Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Всего – 108 часов

Аудиторные занятия – 16 часов:

из них:

лекций – 6

практических – 10

Самостоятельная работа – 92 часа.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
Раздел I. Теоретико-методологические проблемы истории
  Теория истории: основные проблемы, концепции          
  Методология истории как специальная научная дисциплина              
  Историческое познание и методология истории          
Раздел 2. Актуальные проблемы исторического исследования
  Современные подходы к познанию истории. Разработка стратегии и логики исторического исследования   -      
  Комплексная реализация принципов и методов в историческом исследовании            
Итого часов          
з.е.   0, 85 2,15

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

Раздел I. Теоретико-методологические проблемы истории

Тема 1. Теория истории: основные проблемы, концепции

Историческая теория: структурные компоненты. Типы теоретических построений. Понятие закон в историческом преломлении: детерминизм и индетерминизм. Историческая закономерность. Общее и особенное в истории. Типология исторических явлений. Уникальность и повторяемость в истории. Понятие объективного и субъективного в истории. Роль субъекта в историческом процессе. Случайность в истории: типология, «корректирующая» роль. Характер причинно-следственных связей. Проблема альтернативности в истории. Структуры истории.Внешние структуры истории: социально-пространственные и временные составляющие. Внутренние структуры истории: повторы явлений, количественные циклы, наслоения, «переклички» культурных традиций, смены периодов расцвета и упадка, кризиса и стабильности. Историческое пространство. Формирование представлений о пространственных границах истории. Складывание понятия «всемирная история». Дифференциация всемирной истории. Условность понятия самостоятельное («национальное») поле истории. Степень взаимовлияния национальных историй. Региональная и местная история. Историческое время. Складывание представлений об историческом времени: прошлое – настоящее – будущее. «Образы» исторического времени. Временное «членение» истории. Хронология и периодизация.

Теоретические представления об историческом процессе. Понимание исторического процесса в античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Полибий). Переход от мифологического к рационально-логическому восприятию окружающего мира. Теологическая концепция Аврелия Августина и схоластическая доктрина Фомы Аквинского. Сущность средневекового провиденциализма в объяснении хода исторических событий. Эпоха Возрождения. Вклад в методологию истории Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Лейбница. Отношение мыслителей эпохи Возрождения к истории, ориентация на самодостаточность разума как всеобъемлющего явления. Складывание методологии единого подхода к природе и человеку. Движение истории как порядок причин и следствий. Ценность взглядов, изложенных в книге Д.Вико «Основания новой науки об общей природе наций». Просветители об эволюции и развитии истории (Вольтер, Ж.Руссо, М.Кондорсе). Попытка Вольтера осмыслить всемирную историю в работе «Опыт о нравах и духе народов». Введение в обиход термина «философия истории». Ж. Руссо. Представление о влиянии географической и социальной среды на специфику исторического развития стран и народов. Идеи исторического процесса в теоретических построениях И. Гердера, И.Канта, Г.Гегеля. И.Гердер и его труд «Идеи к философии истории человечества». И. Кант Историософия Г. Гегеля. Создание цельной теории о движении природного, исторического и духовного мира.

Появление позитивизма. О. Конт и его учение. Г. Спенсер и его концепция социальной эволюции. Позитивизм и историческая наука. Марксистская теория исторического процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс. Концепция формационного развития общества. Производственные отношения как двигатель исторического процесса. Классовая борьба в истории. Возникновение антропологических и психологических теорий исторического процесса. Культурологический подход к пониманию исторического процесса. Н.Я. Данилевский. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы». Мировая история как круговорот самобытных и самодостаточных культур. Отказ от европоцентризма и выдвижение идеи равноценности культур. «Постижение истории» А. Тойнби. Его вклад в развитие теории цивилизаций. Философия истории К. Ясперса: работа «Смысл и назначение истории». Современные цивилизационные теории. Современные подходы к пониманию исторического процесса.

Концепции движения истории. Циклическая концепция исторического процесса. Формирование «образа» цикла: от мифологической к античной идеи цикличности. Обращение к циклической традиции в новое время. (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Д. Вико, Н.Я. Данилевский). Спиралевидность как одна из форм циклического развития. Модификация идей циклического развития в ХХ в. (А. Тойнби, Л.Н. Гумилев). Возрастание интереса к идее цикла современных историков, философов, социологов. Линеарная (линейная) концепция исторического процесса. Прямая линия как форма «упрощения» реального исторического процесса. Доистория и история. Модели линеарного развития. Прогресс. О.Конт, Г.Спенсер. Регресс. Эволюция. Трансформация. «Вызов-ответ», «уход-возврат» (А.Тойнби). «Осевое время», ковариантная модель всемирной истории. (К.Ясперс»). Современные подходы к пониманию «образов» исторического процесса. Динамика развития истории: движущие силы.В.О. Ключевский об историческом процессе и движущих силах: природа страны, физическая природа человека, личность, общество. Проблема исторического преемства. Современные теории: доктрина географической (физической) среды и доктрина социально-культурной среды. Характер взаимодействия исторических сил. Природно-географическая среда и ее влияние на исторический процесс. Проблема месторазвития народов. Изменение ландшафтной среды: влияние на социальные процессы. Социально-культурная среда и ее влияние на исторический процесс. Попытки создания «синтетической» (многомерной) системы развития народов. «Интерактивные зоны» цивилизационных контактов. Современные дискуссии по проблемам теории истории.

Постмодернистский вызов. Постмодернизм и современная историческая наука. Интеллектуальная история. Теория и методология когнитивной истории. Итоговое состояние и перспективы развития теоретико-методологического знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...