с провозглашением республики, первый флаг 1920-х годов.
27 мая 1920 г. декрет об образовании ТАССР был подписан председателем СНК В. И. Лениным, председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе.
В торжественной обстановке 25 июня 1920 г. власть была передана Временному революционному комитету ТАССР. Именно этот день в течение нескольких десятилетий отмечался как день провозглашения советской государственности татарского народа.
Карта Татарской ССР
Казань. 1920
Ткань, краски разноцветные; роспись
Карта представляет собой горизонтальное полотнище из хлопчатобумажной ткани ярко-красного цвета (кумач). В верхней части белой краской по центру написано название карты на двух языках: первая строка на татарском языке (арабской графикой), вторая на русском языке – «Карта Татарской С. С. Республики». Большую часть полотнища занимает графическое изображение территориальных границ Казанской губернии и уездов, Татарской Республики и смежных территорий.
В нижней части полотна даны текстовые обозначения на русском и татарском языке арабской графикой, географические условные обозначения, выполненные разноцветными красками: белой непрерывной линией обозначены границы прежней Казанской губернии, белой пунктирной линией – границы уездов, черно-белой линией – железные дороги, синей волнистой линией – реки, черной непрерывной – границы Т. С. С. Р., линией из черных крестиков – территории, включаемые в Т. С. С. Р. после опроса населения, желтой линией – границы Башкирской Республики. На карте обозначены крупные города Среднего Поволжья, названия которых даны на русском и татарском (арабской графикой) языках.
В День провозглашения республики – 25 июня 1920 года – карта была установлена на Юнусовской площади г. Казани.
Поступила из Музея народов Востока в 1921 году.
Знамя в честь образования Татарской АССР
Казань. 1920-е
Бархат, сатин, серебряные/золотные нити, бахрома
Знамя в честь образования Татарской АССР – вертикальное полотнище красного бархата, с красной сатиновой подкладкой, снизу обшито золотой бахромой.
В верхней части полотна красными, синими и серебряными/золотыми нитями вышит первый государственный герб СССР (утв. ЦИК СССР 6 июля 1923 г. ).
Под изображением герба золотой нитью вышит текст арабской графикой на татарском языке – лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь! ». Знамя создано к 5-летию образования Татарской АССР. После образования ТАССР начинается период глобальных перемен.
Переход.
Советский Татарстан
Раздел «Советский Татарстан»
Экспозиция рассказывает об основных вехах истории республики советского периода, когда были созданы новые предприятия и отрасли промышленности, преобразовано сельское хозяйство, произошли большие перемены в сфере образования и культуры, татарского языка и литературы.
Историческими свидетельствами крупных преобразований являются изделия и знамена фабрик и заводов 1920-1930-х годов, первые образцы советского машиностроения – трактор «Фордзон-Путиловец» и машины Горьковского автомобильного завода, афиши новых спектаклей и концертов, атрибуты повседневной жизни.
Автомобиль ГАЗ-А
СССР. Горьковский автомобильный завод. 1934-1935
Автомобиль ГАЗ-А – первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки Горьковского автомобильного завода выпуска 1934-1935 годов.
Машина была копией автомобиля FORD-A и выпускалась по лицензии американской компании FORD MOTOR Company. Автомобиль ГАЗ-А использовался в армии, в ведомственных учреждениях, в качестве такси. Очень редко попадал в частные руки. Был подарен наркомом тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе строителю горьковского автозавода, нашему земляку А. П. Липину. Машина многие годы использовалась владельцем. В 1971 году автомобиль собственным ходом прибыл к зданию музея и был поставлен в экспозицию музея.
Трактор «ФОРДЗОН–ПУТИЛОВЕЦ»
Ленинград, Завод «Красный Путиловец» 1920-е, металл
Масса – 2000 кг
Диаметр колес: передних – 69 см, задних– 105 см
Изготовлен в 1924-1928 гг. на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» по образцу трактора «Фордзон F»(«Fordson»), который серийно выпускался на предприятиях компании «Henry Ford and Son» американского промышленника Генри Форда с 1917 года в США, Ирландии и Великобритании.
Один из первых колесных тракторов, прибывших в Татарскую АССР в 1927-1928 гг. До 1949 года работал на полях колхоза «Смена» Столбищенского (ныне Лаишевского) района Татарской АССР.
Татарстан в годы Великой Отечественной войны
образцы военной продукции
меховые изделия
Спокойную мирную жизнь татарстанцев нарушила война. Военные события 1941-1945 гг. вносят большие изменения в повседневную жизнь людей.
Перед нами экспозиция, посвященная героическим событиям Великой Отечественной войны и связанные с ними образцы продукции промышленных предприятий, техника, вооружение, письма, награды.
Представлены подвиги наших земляков на полях сражений – это мемориальные комплексы Героев Советского Союза П. М. Гаврилова, Ф. А. Баталова, Н. Ф. Кайманова, Н. Г. Столярова, М. Г. Сыртлановой, М. П. Девятаева, Г. Б. Сафиуллина, С. А. Ахтямова.
Среди экспонатов – боевые реликвии из собрания музея: шефские знамена частей, сформированных на территории республики; предметы обмундирования и вооружения, награды, письма с фронта.
В тяжелые военные годы Татарстан стал одной из важных тыловых баз страны. Более 70 предприятий были эвакуированы в республику, восстановлены и начали выпуск продукции для фронта и тыла. Промышленность республики поставляла для нужд фронта более 600 наименований различной продукции.
Казань стала крупнейшим центром авиастроения – почти каждый шестой самолет был сделан в Казани. В годы войны в Казани жили и работали выдающиеся советские авиаконструкторы С. П. Королев, В. М. Петляков, В. П. Глушко. Завод им. С. П. Горбунова выпускал пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Пе-8.
Уже с сентября 1941 года стал выпускаться легендарный «небесный тихоход» – легкомоторный бомбардировщик У-2 (с 1944 года ПО-2). За годы войны на фронт было отправлено более 11 тысяч таких самолетов. Представлен самолет ПО-2 выпуска 1945 года, который был передан в музей сразу после окончания войны как образец продукции авиационной промышленности республики.
Самолет По-2 (У-2)
Казань, 1945 г.
Дерево, металл, ткань
Общая длина самолета – 8, 17 м; размах крыльев – 11, 42 м;
Вес – 635 – 750 кг;
с бомбами – до 1400 кг.
Скорость – максимальная от 130 до 150 км/час
Самолет По-2 (до 1944 года – У-2) выпуска 1945 года является уникальным экспонатом и единственным сохранившимся самолетом в Татарстане, выпущенным на авиационном заводе № 387 г. Казани в конце Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Представляет собой одномоторный двухместный биплан с двумя парами крыльев в параллельных плоскостях. Основным материалом корпуса (фюзеляжа) является фанера, обшитая авиационным полотном. Корпус окрашен серебристой краской, нижняя поверхность крыльев и оперение окрашены в голубой цвет. На фюзеляже и на вертикальном оперении – красные звезды.
В годы войны на базе использования самолетов данного типа было создано несколько полков ночных бомбардировщиков.
В Татарстане выпускались бронекатера и морские буксиры, производилсяремонт боевых судов, разрабатывались и сразу поставлялись на фронтприборы для управления подводными лодками и торпедными катерами, оптические приборы. На Казанском пороховом заводе им. В. И. Ленинаизготавливалсяпорох и другие компоненты для снарядов знаменитых установок «Катюша».
Предприятия местной промышленности ежедневно одевали полк и обували целую дивизию. За всю войну в республике было изготовлено военного обмундирования столько, что можно было одеть и обуть трехмиллионную армию.
Единственный в стране Казанский кетгутный завод обеспечивал поставки фронтовым и тыловым госпиталям хирургических нитей. Было развернуто свыше 50 госпиталей, в которых проходили курс лечения раненые. Республика приняла около 230 эвакуированных, в том числе 15 тысяч детей-сирот.
Сельские труженики поставляли на фронт хлеб, молоко, мясо, картофель и другие продукты. Только зерна за четыре года войны республика дала фронту более 131 миллиона пудов. Основной рабочей силой на селе стали женщины и дети, которые работали трактористами, комбайнерами, рабочими МТС и совхозов.
Большой вклад в Победу внесли работники культуры и науки. В 1942 году, в разгар войны, сотрудники Центрального краеведческого музея ТАССР совместно с учеными АН СССР открыли первую в стране крупную выставку «Великая Отечественная война советского народа».
Экспозиционный зал
№ 9 «Победа. Память»
М. Джалиль и его соратники
Моабитские тетради Мусы Джалиля
Германия. Берлин. 1942-1944
Первая тетрадь – 9, 5х7, 5 см
Вторая тетрадь – 10, 7х7, 5 см
Экспозиция посвящена татарским солдатам, которые стали олицетворением героизма и мужества.
11 татарских солдат оказались в плену к концлагерях фашистской Германии во время Великой Отечественной войны, проявили стойкость духа, мужество и героизм. Это – Гайнан Курмаш, Фоат Сайфельмулюков, Абдулла Алиш, Фоат Булатов, Муса Джалиль, Гариф Шабаев, Ахмет Симай, Абдулла Баттал, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Галлянур Бухараев.
Из числа военнопленных гитлеровцы насильственно создавали национальные легионы. В Радоме был организован легион «Идель-Урал», куда входили военнопленные Поволжья. Так как значительную часть составляли татары и башкиры, его нередко называли «татарским легионом».
В 1942 году из военнопленных татар, башкир и других национальностей Урала и Поволжья был сформирован первый батальон легионеров. Их отправили против партизан, но легионеры, перебив фашистских офицеров, примкнули к партизанам. Впоследствии оставшиеся в живых присоединились к наступающим частям Красной Армии. Далее был второй, третий, четвертый батальоны.
В итоге тысячи рядовых узников оказались в лагерях легионеров. Так и поэт Муса Джалиль, талантливый детский писатель Абдулла Алиш, педагог Гайнан Курмаш, инженер-строитель Фоат Булатов, экономист Фоат Сайфельмулюков, инспектор Госстраха Гариф Шабаев, журналист Ахмет Симай, работник культуры и журналист Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, бухгалтер Ахат Атнашев, бухгалтер Галлянур Бухараев и другие были привлечены в работу комитета.
С помощью газеты «Идель-Урал» легионеры вели подпольную деятельность. Вместе с газетой джалильцы доставляли в лагеря легионеров антифашистские листовки. Фашисты проводили активную работу по выявлению подпольщиков.
12 февраля 1944 года имперский суд г. Дрездена одиннадцать подпольщиков приговорил к смертной казни на гильотине. Почти полгода томились узники фашистской тюрьмы в ожидании казни, помогали друг другу. Несмотря на то, что фашистский топор навис над головой, Муса Джалиль продолжал писать свои патриотические стихи. Эти произведения сегодня известны как Моабитские тетради.
В Моабитские тетради Мусы Джалиля вошли более 90 произведений, созданные им в Моабитской тюрьме в Берлине. Известно, что поэт написал более 120 высокохудожественных стихотворений и поэм. Маленькие тетрадки со стихами поэта поступили в музей в 1966 году и получили мировую известность как Моабитские тетради Мусы Джалиля. Тетради сшиты из разрозненных клочков бумаги и заполнены убористым шрифтом. Стихотворения являются символом подлинного патриотизма, мужества и героизма татарского поэта-героя Мусы Джалиля. «Моабитская тетрадь» была опубликована многомиллионным тиражом, переведена на многие языки Советского Союза и народов мира.
По представленным в витрине копиям анкет мы видим, что 11 джалильцев были казнены в один день и в один час. Все были обезглавлены на гильотине в течении получаса с 12ч. 06 мин. - до 12 ч. 36 мин. Казни совершались одна за другой с интервалом в 3 мин.
Память о Мусе Джалиле и его соратниках увековечены в названиях улиц, площадей, теплоходов. В художественном и документальных фильмах, произведениях татарских, русских, зарубежных авторов.
Тетради Фатиха Карима
Блокноты со стихами и записями татарского поэта-героя Фатиха Карима – реликвия периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В 1941 году поэт добровольцем ушел на фронт, прошел путь от рядового солдата-сапера до офицера Красной Армии и погиб в 1945 году. В военные годы он создал стихи, рассказы и поэмы, которые стали вершиной его творчества и вошли в золотой фонд татарской литературы. Сохранилось 17 самодельных блокнотов Фатиха Карима, из них – 3 блокнота предвоенных лет, 14 блокнотов содержат стихи, написанные поэтом на дорогах войны.
Чернильный прибор
25 июня 1945 г.
Декорация «Пионерская»
Знамя, плакаты
Киоск с журналами советского времени
В послевоенное время коммунистическая партия СССР уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения.
Общественно-политическая жизнь ТАССР 1945-1990 г. Воспитание молодого человека строителя коммунизма. Идеология советского времени: октябрята, пионерия, комсомол (ВЛКСМ), коммунисты (КПСС).
ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи или комсомо́ л. Была образована в 29 октября 1918 года. Под руководством комсомола в 1922 году была создана Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.
В соответствии с положением об организации, целью пионерской организации было – воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза.
Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.
Октября́ та – объединения групп при пионерской дружине школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
Коммунальная квартира
После революции в городах появляется новый вид жилищ – коммунальные квартиры. Они появились после революции 1917 года, когда в дома и квартиры богатых горожан с целью уплотнения подселяли новых жильцов. В бывших купеческих и дворянских особняках иногда жили десятки семей.
Коммунальная квартира («коммуналка») – жилье, где жили несколько семей, занимая одну или несколько комнат, пользуясь общими ванной, туалетом и кухней, прихожей и коридором.
Интерьер (фрагмент) представляет жилую комнату и коридор коммунальной квартиры с предметами повседневного быта 1920-1930-х годов. Здесь можно увидеть предметы сборной, разнокалиберной мебели, швейную машинку, часы.
В конце 1920-1930-х годах развернулось жилищное строительство и стали строить дома-коммуны. В Казани одним из ярких примеров таких домов стал Мергасовский дом, купца и мецената Н. И. Мергасова, построенный в 1928 году, его также называли писательским: здесь жили многие выдающиеся деятели культуры, писатели – Кави Наджми, Абдулла Алиш. Коридоры в них никогда не пустовали, использовали для хранения имущества, одежды и сушки белья.
Переход.