Кулупака сутта: Посещающий семьи
АН 5.111 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах, который посещает семьи, немил и неприятен им; ни уважается, ни почитается ими. Какими пятью? (1) Он считает, [что уже сформировались] близкие отношения, [хотя это всего] лишь знакомство. (2) Он распределяет вещи, которые ему не принадлежат. (3) Он общается с теми, кто находится в ссоре [друг с другом]1. (4) Он шепчет на ухо. (5) Он делает непомерные запросы. Обладая этими пятью качествами, монах, который посещает семьи, немил и неприятен им, и ни уважается, ни почитается ими. Монахи, обладая пятью качествами, монах, который посещает семьи, мил и приятен им; уважается и почитается ими. Какими пятью? Он не считает, [что уже сформировались] близкие отношения не делает непомерных запросов. Обладая этими пятью качествами, монах, который посещает семьи, мил и приятен им, и уважается и почитается ими.
Комментарий поясняет, что он общается с обоими семьями, находящимися в ссоре, чтобы ещё больше накалить обстановку.
Паччхасамана сутта: Монах-прислужник АН 5.112 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, человек не подходит для того, чтобы брать его на позицию монаха-прислужника. Какими пятью? (1) Он идёт слишком далеко позади или слишком близко. (2) Он не берёт твою чашу, когда она наполнена. (3) Он не сдерживает тебя, когда твоя речь близка к совершению проступка. (4) Он перебивает тебя, когда ты говоришь. (5) Он немудрый, глупый, тупой. Обладая этими пятью качествами, человек не подходит для того, чтобы брать его на позицию монаха-прислужника. Монахи, обладая пятью качествами, человек подходит для того, чтобы брать его на позицию монаха-прислужника. Какими пятью? Он не идёт слишком далеко позади или слишком близко. Он берёт твою чашу, когда она наполнена. Он сдерживает тебя, когда твоя речь близка к совершению проступка. Он не перебивает тебя, когда ты говоришь. Он мудрый, умный, сообразительный.
Обладая этими пятью качествами, человек подходит для того, чтобы брать его на позицию монаха-прислужника.
Саммасамадхи сутта: Сосредоточение АН 5.113 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах не способен войти и пребывать в правильном сосредоточении. Какими пятью? Вот монах не может терпеливо переносить
* (1) формы, * (2) звуки, * (3) запахи, * (4) вкусы, * (5) тактильные ощущения.
Обладая этими пятью качествами, монах не способен войти и пребывать в правильном сосредоточении. Монахи, обладая пятью качествами, монах способен войти и пребывать в правильном сосредоточении. Какими пятью? Вот монах может терпеливо переносить формы тактильные ощущения. Обладая этими пятью качествами, монах способен войти и пребывать в правильном сосредоточении?.
Андхакавинда сутта: Андхакавинда АН 5.114 Однажды Благословенный пребывал в стране Магадхов в Андхакавинде. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: Ананда, тех монахов, которые недавно получили посвящение, которые недавно ушли в бездомную жизнь, которые недавно пришли в эту Дхамму и Винаю, вам нужно побуждать, укреплять, и утверждать в пяти вещах. Каких пяти? (1) Их следует побуждать, укреплять, и утверждать в обуздании Патимоккхой: Ну же, друзья, будьте нравственны. Пребывайте, обуздывая себя Патимоккхой, обладая благим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, тренируйтесь в них. (2) Их следует побуждать, укреплять, и утверждать в сдерживании органов чувств: Ну же, друзья, охраняйте двери органов чувств. Пусть осознанность будет вашим защитником. Будьте осознанны и бдительны, обладая защищённым умом, умом, который находится под защитой осознанности.
(3) Их следует побуждать, укреплять, и утверждать в ограничении своих речей: Ну же, друзья, не говорите помногу. Ограничивайте себя в речах. (4) Их следует побуждать, укреплять, и утверждать в телесном уединении: Ну же, друзья, будьте теми, кто живёт в лесу. Затворяйтесь в уединённых обиталищах в лесах и рощах. (5) Их следует побуждать, укреплять, и утверждать в правильной точке зрения: Ну же, друзья, придерживайтесь правильного воззрения, имейте правильную точку зрения1. Ананда, тех монахов, которые недавно получили посвящение, которые недавно ушли в бездомную жизнь, которые недавно пришли в эту Дхамму и Винаю, вам нужно побуждать, укреплять, и утверждать в этих пяти вещах.
Саммадассана синоним правильных воззрений (самма-диттхи).
Маччхари сутта: Скупая АН 5.115 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? Она скупа в отношении
* (1) жилищ, * (2) семей, * (3) обретений, * (4) похвалы, * (5) Дхаммы1.
Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Монахи, обладая пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? Она не скупа в отношении жилищ Дхаммы. Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой.
Комментарий поясняет, что она не выносит, когда кто-либо другой живёт рядом с ней в жилище, когда кто-либо другой подходит к семьям, которые поддерживают её, и т.д.
Ванна сутта: Похвала АН 5.116 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? (1) Без изучения и тщательного рассмотрения она хвалит того, кто заслуживает порицания. (2) Без изучения и тщательного рассмотрения она порицает того, кто заслуживает похвалы. (3) Без изучения и тщательного рассмотрения она верит обстоятельству, к которому стоит отнестись с подозрением. (4) Без изучения и тщательного рассмотрения она относится с подозрением к обстоятельству, к которому стоит отнестись с доверием. (5) Она разбрасывается дарами, подаренными [мирянами] из веры1.
Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Обладая пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? Изучив и тщательно рассмотрев, она порицает того, кто заслуживает порицания. Изучив и тщательно рассмотрев, она хвалит того, кто заслуживает похвалы. Изучив и тщательно рассмотрев, она относится с подозрением к обстоятельству, к которому стоит отнестись с подозрением. Изучив и тщательно рассмотрев, она верит обстоятельству, к которому стоит отнестись с доверием. Она не разбрасывается дарами, подаренными [мирянами] из веры. Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой. Комментарий: "Когда ей дают еду как подаяние благодаря вере, то она, не взяв главное блюдо себе, отдаёт его кому-либо другому". Подобный поступок описывается в Винае как нарушение, поскольку показывает неуважение к щедрости других. Однако, взяв главное блюдо, монах может поделиться остальным с другими.
Иссуки сутта: Завистливая АН 5.117 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? (1) Без изучения и тщательного рассмотрения она хвалит того, кто заслуживает порицания. (2) Без изучения и тщательного рассмотрения она порицает того, кто заслуживает похвалы. (3) Она завистлива и (4) скупа. (5) Она разбрасывается дарами, подаренными [мирянами] из веры. Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в аду, как если бы её туда затянули силой. Обладая пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой. Какими пятью? Изучив и тщательно рассмотрев, она порицает того, кто заслуживает порицания. Изучив и тщательно рассмотрев, она хвалит того, кто заслуживает похвалы. Она свободна от зависти и от скупости. Она не разбрасывается дарами, подаренными [мирянами] из веры.
Обладая этими пятью качествами, монахиня перерождается в небесном мире, как если бы её туда затянули силой.
Сутты АН 5.118-120 "(сутты идентичны АН 5.117, но меняется пара качеств, идущих в пункте 3 и 4):
(3) она придерживается неправильных воззрений и (4) имеет неправильные устремления. она придерживается правильных воззрений и имеет правильные устремления (АН 5.118: Миччхадиттхика сутта: Неправильные воззрения)
*** (3) она обладает неправильной речью и (4) неправильными действиями,она обладает правильной речью и правильными действиями. (АН 5.119: Миччхавача сутта: Неправильная речь)
*** (3) она обладает неправильным усилием и (4) неправильной осознанностью. она обладает правильным усилием и правильной осознанностью. (АН 5.120: Миччхавайяма сутта: Неправильное усилие) III. Болен Гилана сутта: Болен АН 5.121 Однажды Благословенный пребывал в Весали в зале с остроконечной крышей в Великом Лесу. И тогда, вечером, Благословенный вышел из затворничества и направился к лечебнице, где увидел некоего немощного больного монаха. Тогда он сел на подготовленное сиденье и обратился к монахам: Монахи, если от немощного больного монаха не ускользают пять вещей, то в отношении него можно ожидать [следующего]: Вскоре за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он войдёт и будет пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. Какие пять? Вот монах
* (1) пребывает в созерцании непривлекательности тела, * (2) воспринимает отвратительность еды, * (3) воспринимает не-восхищение целым миром, * (4) воспринимает непостоянство во всех обусловленных феноменах, * (5) и в нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти.
Если от немощного больного монаха не ускользают эти пять вещей, то в отношении него можно ожидать [следующего]: Вскоре за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он войдёт и будет пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|