Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Асаппурисадана сутта: Дар плохого человека




АН 5.147

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять даров плохого человека. Какие пять?

* (1) Он даёт по воле случая.

* (2) Он даёт непочтительно.

* (3) Он даёт не своими руками.

* (4) Он даёт то, что выбросят.

* (5) Он даёт, не имея воззрения о результате дарения.

Таковы пять даров плохого человека. Монахи, есть пять даров хорошего человека. Какие пять?

* Он даёт с предварительным намерением.

* Он даёт с почтением.

* Он даёт своими руками.

* Он даёт то, что не выбросят.

* Он даёт, имея воззрение о результате дарения.

Таковы пять даров хорошего человека.

 

Саппурисадана сутта: Дар хорошего человека

АН 5.148

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять даров хорошего человека. Какие пять?

Он делает дар из веры. Он делает дар почтительно. Он делает дар в надлежащее время. Он делает дар без оговорок. Он делает дар, не причиняя вреда себе и другим.

(1) Поскольку он сделал дар из веры, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством и имуществом, и он красив, привлекателен, элегантен, обладает непревзойдённой красотой своего облика.

(2) Поскольку он сделал дар почтительно, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством и имуществом, и его сыновья и жёны, рабы, рабочие и слуги послушны, [охотно] склоняют ухо, направляют свои умы на понимание [того, что он говорит].

(3) Поскольку он сделал дар в надлежащее время, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством и имуществом, и к нему часто вовремя приходят блага.

(4) Поскольку он сделал дар без оговорок, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством и имуществом, и его ум склоняется к наслаждению пятью нитями превосходных чувственных удовольствий1.

(5) Поскольку он сделал дар, не причиняя вреда себе и другим, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством и имуществом, и его имущество не повреждается по какой-либо причине: из-за огня, наводнений, царей, воров, или недовольных наследников.

Таковы пять даров хорошего человека.

 

Прим. переводчика (SV): См. СН 3.20, где описывается случай, когда ум человека в результате каммы не склонялся к чувственным удовольствиям. Он был очень богатым, но носил обноски, питался плохой едой, ездил в разбитой телеге и т.п.

 

Патхама самаявимутта сутта: Временно освобождён (I)

АН 5.149

[Благословенный сказал]: Монахи, эти пять вещей ведут к упадку монаха, который временно освобождён1. Какие пять?

* (1) наслаждение работой,

* (2) наслаждение разговорами,

* (3) наслаждение сном,

* (4) наслаждение компанией,

* (5) и он не пересматривает то, до какой степени освобождён его ум.

Эти пять вещей ведут к упадку монаха, который временно освобождён. Монахи, эти пять [иных] вещей ведут к не-упадку монаха, который временно освобождён. Какие пять? У него нет наслаждения работой, разговорами... сном, компанией и он пересматривает то, до какой степени освобождён его ум. Эти пять вещей ведут к не-упадку монаха, который временно освобождён.

 

Имеется в виду монах, который достигает джхан, являющихся временным освобождением ума от загрязнений.

 

Дутия самаявимутта сутта: Временно освобождён (II)

АН 5.150

[Благословенный сказал]: Монахи, эти пять вещей ведут к упадку монаха, который временно освобождён. Какие пять?

* (1) наслаждение работой,

* (2) наслаждение разговорами,

* (3) наслаждение сном,

* (4) отсутствие охраны дверей органов чувств,

* (5) отсутствие умеренности в еде.

Эти пять вещей ведут к упадку монаха, который временно освобождён. Монахи, эти пять [иных] вещей ведут к не-упадку монаха, который временно освобождён. Какие пять? У него нет наслаждения работой, разговорами... сном, он охраняет двери органов чувств и умерен в еде. Эти пять вещей ведут к не-упадку монаха, который временно освобождён.

 

Четвёртые пятьдесят

I.

Благая Дхамма

Патхама самматтанияма сутта: Твёрдый путь правильности (I)

АН 5.151

[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

 

* (1) Он относится с пренебрежением к беседе.

* (2) Он относится с пренебрежением к говорящему.

* (3) Он относится с пренебрежением к себе.

* (4) Он слушает Дхамму с отвлечённым и рассеянным умом.

* (5) Он слушает её небрежно.

 

Обладая этими пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств.

Монахи, обладая пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

Он не относится с пренебрежением к беседе, говорящему, себе. Он слушает Дхамму с неотвлечённым и однонаправленным умом. Он слушает её внимательно. Обладая этими пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств1.

 

Прим. переводчика (SV): Небезынтересно отметить, что речь идёт о качестве сосредоточения (самадхи), которое необходимо для достижения как минимум самого нижнего уровня благородного ученика (вступление на твёрдый путь правильности означает достижение пути ко вступлению в поток). Очевидно, имеется в виду вполне обычное сосредоточение занятого каким-либо делом человека, но никоим образом не медитативное сосредоточение уровня джханы.

 

Дутия самматтанияма сутта: Твёрдый путь правильности (II)

АН 5.152

[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

 

* (1) Он относится с пренебрежением к беседе.

* (2) Он относится с пренебрежением к говорящему.

* (3) Он относится с пренебрежением к себе.

* (4) Он немудрый, глупый, тупой.

* (5) Он воображает, будто понял то, чего на самом деле не понял.

 

Обладая этими пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств.

Монахи, обладая пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

Он не относится с пренебрежением к беседе, говорящему, себе. Он мудрый, умный, сообразительный. Он не воображает, будто понял то, чего на самом деле не понял. Обладая этими пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств.

 

Татия самматтанияма сутта: Твёрдый путь правильности (III)

АН 5.153

[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

 

* (1) Он слушает Дхамму словно клеветник, охваченный клеветой.

* (2) Он слушает Дхамму, выискивая изъяны, настроенный на её критику.

* (3) Он плохо относится к учителю и настроен на то, чтобы спорить с ним.

* (4) Он немудрый, глупый, тупой.

* (5) Он воображает, будто понял то, чего на самом деле не понял.

 

Обладая этими пятью качествами, даже во время слушания благой Дхаммы человек неспособен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств.

Монахи, обладая пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств. Какими пятью?

Он не слушает Дхамму словно клеветник, выискивая изъяны, не относится плохо к учителю, и не настроен на то, чтобы спорить с ним. Он мудрый, умный, сообразительный. Он не воображает, будто понял то, чего на самом деле не понял. Обладая этими пятью качествами, во время слушания благой Дхаммы человек способен вступить на твёрдый путь правильности [в отношении] благих качеств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...