Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Актерское мастерство




Утверждать на сцене объект — это прежде всего на­учиться по-настоящему видеть, слышать, остро восприни­мать партнера и его действия. Это значит отдавать преиму­щественное внимание не тому, «как действую я», а «как действует он» на сцене, чтобы, верно приспособившись к нему, откорректировать и свое поведение. Для тренировки указанного навыка нужны упражнения, которые давали бы возможность точно проконтролировать, куда направлено внимание каждого из партнеров, требовали бы для своего успешного выполнения острой взаимной «слежки», точного учета поведения.

Таким требованиям лучше всего отвечают упражнения, в которых партнерам неизвестны истинные намерения друг дру­га. Ставится какая-нибудь простая задача, например вернуть товарищу деньги, взятые в долг на определенный срок. Тот, кому возвращается долг, зная о затруднительном материаль­ном положении товарища, отказывается сейчас взять у него деньги. Но должник из самолюбия настаивает. Оговорив об­стоятельства действия, педагог дает еще каждому из партне­ров в отдельности дополнительное задание: ни в коем случае не оставлять денег у себя. Если партнер не захочет их при­нять, то незаметно подсунуть их ему в карман. По результату упражнения можно судить, кто оказался внимательнее к пове­дению партнера и действовал более точно. Чтобы выполнить скрытое от партнера действие, нужно быть очень вниматель­ным к нему, находчивым и точно учитывать его поведение. Но чтобы при этом обнаружить и его скрытый поступок — нужно быть вдвойне внимательным. Вне подлинного, жизненного взаимодействия такого упражнения не выполнишь, и в этом его несомненная польза.

Чтобы овладеть процессом живого взаимодействия, надо тщательно изучить его, проследить, как он зарождается и про­текает в жизни, через какие обязательные стадии проходит.

Исходный момент всякого органического действия — про­цесс ориентировки. Не сориентировавшись в обстановке, не

<»v -*#—183


та


"Как стать актером


обнаружив партнера, не поняв, чем он занят, в каком состоя­нии находится, не оценив, как это может отразиться на осу­ществлении моего замысла, — нельзя начать правильно дей­ствовать. Нарушение ориентировки неизбежно повлечет за собой и дальнейшую ложь в поведении актера, и, наоборот, верная ориентировка может сразу поставить взаимодействие на правильные рельсы.

Чтобы завязать общение с партнером, после предваритель­ной ориентировки необходимо привлечь к себе его внимание. Привлечение внимания может превратиться в активное дей­ствие, если партнер избегает общения либо отвлечен чем-то другим. Попробуйте незаметно привлечь внимание других, что­бы попросить их о чем-нибудь, или передать им что-либо, или договориться о чем-нибудь. Проверьте, что означает привлечь внимание незнакомого человека, знаменитости, ребенка, рас­шумевшейся аудитории, которая к тому же не желает вас слу­шать, привлечь внимание начальника, который спешит или умышленно уклоняется от разговора, и т. п. Какие для этого надо совершить физические действия?

Другой важный момент органического процесса — при­способление или пристройка к объекту. Характер пристройки (или приспособления) зависит от многих обстоятельств: от моих взаимоотношений с партнером, от намерений по отно­шению к нему, от поведения самого партнера и условий, в которых протекает наше взаимодействие. В упражнениях можно поставить задачу: пристроиться к партнеру с целью заставить его выполнить просьбу, приказ, для сообщения ему приятного или неприятного известия, для установления дружеских связей; или, наоборот, перестроиться для раз­рыва отношений, для интимного или официального разго­вора со старшим, младшим, симпатичным или неприятным человеком и т. п.

По ходу взаимодействия партнеров приспособления не бу­дут оставаться неизменными. В зависимости от перемены об­стоятельств и развития взаимоотношений они будут постоян-

184—-Л' -А*


Т'пава 5. Актерское мастерство

но меняться с целью подготовки к новому наступлению или обороне, если рассматривать взаимодействие как борьбу.

Если органический процесс правилен, приспособления как в жизни, так и на сцене чаще всего возникают непроизвольно. Если же они придуманы актером, подсмотрены им со стороны или предложены режиссером, то и в этом случае, как советует Станиславский, надо уметь оживить их с помощью психотех­ники, чтобы влить в них хотя бы «долю подсознания». Созна­тельно повторяемые сценические приспособления постепенно мертвеют, перестают быть выразителями внутренней жизни артиста: вместо приспособлений к партнерам они незаметно превращаются в приспособления к зрителям, т. е. в штампы, парализующие органику жизни роли.

Для постоянного обновления старых и нахождения новых приспособлений необходимо постоянно бередить свою фан­тазию, обогащать запас эмоциональных воспоминаний. Если для каждого момента роли актер будет располагать не од­ним, а множеством приспособлений, он не станет цепляться за однажды найденное и сможет смело довериться своему сегодняшнему ощущению. С этой целью следует вернуться к ранее исполненному действию и испробовать на практике раз­личные приспособления к нему. Предположим, актер должен пристроиться к партнеру, чтобы убедить его выполнить просьбу.

При этом случается, что самое, казалось бы, неподходя­щее, противоречащее на первый взгляд логике действия при­способление оказывает на партнера самое сильное воздей­ствие. Обращение к человеку с просьбой трудно совместить, например, с насмешливым и презрительным отношением к нему. Однако именно такие неожиданные контрасты между прямым смыслом слов и характером выполняемого действия нередко приводят к наибольшей его эффективности и выра­зительности.

Ориентировка, привлечение внимания объекта, пристройка к нему — все эти необходимые стадии живого органического

tv W—185


"Как стать актером

процесса нужны для того, чтобы подойти к самому главному, к воздействию на партнера.

В общении людей преобладает словесное воздействие. Но в особых случаях, когда того требует обстановка или слова делаются ненужными, возможно взаимодействие с помощью одних лишь физических действий. Они проявляют­ся через жесты, мимику, прикосновения, взгляды, интона­ции. Именно с этих исключений и следует начинать изучение органического процесса взаимодействия, который легко на­рушается при взаимодействии словесном. Поэтому с самого начала важно прочно закрепить самый процесс органическо­го взаимодействия, который всегда проявляется во взаимо­действии физическом. Физическое действие лежит в основе словесного. Словесное взаимодействие вне физического не­возможно, тогда как физическое при известных обстоятель­ствах может осуществляться и без слов.

Упражнения и этюды на бессловесное взаимодействие обыч­но называют этюдами на органическое молчание. Если молча­ние не будет абсолютным — это не играет существенной роли, важно лишь, чтобы физические действия на первых порах пре­обладали над словесными.

Взаимодействие предполагает не только умение активно воздействовать на партнера, но и правильно воспринимать это воздействие. Между тем процесс восприятия часто нару­шается или вовсе отсутствует на сцене. Нельзя правильно воздействовать на партнера, не воспринимая и не оценивая его реакции.

Существует педагогический прием, который помогает на­ладить органическое взаимодействие и проконтролировать его. После исполнения упражнения или этюда актеру предлагается во всех подробностях рассказать о поведении партнера. Если он был действительно внимателен к партнеру, то сделать это не так трудно. Если же он был внимателен только к самому себе, т. е. шел по линии представления роли, то он не сможет рассказать о том, как действовал партнер.

186—w -л»


О-ъмг&иеиие

Введение..................................................................... 3

Глава 1. Как и куда поступать................................... 5

Что нужно................................................................. 5

Что такое прослушивание......................................... 6

Программа.................................................................. 8

Советы...................................................................... 10

Глава 2. Как правильно говорить............................. 14

Дыхание и его тренировка....................................... 14

Структура голоса.................................................... 17

Характеристики голоса.......................................... 19

Как изменить голос................................................. 26

Работа над голосом................................................ 27

Забота о голосе...................................................... 31

Дикция..................................................................... 32

Орфоэпия.................................................................. 40

Сценическое произношение и его особенности 48
Работа над текстом................................................... 52

Глава 3. Как правильно двигаться............................ 55

Тело актера............................................................. 55

Четыре качества.......................................................... 57

Чувство движения........................................................ 65

Основные составляющие тренировки.............................. 68

Варианты подготовительных упражнений......................... 80

Построение движения и пластическая фраза........... 95

Строение пластической фразы....................................... 96

О движении и музыке............................................... 97

Психологический жест............................................. 98

Практическое применение ПЖ................................ 102

Восприимчивость к ПЖ.......................................... 122

Найдите сами несколько вариаций с ПЖ................. 127

ч«* -Л»—187


Глава 4. Внимание, память, воображение........... 129

Внимание в жизни и на сцене.................................. 129

Внимание формальное и творческое............................. 133

Память на ощущения................................................... 135

Действия с воображаемыми предметами............... 137

Глава 5. Актерское мастерство............................. 149

Воплощение образа............................................... 149

Творческая индивидуальность...................................... 161

Импровизация........................................................... 169

Взаимодействие с партнером........................................ 179

188—w w

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...