Пхасувихара сутта: В умиротворении
АН 5.105 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять средств для пребывания в умиротворении1. Какие пять? (1) Вот монах поддерживает телесные поступки, [основанные на] доброжелательности как на людях, так и в частном порядке по отношению к своим товарищам-монахам. (2) Он поддерживает словесные поступки, [основанные на] доброжелательности как на людях, так и в частном порядке по отношению к своим товарищам-монахам. (3) Он поддерживает умственные поступки, [основанные на] доброжелательности как на людях, так и в частном порядке по отношению к своим товарищам-монахам. (4) Он пребывает как на людях, так и в частном порядке, разделяя вместе со своими товарищами-монахами нравственное поведение цельное, безупречное, не имеющее изъянов, незапятнанное, освобождающее, восхваляемое мудрецами, яркое, ведущее к сосредоточению. (5) Он пребывает как на людях, так и в частном порядке, разделяя вместе со своими товарищами-монахами воззрение, которое благородное и освобождающее, выводящее того, кто поступает в соответствии с ним, к полному уничтожению страданий. Таковы, монахи, пять средств для пребывания в умиротворении.
Также известны как "принципы радушия" в АН 6.11.
Ананда сутта: Ананда АН 5.106 [Благословенный сказал]: Однажды Благословенный пребывал в Косамби в Парке Гхоситы. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом, и сказал: (1) Учитель, каким образом монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе? Ананда, когда монах совершенен в нравственном поведении сам, но не наставляет других в отношении нравственного поведения1, то до этой степени он может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе.
(2) Но, Учитель, может ли быть другой способ, посредством которого монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе? Может, Ананда. Когда монах совершенен в нравственном поведении сам, но не наставляет других в отношении нравственного поведения, и он изучает себя, но не изучает других, то до этой степени он может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе. (3) Но, Учитель, может ли быть другой способ, посредством которого монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе? Может, Ананда. Когда монах совершенен в нравственном поведении сам, но не наставляет других в отношении нравственного поведения; и он изучает себя, но не изучает других; и он не обладает известностью и не волнуется из-за отсутствия известности, то до этой степени он может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе. (4) Но, Учитель, может ли быть другой способ, посредством которого монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе? Может, Ананда. Когда монах совершенен в нравственном поведении сам, но не наставляет других в отношении нравственного поведения; и он изучает себя, но не изучает других; и он не обладает известностью и не волнуется из-за отсутствия известности; и он достигает без труда или сложностей четырёх джхан, что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни, то до этой степени он может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе. (5) Но, Учитель, может ли быть другой способ, посредством которого монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе? Может, Ананда. Когда монах совершенен в нравственном поведении сам, но не наставляет других в отношении нравственного поведения; и он изучает себя, но не изучает других; и он не обладает известностью и не волнуется из-за отсутствия известности; и он достигает без труда или сложностей четырёх джхан, что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни; и за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно, то до этой степени он может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе.
И я говорю тебе, Ананда, нет иного способа, посредством которого монах может пребывать в умиротворении, проживая в Сангхе, более превосходного и возвышенного, нежели этот.
Комментарий: "Он не критикует и не порицает других в плане нравственного поведения".
Силасампанна сутта: Нравственное поведение АН 5.107 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного приветствия непревзойдённое поле заслуг для мира. Какими пятью? Вот монах * (1) совершенен в нравственном поведении, * (2) совершенен в сосредоточении, * (3) совершенен в мудрости, * (4) совершенен в освобождении, * (5) совершенен в знании и видении освобождения. Обладая этими пятью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного приветствия? непревзойдённое поле заслуг для мира.
Асекха сутта: Тот, кто окончил тренировку АН 5.108 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного приветствия - непревзойдённое поле заслуг для мира. Какими пятью? Вот монах обладает * (1) совокупностью нравственного поведения того, кто окончил тренировку. * (2) совокупностью сосредоточения того, кто окончил тренировку. * (3) совокупностью мудрости того, кто окончил тренировку. * (4) совокупностью освобождения того, кто окончил тренировку. * (5) совокупностью знания и видения освобождения того, кто окончил тренировку. Обладая этими пятью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного приветствия - непревзойдённое поле заслуг для мира.
Чатуддиса сутта: Во всех четырёх сторонах как дома АН 5.109
[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах во всех четырёх сторонах [света] как дома. Какими пятью? (1) Вот монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них. (2) Он много изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил. Те учения, что прекрасны вначале, прекрасны в середине, и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь таких учений он много изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме, и тщательно проникал в них воззрением. (3) Он довольствуется любыми одеяниями, едой, жилищем, лекарствами и средствами обеспечения для больных. (4) Он достигает без труда или сложностей четырёх джхан, что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни. (5) За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. Обладая этими пятью качествами, монах во всех четырёх сторонах [света] как дома.
Араннья сутта: Лес АН 5.110 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах подходит для того, чтобы отправляться в уединённые обиталища в лесах и рощах. Какими пятью? (1) Вот монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них. (2) Он много изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил. Те учения, что прекрасны вначале, прекрасны в середине, и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь таких учений он много изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме, и тщательно проникал в них воззрением.
(3) Он зародил усердие к оставлению неблагих качеств и к обретению благих качеств. [В этом] он силён, упорен в старании, не отложил [своей] обязанности развивать благие качества. (4) Он достигает без труда или сложностей четырёх джхан, что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни. (5) За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. Обладая этими пятью качествами, монах подходит для того, чтобы отправляться в уединённые обиталища в лесах и рощах.
II. Андхакавинда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|