Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система оценки качества сформированных компетенций




 

6.1. Текущий контроль осуществляется в процессе проверки заданий, выполняемых студентов в процессе самостоятельной работы.

6.2. Промежуточный контроль — собеседование по реферату

Название формы контроля Тематика Требования к выполнению Критерии оценки
Реферат Согласно примерной тематике (см. ниже). Студент выбирает тему реферата самостоятельно Объем – 12-15 листов (Формат А 4; интервал – 1,5, поля – верх-низ – 2 см. Слева – 3 см., справа – 1,5 см.). Библиографический список в объем реферата не входит. План реферата, библиографический список, научно-справочный аппарат обязателен. Не допускается: 1. Механическое скачивание рефератов из Интернета. 2. Выполнение реферата исключительно на базе учебных изданий   Оценивается по системе «дифференцированный зачет»

 

Примерная тематика рефератов

 

Дискуссионные проблемы теории и методологии истории на современном этапе развития исторической науки.

Дискуссии о научности истории.

Объективность и достоверность исторического знания.

Историческая наука и историческое сознание.Историческая память.

Историческая память и забвение

«Культ факта» в позитивистской историографии XIX века

Функции исторической науки

Профессиональная ответственность историков: моральные и этические нормы и ценности.

Историческая теория: структурные компоненты.

Понятие закон в историческом преломлении: детерминизм и индетерминизм.

Историческая закономерность.

Общее и особенное в истории.

Роль субъекта в историческом процессе.

Случайность в истории: типология, «корректирующая» роль.

Проблема альтернативности в истории.

Историческое пространство.

Историческое время.

Понимание исторического процесса в античности

Теологическая концепция Аврелия Августина и схоластическая доктрина Фомы Аквинского.

Вклад в методологию истории Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Лейбница.

Ценность взглядов, изложенных в книге Д.Вико «Основания новой науки об общей природе наций».

И.Гердер и его труд «Идеи к философии истории человечества».

Позитивизм и историческая наука.

Марксистская теория исторического процесса.

О. Шпенглер и его книга «Закат Европы».

Современные цивилизационные теории.

Современные подходы к пониманию исторического процесса.

Циклическая концепция исторического процесса.

«Осевое время», ковариантная модель всемирной истории. (К.Ясперс»).

В.О. Ключевский об историческом процессе и движущих силах: природа страны, физическая природа человека, личность, общество.

Современные дискуссии по проблемам теории истории.

Связь методологических и историографических исследований.

Методологический кризис в исторической науке конца XIX – начала ХХ вв.

Формирование методологии «критического позитивизма» в российской историографии.

Капитальный труд А.С. Лаппо-Данилевского «Методология истории».

Проблемы методологии в советской исторической науке.

Метаистория.

Школа «Анналов».

История ментальностей.

Гендерная история.

Квантитативная история (клиометрия).

Устная история.

Историческая психология

Методологические идеи в современной российской историографии

Объект и предмет исторического познания: развитие представлений о взаимоотношении этих понятий.

Проблема соотношения объективного и субъективного начала в историческом познании.

Понимание закономерного и случайного в истории.

Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания.

Проблема модернизации и архаизации прошлого и пути их преодоления.

Особенности познавательной деятельности в исторической науке.

Исторический источник и исторический факт.

Диалектический и диалектическо-материалистический подходы в историческом исследовании.

Развитый системный подход в историческом исследовании.

Формационный и цивилизационный подходы в историческом исследовании, их сильные и слабые стороны.

Синергетический подход в историческом исследовании.

Принципиальная основа исторического исследования.

Специальные исторические методы в историческом исследовании.

Метод контент-анализа: структура, виды.

 

Примерная тематика эссе

 

Как трудно быть жрецом музы Клио

Если человечество потеряет историческую память, то…

Образ прошлого как отражение наших интересов

Возможно ли абсолютно объективно оценить исторический смысл события

Пределы беспристрастности историка

Формационный и цивилизационный подход к познанию исторической истины: надо ли их «сталкивать лбами»?

Объективность исторических исследований. Достижима ли она?

Разночтения в ключевых проблемах методологии истории: зло или благо?

Историк — пленник своего времени

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы не правы!

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы правы!

Связь источника с современностью: реальное прошлое — источник — историк.

Научно-познавательная функция истории.

Региональная и местная история.

Оригинальные теоретические построения Л.Н. Гумилева: где он прав, а где заблуждается?

Природно-географическая среда и ее влияние на исторический процесс.

М. Блок — историк-антифашист.

Чего ждут от исторического познания постмодернисты?

Ценностный подход в исторических исследованиях.

Историзм и историцизм.

Теория и методология когнитивной истории.

 

6.3. Итоговая аттестация — устный дифференцированный зачет


Основные вопросы, выносимые на устный дифференцированный зачет

 

Теория и методология истории: терминологическое значение, объем понятий.

Предмет, структура, функции и задачи теории и методологии истории.

Соотношение понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, интеллектуальная история.

История и философское знание: философия истории.

Историческая гносеология и онтология.

Место и роль теории и методологии истории в системе исторических дисциплин.

Дискуссионные проблемы теории и методологии истории на современном этапе развития исторической науки.

История как наука. Место истории в системе наук.

Объект и предмет исторической науки: их соотношение.

Дискуссии о научности истории.

Особенности исторической науки.

Объективность и достоверность исторического знания. Междисциплинарная сущность исторической науки.

Историческая наука и ее влияние на общественное развитие.

Историческая наука и историческое сознание.

Историческая память. Функции исторической науки

Профессиональная ответственность историков: моральные и этические нормы и ценности.

Историческая теория: структурные компоненты.

Понятие закон в историческом преломлении: детерминизм и индетерминизм.

Историческая закономерность.

Общее и особенное в истории.

Типология исторических явлений.

Понятие объективного и субъективного в истории.

Роль субъекта в историческом процессе.

Случайность в истории: типология, «корректирующая» роль.

Характер причинно-следственных связей.

Проблема альтернативности в истории.

Внешние структуры истории: социально-пространственные и временные составляющие.

Внутренние структуры истории: повторы явлений, количественные циклы, наслоения, «переклички» культурных традиций, смены периодов расцвета и упадка, кризиса и стабильности.

Историческое пространство.

Историческое время.

Понимание исторического процесса в античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Полибий).

Теологическая концепция Аврелия Августина и схоластическая доктрина Фомы Аквинского.

Сущность средневекового провиденциализма в объяснении хода исторических событий.

Вклад в методологию истории Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Лейбница.

Отношение мыслителей эпохи Возрождения к истории, ориентация на самодостаточность разума как всеобъемлющего явления.

Представления о влиянии географической и социальной среды на специфику исторического развития стран и народов.

Идеи исторического процесса в теоретических построениях И. Гердера, И.Канта, Г.Гегеля.

Историософия Г. Гегеля

Позитивизм и историческая наука.

Марксистская теория исторического процесса.

Культурологический подход к пониманию исторического процесса.

Современные подходы к пониманию исторического процесса.

Циклическая концепция исторического процесса.

Модели линеарного развития.

Современные подходы к пониманию «образов» исторического процесса.

Динамика развития истории: движущие силы.

В.О. Ключевский об историческом процессе и движущих силах: природа страны, физическая природа человека, личность, общество. Проблема исторического преемства.

Современные теории: доктрина географической (физической) среды и доктрина социально-культурной среды.

Характер взаимодействия исторических сил.

Природно-географическая среда и ее влияние на исторический процесс.

Современные дискуссии по проблемам теории истории.

«Методология истории»: расширительное и конкретное понимание.

Место методологии истории в системе научного знания.

Связь методологических и историографических исследований.

Методология и источниковедение.

Понимание характера источника.

Историзм и позитивизм.

Стадии исследовательского процесса: получение предварительных сведений, анализ, синтез.

Методологический кризис в исторической науке конца XIX – начала ХХ вв.

«Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель).

Неокантианская методология истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Историко-социологические взгляды М.Вебера.

Понятие «идеального типа» и его значение для становления современной эпистемологии.

Формирование методологии «критического позитивизма» в российской историографии.

Признание Н.И. Кареевым существования исторического метода.

Капитальный труд А.С. Лаппо-Данилевского «Методология истории».

Проблемы методологии в советской исторической науке.

Принцип партийности. Метод классового анализа.

Крушение марксистской парадигмы истории и кризис постсоветской историографии.

Школа «Анналов».

Метаистория.

Антропологизация исторических исследований.

Психоистория и историческая психология.

История ментальностей.

Гендерная история.

Квантитативная история (клиометрия).

Устная история (интраистория).

Лингвистический» поворот.

Методологические идеи в современной российской историографии.

Упрочение позиций методологии истории в современной российской исторической науке.

Зависимость методологии истории от философской позиции историка.

Объект и предмет исторического познания: развитие представлений о взаимоотношении этих понятий.

Проблема соотношения объективного и субъективного начала в историческом познании. Понимание закономерного и случайного в истории.

Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания.

Проблема модернизации и архаизации прошлого и пути их преодоления.

Особенности познавательной деятельности в исторической науке.

Исторический источник и исторический факт.

Определения исторического источника.

Информативность источника.

Познавательные возможности исторического источника.

Связь источника с современностью: реальное прошлое — источник — историк.

Методы анализа и критики источников.

Исторический факт как фундаментальная категория исторического познания.

Сущность понятия «исторический факт».

Классификация фактов.

Особенности исторических фактов.

Деятельность историка по реконструкции факта.

Операции с фактами на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Критерии отбора фактов в историческом исследовании.

Факт и интерпретация.

Относительный характер достоверности интерпретации фактов прошлого.

Категория «факт» в современной историографии.

Структура исторического исследования.

Стадии (уровни) исторического исследования: эвристический уровень познания, эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания. Задачи и особенности разных уровней познания.

Развитие исследовательского процесса: проблема — гипотеза — концепция.

Роль гипотезы в историческом исследовании.

Проблема исторического анализа и синтеза.

Объяснение через закон.

Каузальные и генетические объяснения.

Структурно-функциональные объяснения.

Проблема исторической истины в современной историографии.

Различие в понятиях «подход» и «метод».

Диалектический и диалектическо-материалистический подходы в историческом исследовании.

Развитый системный подход подходы в историческом исследовании.

Компаративистский подход подходы в историческом исследовании.

Формационный и цивилизационный подходы, их сильные и слабые стороны подходы в историческом исследовании.

Общесоциологический подход подходы в историческом исследовании.

Ценностный подход подходы в историческом исследовании.

Синергетический подход подходы в историческом исследовании.

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических исследований.

Особенные методологические подходы в историческом исследовании

Принципы исторического исследования как методологическая категория.

Принцип научности в историческом исследовании

Принцип объективности в историческом исследовании.

Принцип историзма в историческом исследовании.

Понятие «метод» и подходы к его определению.

Общенаучные методы, и их место в историческом исследовании.Структура научных методов и их использование историками.

Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования.

Методы сравнения и обобщения, абстрагирования и идеализации, типологизации и классификации, моделирования и др.

Новые общенаучные методы: системно-структурного анализа, информационно-энтропийный метод, способ алгоритмизации и др.

Специальные исторические методы. Общая характеристика.

Историко-генетический метод в историческом исследовании

Историко-ретроспективный метод в историческом исследовании

Историко-типологический метод в историческом исследовании

Историко-сравнительный метод в историческом исследовании

Историко-системный метод в историческом исследовании

Инновационные методы и их применение в исторических исследованиях.

Количественные (математические) методы.

Метод статистического анализа.

Моделирование исторических явлений и процессов.

Информационные технологии в исторических исследованиях.

Компьютерное историческое источниковедение.

Метод семиотического анализа.

Тенденции развития и взаимодействия системы методов в современной исторической науке.

Постмодернизм и современная историческая наука.

Интеллектуальная история.

Теория и методология когнитивной истории.

Итоговое состояние и перспективы развития теоретико-методологического знания.

Критерии оценки знаний

1. Выход на зачет с качественно отработанными заданиями для самостоятельной работы и положительными оценками, полученными на практических занятиях.

2. Оценка «отлично» выставляется в случае, если студент освоил более 70% учебного материала, то есть может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого магистрант, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.

3. Оценка «хорошо» выставляется в случае, если магистрант освоил более 60% учебного материала, то есть может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.

4. Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если магистрант освоил более 50% учебного материала, то есть может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...