Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Комплексная реализация принципов и методов в историческом исследовании




Принципиальная основа исторического исследования.Принципы исторического исследования как методологическая категория. Исследовательские принципы и научный уровень работы. Обусловленность специфики методологических принципов изучения истории. Принцип научности. Отношение к данному принципу в рамках классической, неклассической и постмодернистской историографии. Общие признаки научности исторических трудов. Принцип объективности. Развитие представлений об объективности исторических исследований. Факторы, обеспечивающие объективность научного познания прошлого. Принцип историзма. Формирование понятия. Способность историка улавливать связь между прошлым, настоящим и будущим («чувство истории»). Требование изучать общественные явления в конкретно-исторической обусловленности и развитии. Мировоззренческий характер историзма. Историзм и историцизм (К. Поппер). Развитие принципа историзма в конце ХХ - начале XXI вв.

Понятие «метод» и подходы к его определению. Свойства научного метода. Структура метода. Классификация методов: всеобщие методы; общие методы; частные методы.

Общенаучные методы, и их место в историческом исследовании.Структура научных методов и их использование историками. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Методы сравнения и обобщения, абстрагирования и идеализации, типологизации и классификации, моделирования и др. Новые общенаучные методы: системно-структурного анализа, информационно-энтропийный метод, способ алгоритмизации и др.

Специальные исторические методы. Общая характеристика. Проблемно-хронологический метод. Историко-генетический метод. Историко-ретроспективный метод. Историко-типологический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-системный метод.

Инновационные методы и их применение в исторических исследованиях.Причины применения в исторических исследованиях методов заимствованных из других наук. Количественные (математические) методы. Метод статистического анализа. Моделирование исторических явлений и процессов. Информационные технологии в исторических исследованиях. Компьютерное историческое источниковедение. Метод семиотического анализа. Тенденции развития и взаимодействия системы методов в современной исторической науке.

Специфика историографического исследования.


Разделы и темы дисциплины и междисциплинарные связи

Наименование смежных дисциплин № разделов и тем данной дисциплины
         
  Философия и методология науки Х Х Х Х Х
  Сравнительное правоведение   Х     Х
  Междисциплинарные подходы в современной исторической науке   Х Х Х Х Х
  Историография отечественной истории   Х Х Х Х Х
  Историография зарубежной истории Х Х Х Х Х
  Современные теоретические и методологические основы преподавания истории в высшей школе           Х

Групповые занятия и образовательные технологии

Тема группового занятия Компетенции Образовательные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии Продукт деятельности
  Теория истории: основные проблемы, концепции ОК- 1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Закрепление в памяти понятийно-категориального аппарата Коллоквиум Интерактивная доска; медиапроектор; выставка литературы.  
  Методология истории как специальная научная дисциплина ОК- 1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в процессе подготовки к практическому занятию Семинар-диспут Интерактивная доска; медиапроектор; выставка литературы  
  Историческое познание и методология истории ОК- 1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Проверка, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в процессе подготовки к круглому столу Круглый стол Интерактивная доска; медиапроектор; выставка литературы  
  Современные подходы к познанию истории. Разработка стратегии и логики исторического исследования ОК- 1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Привитие навыков ведения дискуссии, полемики с целью поиска исторической истины Дискуссия Интерактивная доска; медиапроектор; выставка литературы    
  Комплексная реализация принципов и методов в историческом исследовании   ОК- 1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Привитие навыком комплексного применения принципов и методов истерического исследования Групповое собеседование   Интерактивная доска; медиапроектор; выставка литературы    

Планы групповых занятий

Коллоквиум «Теория истории: основные проблемы, концепции» (2 часа)

Цель: Закрепление в памяти понятийно-категориального аппарата

Вопросы, выносимые на обсуждение

Понятие закон в историческом преломлении: детерминизм и индетерминизм.

Историческое пространство

Историческое время

Циклическая концепция исторического процесса.

Постмодернистский вызов.

Литература и материалы из глобальной сети Интернет

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 9, 11, 17, 28, 29, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70

Семинар-диспут ««Проблемы методологии в советской исторической науке» (2 часа)

Цель: Закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в процессе подготовки к практическому занятию

Вопросы, выносимые на обсуждение

Доклады, по которым развертывается диспут:

Утверждение марксистской методологии. Принцип партийности.

Работа И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования».

Дискуссия об исторических законах 70-х-80-х годов (М.А. Барг, А.Я. Гуревич и др.).

Крушение марксистской парадигмы истории и кризис постсоветской историографии.

Литература и материалы из глобальной сети Интернет

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 23, 26, 37, 37, 42, 44, 58, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.

 

Круглый стол «Историческое познание и методология истории» (2 часа)

Цель: углубить знания сущности и содержания процесса исторического познания, роли и места в нем методологии

Вопросы для обсуждения:

Объект и предмет исторического познания: развитие представлений о взаимоотношении этих понятий.

Особенности познавательной деятельности в исторической науке.

Исторический источник и исторический факт.

Методы анализа и критики источников.

Литература

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 20, 27, 30, 32, 42. 43, 56, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.

Дискуссия «Историческое исследование: стратегия и логика»

(2 часа)

Цель: углубить знания по проблеме стратегии и логики исторического исследования

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Структура исторического исследования.

Проблема исторического анализа и синтеза.

Различие в понятиях «подход» и «метод».

Формационный и цивилизационный подходы, их сильные и слабые стороны.

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических исследований.

Литература

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 7, 25, 30, 39, 48, 52, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...