Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




Министерство образования и науки Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГРИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой А.А. Выборнов Протокол №____от «______» 20____г.

Ипполитов Г. М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Направление подготовки

ИСТОРИЯ (уровень магистратуры)

Программа академической магистратуры

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XIX- XX вв.

­

Квалификация (степень) выпускника

МАГИСТР

Форма обучения

ДНЕВНАЯ

Председатель УМК _______________/______________  

Самара 2016


Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Теория и методология исторической науки» — рассмотреть разнообразные проблемы построения системного исторического знания, исследовать становление и развитие теорий исторического процесса в рамках познавательных парадигм методологии истории. При этом соблюдается ориентация на реализацию следующих, условно выделяемых, функций в образовательном процессе.

Дидактическая — формирование у обучающихся:

— системного и целостного представления об основных проблемах теории и методологии исторической науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях;

— овладение умениями и навыками применения общенаучных и специальных приемов, методов и методик в исследовательской практике и научно-педагогической деятельности.

Познавательная:

—овладение основными онтологическими и гносеологическими проблемами исторического познания, историческими концепциями, понятиями, суждениями;

— осмысление и сопоставление значительного количества исторических фактов;

— критическая оценка результатов научных исследований, выдвижение гипотез, построение различного типа моделей исторических процессов и явлений.

Воспитательная —формирование у обучающихся исторического сознания, научной добросовестности, корректности в отношении трудов и идей предшественников, творческой инициативы, нравственных взглядов и убеждений, понимания общественной роли и значимости исторической науки.

Задачи изучения дисциплины «Теория и методология исторической науки»:

— дать представление о теории истории и методологии исторической науки, показав их диалектическое единство;

— рассмотреть генезис и эволюцию основных историософских концепций, оказавших существенное влияние на мировую и отечественную историческую науку;

— показать основные теории исторического процесса, их эпистемологические основания;

— разобраться в системе подходов, принципов и методов исторического познания, имеющих место в современной исторической науке;

— сформировать умение творчески применять принципы методологии исторического исследования; выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм, а также научить проводить эпистемологический анализ глобальных теорий исторического процесса;

— привить навыки воплощения системной методологии в исследовательской практике и научно-педагогической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «Теория и методология исторической науки» относится к вариативной части — обязательные дисциплины (модули). Содержание курса базируется на материале, освоенном ранее по программе бакалавриата в процессе преподавания дисциплин, предметом изучения которых являлась методология и методика исторического исследования.

Для освоения дисциплины «Теория и методология исторической науки» студент должен:

знать: основные философские законы и категории; фактографию всемирной и отечественной истории;

уметь: осуществлять внутреннюю и внешнюю критику исторических источников; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

владеть: логически верной устной и письменной речью; навыками подготовки и редактирования исторических текстов.

Овладение в процессе обучения по дисциплине « Теория и методология исторической науки» знаниями, умениями, профессиональными компетенциями обеспечит эффективность изучения таких дисциплин, как «Философия и методология науки», (XVIII – XX вв.)», «Сравнительное правоведение», «Историография отечественной истории» «Историография зарубежной истории» «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Социальная история России (XVIII – XX вв.)»

Структура дисциплины

№ п./п. Дисциплина Семестр Форма промежуточной аттестации Форма итоговой аттестации
  Теория и методология исторической науки   Собеседование по реферату Зачет с оценкой

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины « Теория и методология исторической науки» направлен на формирование следующих компетенций:

 

Код компетенции Наименование результата обучения
Общекультурными компетенциями (ОК)
ОК – 1 Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Общепрофессиональными компетенциями
ОПК – 6 Способностью к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач
Профессиональными компетенциями (ПК)
Научно-исследовательская деятельность
ПК – 1 Способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК – 2 Способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК – 3 Владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования

При формировании обозначенных компетенций должны быть получены следующие образовательные результаты:

Общекультурная компетенция (ОК – 1)

Знает: логические приемы мышления.

Умеет: мыслить абстрактно.

Владеет: способами анализа и синтеза обрабатываемой информации.

Общепрофессиональная компетенция (ОПК – 6)

Знает: основы инновационных подходов при выполнении научных исследований.

Умеет: использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач.

Владеет: преставлениями о динамике изменений в теории и методологии исторической науки на современном этапе при постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач.

Профессиональная компетенция (ПК – 1)

Знает: современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических социальных аспектов их развития;

Умеет: использовать знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры при разработке научных исследований

Владеет: навыками разработки стратегических и логических основ выполнения исторических исследований

Профессиональная компетенция (ПК – 2)

Знает: современные междисциплинарные подходы, применяемые в исторических исследованиях.

Умеет: учитывать роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей.

Владеет: навыками анализа методологических подходов развиваемых различными историографическими школами.

Профессиональная компетенция (ПК – 3)

Знает: современные методологические принципы и методические приемами исторического исследования.

Умеет: отбирать необходимые методологические принципы, методы для конкретного исторического исследования.

Владеет: навыками комплексного подхода при применении в историческом исследовании современных методологических принципов и методов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...