Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Казанский край: воеводство – губерния




2 этаж

Герб Казанской губернии 1856 г.   Перед вами герб Казанской губернии, который был утвержденв 1781 году. На нем изображен змей Зилант – герой средневековых легенд, змеиный царь. Исторический герб Казани – «Змий чёрный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое». Изображения Зиланта встречаются на средневековых предметах и на печатях казанских воевод начиная с 17 века. Есть много легенд о происхождении герба Казани. Вот одна из них. Говорят, Казань была построена на очень богатой, обильной земле. Одно лишь было препятствие – многочисленные змеи, повсюду были их логова. Множество змей заполонило прекрасную землю, а во главе их был страшный крылатый змей Зилант, пожиравший людей и животных. Старый деревенский колдун силой своих чар заманил всех змей в одно логово, обложил со всех сторон хворостом и поджёг! Погибли змеи, но змеиный царь поднялся на своих огромных крыльях в воздух и улетел на соседнюю гору Джилантау (Змеиная гора). На очищенном от гадов месте построил хан красивый город. Но змеиный царь Зилант затаил злобу на прогнавших его людей и решил крепко мстить им. Не давал покоя ни днем, ни ночью, наводил ужас. К счастью, жил в городе могучий батыр (богатырь), который сумел победить жестокого Зиланта. Поговаривают, батыр не убил змея, а заставил охранять город от врагов. Таким образом, Зилантстал персонажем татарских легенд и сказок, персонажем тюркской мифологии. Переход.
Татарская золотая кладовая     татарский праздничный костюм 19 в.: платье, камзол, калфак В особой кладовой представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений 17 – начала 20 в. в. На протяжении многих веков татарские мастера создавали неповторимые ювелирные украшения. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. К головным украшениям относятся накосники  и серьги. Шейно-нагрудные украшения отличаются особым многообразием. Среди них – перевязи, воротниковые и поясные застежки, ожерельяи брошки. Наручные украшения составляют браслеты, перстниикольца. Одно из интереснейших украшений, которое характеризует внешний облик казанских татарок, это – хасите. Нагрудная перевязь, которая надевалась слева направо и подвязывалась, на нем пришивали множество украшений. Внешний облик богатой татарки был неотделим от ее костюма. Так же мы можем рассмотреть, как носили воротниковые застежки, которым также посвящены следующие витрины. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов. Ювелирные изделия татарских мастеров служили не только украшениями, но и имели значение амулетов-оберегов. Религиозно-магическое значение прослеживается в орнаменте и надписях, носивших благопожелательный характер. Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото, драгоценные и полудрагоценные камни. Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами: чеканка, литье, гравировка. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Крупнейшим центром производства татарских ювелирных украшений была Казань. Ювелирные центры существовали в Заказанье и Закамье.    Переход.

Казанский край: воеводство – губерния

Казанское воеводство во второй половине 16-17 вв.     Портрет Ивана Грозного     ПортретКнязя Никиты Ивановича Одоевского     \   Реконструкция костюма дьяка и набор чернильниц   Карта засечной черты     Реконструкция костюма служилого татарина Реконструкция костюма татарки     Каменная плита о закладке Спассо-Преображенского монастыря   Реконструкция костюма монаха-схимника   Список Казанской иконой Божией Матери Ефремово Евангелие Россия. Москва. 1606 Бумага, кожа, бархат; печать, живописное оформление красками   Экспозиция рассказывает об изменениях, произошедшихпосле присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Прежний общественно-политический строй был разрушен. В Казани была создана особая административная система: во главе местного управления находились воеводы, назначаемые русским царем. Для обеспечения мира на вновь завоеванных территориях использовались стрелецкие гарнизоны, о чем свидетельствуют предметы вооружения – кольчуги, бердыши, копьяидротики. По системе воеводского управления бывшие территории Казанского ханства получили название Казанского воеводства. Воеводы контролировали военное и гражданское управление. Первыми казанскими воеводами стали князья А. Б. Горбатыйи В. С. Серебреный. Функции и действия воевод определялись царскими наказами, а затем центральным органом по управлению Поволжьем – Приказом Казанского дворца. В руках воевод было сосредоточено военное и гражданское управление. Также воеводы занимались вопросами безопасности городского и уездного населения, ведали торговлей и строительством, выполняли функции начальников стрелецких гарнизонов, распределяли земельные наделы. Их деятельность отражают представленные в экспозиции рукописные столбцы – документы делопроизводства второй половины 16 и 17 вв. Одним из известнейших в истории России людей был Н. И. Одоевский, казанский воевода в 1651-1653 гг. Князь Никита Иванович Одоевский (ок. 1605 – 1689) – ближний боярин царя Алексея Михайловича и воевода, один из крупнейших землевладельцев Русского царства. Он возглавлял комиссию по подготовке Соборного уложения, вёл суд над патриархом Никоном, курировал уничтожение местничества. Воеводская система управления Казанским краем сохранялась на протяжении всего 17 в., вплоть до губернской реформы Петра I. Дьяки занимались делопроизводством, управлением налогами, судами. Перед вами реконструкция костюма дьяка и набор чернильниц, столбцыи документы, атакже сундуки для их хранения. С 70-х гг. 16 в. на казанских землях стали созда­вать засечные черты. Они представляли собой укреп­ленные линии в виде валов, рвов, лесных засек со сторожевой службой. Первоначально эти укрепления служили для защиты от набегов кочевников с юга, в них входили также города, остроги и крепости. В дальней­шем они стали опорными пунктами колонизации в Поволжье. Первая засечная черта начала возводиться от Темникова к Алатырю и Тетюшам в 1578 г. Местные феодалы из числа татар были отстранены от власти. При этом стал формироваться слой служилых татар, находившихся на службе у русской власти. В экспозиции представлены предметы, которые отражают основные сферы деятельности служилых татар: несение военной службы, исполнение обязанностей толмачей (переводчиков), торговля, развитию которой способствовал изданный в 1686 г. указ о беспрепятственной торговле для татарских купцов. Среди экспонатов – оружие, документыиписьменные принадлежности, торговый инвентарь–разновесыибезмены, ремесленные изделия. Татарское крестьянство составляло основу податного ясачного населения. Ясак взимался либо натурой (зерном, медом, мехами), либо деньгами. Ясачные люди работали на земле, которая считалась государственной (казенной). За пользование ею они и платили натуральный налог. В экспозиции можно увидеть комплекс предметов, связанных с повседневным бытом татар и русских, а также книжные рукописные памятники восточной литературы. Основная часть татарского населения проживала за чертой города, в это время формируется татарская слобода, где тогда насчитывалось только 150 дворов жителей. Это все, что осталось от некогда многочисленного татарского населения Казани. Первым шагом стало вытеснение коренного насе­ления с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татары были изгнаны из Казани, запрещалось проживать ближе, чем в 30 верстах от города. Татарские населенные пункты в этом радиусе были также уничтожены. Татарам не дозволялось селиться вблизи больших дорог, у берегов крупных рек не менее чем 5-10 верст. И прежде всего вблизи Казани, вокруг других городов, земли вдоль Камы и Волги были переданы русским служилым людям. Началась насильственная христианизация народов края. В Казани начинается активное строительство храмов и монастырей. Старая Татарская слобода появилась в середине 16 века, была центром общественной и торговой жизни татарского населения. Расположенная на берегах Булака и Кабана к концу 18 века вошла в состав города. После пожара 1749 года была создана Новая Татарская слобода. В 1555 г. образуется Казанская епархия, одной из первоочередных задач которой было возведение православных храмов и монастырей. В экспозиции представлена каменная плита о закладке Спассо-Преображенского монастыря, а также разнообразные атрибуты церковного убранства – иконы, образцы орнаментального и лицевого шитья, книги. Главной православной святыней воеводства стала Казанская икона Божией Матери, обретеннаяв Казани в 1579 году. Явление этой иконы стало знаменательным событием для Казани и для всего русского православия. В честь великого события, на месте явления, недалеко от Кремля, был основан женский Казанский Богородицкий монастырь, где хранился обретенный образ, до его похищения в 1904 году. Казань сыграла важную рольв становлении царской династии Романовых: в венчании на царство в 1613 годупринимал участиеКазанский и Свияжский митрополит Ефрем. Об этом событии свидетельствует представленное в экспозиции «Ефремово» Евангелие с вкладной записью об этом знаменательном событии. Ефремово Евангелие является уникальным памятником православного книжного искусства, издано московским печатником Анисимом Радишевским и отличается особым живописным оформлением. Цветные миниатюры и заставки созданы мастером Парфением (Богдан Перфирьев сын Золотовский). Переход.
Казанская губерния в первой половине 18 века Портрет Петра I   зерцало   Карта с обозначением первоначальных границ губернии и ее территории с конца 18 в.     Макет мануфактуры, образцы матричных набоек, образцы ткани   Портрет казанского вице-губернатора и обер-комиссара адмиралтейства Н. Н. Кудрявцева   Документы, относящиеся к промышленной деятельности Осокиных   Изделия из меди, латуни   Изделия заводов Осокиных   бородовой жетон образцы оружия 18 века   медали ордена «За Полтавскую баталию», «За взятие Нарвы», «За победу при Гангуте», «За битву при Чесме», медаль с портретным изображением А. В. Суворова. Самым известным российским реформатором был Петр Великий. Экспозиция посвящена эпохе Петра I и его посещению Казани в 1722 году. Петр IпосетилКазань в 1722 году, когда направлялся в Персидский поход. Приезд императора был отмечен стрельбой из 13 пушек и колокольным звоном. Петр I посетил Кремль, Благовещенский собор, Казанское адмиралтейство, осмотрел город и монастыри. Остановился император в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева (макет в экспозиции). Здание сохранилось до нашего времени (с изменениями) и является единственным в Казани памятником гражданской архитектуры конца 17 – начала 18 века. Пребывание Петра I в Казани связано с важным событием в жизни самого императора – здесь был отпразднован его 50-летний юбилей. Все хозяйственные издержки по устроению праздника взял на себя купец Строганов. Во время празднования И. А. Михляев дал обещание построить в честь Петра I собор святых Петра и Павла. Слово свое он сдержал. Строительство собора было начато в 1723-м и завершено уже после смерти императора – в 1726 году. На литографии19 века по рисунку А. Дюранаможно видетьсобор Петра и Павла– образец «московского барокко», одно из красивейших архитектурных сооружений Казани. Петр I остался в истории как великий реформатор. Одним из символов административных преобразований является зерцало, на котором размещены печатные экземпляры указов о гражданских правах населения, о соблюдении справедливости в суде и обязательном знании чиновниками законов. В 1708году в числе первых 8 губерний России учреждена Казанская губерния, которая включала обширную территорию: волжские земли от Астрахани до Нижнего Новгорода, на севере граничила с Вятскими землями, на востоке – с Уралом и Сибирью. Первым казанским губернатором стал боярин П. М. Апраксин. В Казани строятся крупные предприятия: в 1714 году – суконная мануфактура, в 1718 г. – адмиралтейство. Они обеспечивали потребности армии и флота, дали начало новым городским слободам. В 1718-1724 гг. состоялась подушная перепись населения, по которой для увеличения налогообложения подворное обложение было заменено подушной податью, появляется разряд государственных крестьян, в состав которых вошли ясачные крестьяне Среднего Поволжья, в том числе татары.   Значительную часть в промышленном развитии края  занимали медеплавильные мануфактуры. Расположение ряда восточных уездов Казанской губернии на западных отрогах горного Урала определило разработку медных руд и строительство заводов около Кукмора, Елабуги, Мамадыша. В экспозиции – копия Указа Императрицы Елизаветы Петровны об утверждении владельцем Бемышского медеплавильного завода Ф. Ф. Осокина (1759); Указа Екатерины II о праве дворян на разработку рудных месторождений (1782). История Казанской губернии является частью общей истории России: шли преобразования в экономике, создавались регулярная армия и флот, происходили коренные изменения в жизни общества. Об этом свидетельствуют предметы бытовой культуры дворянства и привилегированных слоёв городского населения – из серебра, бронзы и меди, стекла и фарфора; образцы боевого и коллекционного оружия, памятные медали военных сражений, документы и книги. Перед нами образцы оружия 18 века – кавалерийская солдатская шпага 1720-х годов, две гусарские офицерские сабли 1770-1790-х годов, флотский мушкетон конца 18 века, небольшойкремневый пистолет, охотничье ружье с надписью, выполненной инкрустацией золотом, балканское ружье 18 века с кремневым замком. В экспозиции можно видеть медали и ордена. Переход.
Казанская губерния во второй половине 18 века     Карета Россия-Франция. Середина 18 века Дерево, кожа, бархат, живопись; резьба, ковка, золочение   Манифест об учреждении Комиссии     Преобразования Петра I продолжила Екатерина II, которая в 1762 году взошла на российский трон. При Екатерине II была проведена губернская реформа, издан указ о веротерпимости (1773) учрежден герб губернии и города Казани (1781). В 1767 годус целью знакомства с губерниями и населявшими их народамиЕкатерина II путешествует по Волге, одним из главных пунктов становитсяКазань. Для этой цели в Твери было построено десять судов, в том числе четыре галеры, одна из которых – 26-вёсельная галера «Тверь» – была предназначена для императрицы и её ближайшего окружения. 26 мая флотилияприбылав Казань, откуда через 5 дней отправилась к Симбирску. 28 мая императрица присутствовала в Казанском Богородицком монастыре на обедне. 5 июня путешествие Екатерины II по Волге, длившееся немногим более месяца, завершилось (всего от Твери до Симбирска было пройдено 1410 вёрст), после чего императрица и вся её свита отбыли «сухопутьем» в Москву. Суда флотилии возвратились в Казань. Дворянская карета – уникальный экспонат музея, относится к числу уникальных экспонатов музейного собрания. Эта карета – символ пышного и блистательного дворянского 18 века, когда русский двор все чаще стал закупать экипажи за границей, стремясь затмить роскошью и богатством. Кареты заказывали у знаменитых парижских, берлинских, лондонских и венских мастеров. Подобные экипажи изготовлялись во Франции. Возок украшают золоченые рельефы в виде цветочных розеток и волнистых гирлянд. На стенках и дверцах даны изображения античных богов. Двухместный возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах. Впереди возка – высокое место для кучера, сзади – место для лакея. Существует версия, что императрица подарила экипаж архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. В 1889 году архиепископ Павел передал карету в ведение Казанской городской думы. В 1890 году карета экспонировалась на научно-промышленной выставке, а затем передан в Казанский городской научно-промышленный музей. Эпоха Екатерины II ознаменовалась крупными свершениями в государственной и национальной политике, военными победами и мощнымнародным восстаниемпод предводительствомЕ. И. Пугачёва 1773–1775 годов. Императрица инициировала созыв Уложенной Комиссии для разработки нового свода законов. В 1775 году была проведена губернская реформа, в результате которой территория Казанской губернии значительно сократилась. В 1788 году основан крупнейший в Россиипороховой завод, получили развитие кожевенные и мыловаренные мануфактуры купцов Осокиных, Утямышевых, Юнусовых, Апанаевых и других. К моменту посещения императрицей Екатериной II Казани, в Старой Татарской слободе существовала лишь одна деревянная мечеть, построенная в середине 1740-х гг. Во время своего пребывания в Казани Екатерина II приняла представительную делегацию от татарского населения и, благосклонно выслушав прошение, вновь разрешила строить мечети. Сочетание русской и татарской культуры составляло своеобразие города и края. В 1781 году в Казани учреждена Татарская городовая ратуша – орган самоуправления Татарских слобод.
Мемориальный комплекс Г. Р. Державина Россия. Конец 18 – начало 19 вв.   Мемориальный комплекс Г. Р. Державиназанимает особое место в экспозиции. Он является уроженцем Казанского края, знаменитый поэт и государственный деятель второй половины 18 – начала 19 вв. Данные экспонаты и сведения о нем являются гордостью музея. Письменный стол и кресло находились в кабинете петербургского особняка Державина на набережной Фонтанки. Кабинетная мебель сделана с максимальными удобствами и особыми техническими приспособлениями. В мемориальный комплекс входят письменный прибор, часы и портрет Г. Р. Державина; портрет и арфа его жены Дарьи Алексеевны. Г. Р. Державин был одним из первых учеников Казанской гимназии, открытой в 1759 году.
предметы изсеребра, стекла, фарфора, бронзы   шкатулка овальной формы, шкатулка-ларец посуда, подносы, домашнюю утварь   самовары самовар-кухня   Ценными памятниками русской материальной ихудожественной культуры являются медные и латунныеизделия середины – второй половины 18 века. Этипредметы главным образом были изготовлены на заводах Урала – крупнейшего центра металлургической промышленности России. Крупными промышленниками второй половины 18 века были Иван и Петр Осокины. На Урале им принадлежали Иргинский и Юговский заводы (изделия завода). Во второй половине 18 века появляются самовары. Следуя манерам европейской направленности, в провинциальных усадьбах и городских домах распространяются предметы из фарфора, стекла, бронзы. Императорский фарфоровый завод был учрежден в 1765 году(с 1917 –Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), стал крупнейшим в России.
Портрет Емельяна Пугачева   карта восстания   оружие повстанцев   Скульптура А. С. Пушкина   Скульптурный портрет Н. Дуровой   Реконструкция одежды казанского ополченца     Стрелковое оружие   Ростомер     документы, связанные с началом деятельности гимназии      В 1773-1775 годах по восточным районам Российской империи прокатилась волна народного возмущения. Казак Емельян Пугачев объявил себя «государем Петром Федоровичем» (копия, подлинник находится в ГИМ). Под знамя Петра III стали стекаться сотни и сотни недовольных. Первым пугачевцы осадили Яицкий городок, и все их войско насчитывало около 200 человек. В начале октября под Оренбург Пугачев привел уже 2, 5 тысячи повстанцев (карта восстания). С первого дня восстания манифесты переводились на татарский язык, который понимали повстанцы разных национальностей – татары, башкиры, марийцы, удмурты. В период восстания татарский язык стал языком межнационального общения. Башкиры и татары присоединились к движению уже в самом начале. Пугачев принимает решение прорваться в Поволжье и взять Казань. Получив известие о том, что Пугачев идет на Казань, вокруг города была построена укрепленная полоса, делившаяся на три оборонительных участка. 12 июля 1774 года рано утром начался штурм Казани. Город пылал. Кремль готов был сдаться, но пришло известие о приближении к Казани корпуса под командованием подполковника И. И Михельсона, который уже давно преследовал повстанцев. Пугачев был вынужден отвести войска за Казанку. Решающее сражение состоялось 15 июля, пугачевцы потерпели сокрушительное поражение. Впоследствии, в 1833 году Казань посетил А. С. Пушкин, собиравший материалы по народному бунту. События были отражены им в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Собирая материал для «Капитанской дочки» писатель отправился по местам пугачевского бунта и в 1833 году прибыл в Казань, где остановился доме Е. А. Боратынского, одного из представителей дворянского рода. А. С. Пушкин высоко оценил рукопись воспоминаний «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы Отечественной войны 1812 года. Она вступила в армию под мужской фамилией Александров, участвует в боях с французами, удостоилась высшего знака военного отличия — Георгиевского креста. Последние годы Дурова провела в Елабуге. Здесь, на Троицком кладбище, была похоронена с воинскими почестями. Русско-французская война 1812 г. с первых месяцев приобрела народный характер. В манифестах Александра I был объявлен набор в народное ополчение. Ополчение надлежало формировать в 16 губерниях, которые были распределены по округам. Казанская губерния входила в 3-й округ с центром в Костроме. Было сформировано и второе, резервное, ополчение из двух батальонов. Данный ростомер использовался для определения воинов в различные войска на фронте по их росту. В 1758 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны Сенат издал указ об учреждении в Казани гимназии к обучению дворян и разночинцев. В 1759 году была торжественно открыта Казанская гимназия, с 1769 года преподается татарский язык, затем было введено преподавание арабского, турецкого, персидского и монгольского языков. Преподавание восточных языков вызвало необходимость в печатании учебников и иных книг на татарском языке, для чего в 1802 г. была открыта типография при гимназии. Переход.
Раздел «Казанская губерния в 19 – начале 20 вв. »   Предметный мир дворянской культуры     Парадная гостиная дворянских домов   В начале 19 века типичным жилищем дворян был усадебный дом или городской особняк. Составной частью дворянского интерьера в экспозиции является мебель Флоринского Василия Марковича (1834 г., Владимирская губерния – 1899 г., Санкт-Петербург) – русского врача и писателя, археолога, попечителя западносибирского учебного округа, адъюнкт-профессора по кафедре акушерства, ординарного профессора Казанского университета по кафедре акушерства и гинекологии. В первой половине 19 в. феодально-крепостнический уклад в жизни страны уходит в прошлое, формируются новые, капиталистические отношения. В общем русле изменений находилась и Казанская губерния.
Крымская война 1853 –1856 годов   оружие     наградные и памятные медали   После обострения противоречий между великими державамина фоне ослабления Турции, России противостояла коалиция Великобритании, Франции, Турции и Сардиниив1853-1856 г. г. начинается Крымская война. Боевые действия развернулись на Чёрном, Балтийском, Белом морях и на Тихом океане. В войне участвовали многие уроженцы Казанской губернии. В экспозиции представлен мемориальный комплекс офицера-сапёра В. И. Рубанова. В составе гарнизона Севастополя сражался военный морякИ. Ф. Лихачёв – флаг-офицер при руководителе обороны В. А. Корнилове, в будущем вице-адмирали один изоснователей Казанского городского музея. Поражение в войне побудило императора Александра II открыть эру либеральных «Великих реформ» с целью модернизации страны. В 1861 годуАлександра II отменяет крепостное право, но условия освобождения вызывали протесты крестьян. Массовые крестьянские волнения жестоко подавлялись войсками. Были проведеныреформы в сфере образования, судопроизводства, земского и городского судоуправления. С 1864 года Казань стала центром военного округа, в 1866 году открылось пехотное юнкерское училище, в армию стали поступать прогрессивные образцы вооружения, рекрутчина сменилась срочной службой. Проверку на прочность обновлённая реформами Россия и её армия прошли в ходе победоноснойрусско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Население Казанской губернии   В Казанской губернии издавна проживали много национальностей: мордва, мари, удмурты и представители других народов. Казанская губерния являлась многонациональной с преобладанием русского населения (более 40 %), вторыми по численности были татары (29 %), затем чуваши (22 %). Вблизи Казани и крупных рек преобладали русские поселения, а вдали от судоходных рек в основном татарские. Такое размещение населения являлось следствием национальной политики российского государства. Коренные народы Поволжья и Урала относятся к двум крупным этнолингвистическим группам, финно-угорской: удмурты, мордва, марийцы и тюркоязычной: чуваши, татары, башкиры. Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в21 веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность.
Удмурты Реконструкция одежды женщины-удмуртки Удмурты Финно-угорский народ удмуртов раньше называли вотяками. Удмурты в прошлом – язычники. Верующие в основе своей православные. Костюмы северных и южных удмуртов отличались по цвету, крою, вышивке и знаково-символическим узорам. На праздники, к наряду обязательно надевались головные уборы и различные украшения. Одежда была домотканая, богатая декоративными деталями и отражала возрастное и семейное положение. Классическим убранством у женщин считались: нательную рубаху с прямыми рукавами; красный нагрудник; расшитый халат, в южных областях камзол; опояску или фартук; узорные чулки или вязаные носки; зимой валенки, а летом лапти. Головной убор создавался из гибкой бересты. Каркас покрывался холстом, обшивался бисером, разноцветной нитью или монетами. Также носили налобные повязки, полотенца в виде чалмы. Мужчина выглядел почти как славянин: синие штаны в белую полоску; косоворотка с поясом; жилет; обувь, как и у женщин, за исключением сапог; на голову надевали валяные или меховые шапки (овчина).
Мордва Реконструкция одежды женщины-мордовки Мордва Мордовцы поклонялись силам природы. Верующие в основе своей православные. Основными типами поселений мокши и эрзи являлись деревни и села. Основу женского костюма составляла рубаха. Женщины мокшанки носили штаны. Наряд мокшанок и эрзянок существенно отличался. Эрзянки, например, поверх рубахи надевали нагрудные и поясные украшения. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника и набедренника «пулагай». Внешний вид набедренника девушки или молодой женщины отличался массивностью, пожилые женщины носили более легкие «пулагаи». Рубаха у мокши была короче. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Типично мордовской обувью были широкие лапти. Праздничной обувью были полусапожки с острыми носами.
Марийцы Реконструкция одежды женщины-марийки Марийцы Современных марийцев раньше именовали «черемисами». Их предки в древности активно взаимодействовали с хазарами, готами и булгарами, были подданными золотоордынских и казанских ханов. Выделяют четыре группы марийцев: северо-западные, горные, восточные, луговые. Официально марийцы придерживаются православия, но это не мешает сохранению марла вера – традиционной марийской религии, которой придерживаются в основном восточные и луговые мари. Язычество, представляющее собой комплекс простейших верований, возникших в древние времена. Одежда марийцев была исключительно домашнего производства. Материалом служил белый холст. Одежда богато вышивалась шерстью и шелком. Основу составляла рубаха туникообразного кроя, поверх одевали верхнюю распашную одежду типа кафтана. Головной убор – сорока - на твердой основе.
Русские Реконструкция одежды русской женщины Русские По вероисповеданию русские – православные христиане. В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка и сарафан. В качестве праздничных женских головных уборов – разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.
Чуваши Реконструкция одежды женщины-чувашки     Чуваши Происхождение чувашей, вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши – это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.  До присоединения к России чуваши были язычниками и поклонялись богам, воплощающим силы природы. Верующие чуваши в основе своей православные. Традиционная одежда женщин – туникообразная рубашка с передником, все богато украшенное вышивкой и аппликацией. Женский праздничный головной убор – полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого надевалась шапочка в форме усеченного конуса с наушниками, обильно украшенная бисером, бусинами, серебряными монетами. Носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. В настоящее время женщины старшего возраста еще носят на селе национальный костюм или его отдельные элементы.
Татары-кряшены   Реконструкция одежды женщины-татарки кряшенки   Крещеные татары – субконфессиональная группа поволжско-приуральских татар. В основном крещеные татары близки к казанским татарам. Традиционным было деление дома на 2 половины: белую (ак ө й) и черную (кара ө й). Почетным местом у крещеных татар, наряду со светлицей (тү р – священное место, расположенное напротив двери), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тә ре почмак). Жилая часть комнаты, как и у татар-мусульман, делилась перегородкой или занавеской (чаршау) на 2 половины (мужскую и женскую). Наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки – с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины 19 в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д. Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. У мужчин наиболее распространенной верхней одеждой был казакин. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмә н); женщины носили также приталенный армяк из черного сукна. Обувью служили лапти татарского образца и суконные (чабата – тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в том числе чә рек башмак), валенки. Татарско-мусульманские типы головных уборов у крещеных татар отсутствовали. Девушки обычно не покрывали голову, лишь в праздники надевали шлемообразный убор (такия) или белый вязаный колпак (ак калфак) с налобной повязкой (ука чә чә к). Женщины носили сурэкэ (головной убор типа русской «сороки»).
Казанские татары Реконструкция одежды женщины-татарки   Казань в 18 в. была населена в основном русскими, татары составляли приблизительно пятую часть горожан, проживали в основном в Старой и Новой Татарских слободах. Казанские татары –одна из основных этнических групп, составляющих татарский народ. Татары являются коренным тюркским этносом Поволжья. Подавляющее большинство татар – мусульмане. Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны. Рубаха была свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением изю. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент). Женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины или платок. Для украшения кос используют кисти с чулпами.
макет дома татарского купца Даутова начала 20 века   татарская изба   Татарские деревни (авыл) до 19 в. сохраняли традиции раннего характера расселения: дома располагались в глубине дворов, улицы были узкие с крутыми поворотами и тупиками, длинными заборами. Фасады домов имеют полихромную раскраску, сложное декоративное оформление. На примеремакета дома татарского купца Даутова начала 20 векаможно увидеть внешний фасад дома зажиточного татарина. Дом не принято было делить на комнаты, поэтому делались различные занавески и пологи. Занавеска «чаршау» дополняла картину деления. В обычное время «чаршау» отодвигали в сторону, а при посторонних задергивали. На печи не спали, как в русских домах, также на ней всегда стоял сосуд с водой – горячая вода нужна для постоянных омовений. Основу домашней обстановки составляли нары (сә ке). Сверху их застилали войлоком, а сверху закрылись особым, богато расшитым покрывалом или домотканым паласом. Во время еды свободную часть нар занимала вышитая скатерть. Характерной чертой татарского жилища являлось обилие матерчатых занавесей и украшений. Традиционно по периметру стен размещали подзоры – кашага. На окнах обязательно висели белые занавески, которые не сдвигали в простенки, а подворачивали вверх. Между окнами и углы украшали расшитые или тканые полотенца. Пол, как и нары, покрывали домотканые дорожки. Во время праздников стены и простенки между окнами украшали вышитыми полотенцами. Также на стены развешивали богато расшитый намазлык, выглядевшие как пестрый ковер. Стол был у стены, и на нем расставлялась самая красивая посуда, которая покрывалась салфеткой. Обязательной принадлежностью каждой избы были один или несколько сундуков, ярко окрашенные и обшитые блестящей жестью. Они служили и для хранения вещей и одежды, и были важным предметом интерьера. Из напольной обстановки бытовал простой буфет с посудой. В белой половине под потолком у стен или от печи к боковой стене простирались полки (киштэ) из пары жердей для одежды, постельных принадлежностей, религиозных книг. Стены украшали своеобразные картины-обереги – шамаили с изречениями из Корана, призванные обеспечить мир и благополучие в доме. Татары – гостеприимный народ, гостей угощали чаем, по 5-6 чашек выпивали. Богатством считалось в доме иметь самовар (җ из самовар), не все могли иметь его, брали у соседей. Очень помогали друг другу – по любому поводу бегали к своим соседям просить о чем-то. Красивые медные самовары (җ из самоварлар) можно было купить в Гостином дворе. Переход к экспозиции «Гостиный двор».
Гостиный двор В 19 веке одним из главных мест торговли в Казани был Гостиный двор, расположенный перед Кремлём, где находилось около тысячи лавок и магазинов. Лавки и магазины одного профиля распола
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...