Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Fnaaa 5. Актерское мастерство




особенностей роли будет меняться и ваше представление о центре, если вы дадите волю вашей творческой фантазии. Центр в голове Фауста вы можете, например, вообразить большим, сияющим и излучающим, в то время как центр в голове Вагнера — небольшим, напряженным и даже жест­ким. Вы можете поместить небольшой, похожий на крис­талл центр в плечо или глаз для таких характеров, как Ква­зимодо или Тартюф. Мягкий, теплый, не слишком малень­кий, в области живота — для Фальстафа или сэра Тоби Бэлча. Хрупкий и прозрачный центр в коленях — для сэра Эндрю Эгьючика. Даже вне пределов тела можете вы вооб­разить центр. Для Гамлета, Просперо или Отелло, напри­мер, вы можете поместить его перед телом. Для Санчо Пен­сы — сзади, пониже спины, и т.п.

Найдя воображаемые тело и центр и вжившись в них, вы заметите, что они становятся подвижными и способными ме­няться в зависимости от сценического положения. Вы замети­те, что не только вы играете созданными вами телом и цент­ром, но и они играют вами, вызывая новые душевные и теле­сные нюансы в вашем исполнении.

Возьмите пример. Вы готовите роль Дон Кихота. Ваше воображение давно уже нарисовало вам его внешний и внут­ренний облик. Теперь вы ищете для него тело и центр. Види­те ли вы его влюбленным и тихим, или он является вам стро­гим, закованным в латы, верхом на тощем коне, в душной пустыне, или в бою, или за книгами в минуты страстных меч­таний о шлеме Мамбрена — вы знаете: тело его — прямое, худое, тонкое, нежное. Центр — сияющий, маленький, бес­покойный, горячий — вращается высоко-высоко над его го­ловой. Вы вошли в это тело и поместили центр над своей головой. «Ты стоишь на страже оружия», — говорите вы Рыцарю Печального образа (т. е. себе самому). «Шорох... враг приближается!..» Послушный вашему приказу, рыцарь в шлеме и в латах (вы сами) приходит в движение: его плечи упали, длинные руки повисли и пальцы по-детски раскры-

-»v 4V—153


т


"Как стать актером


лись. Шея, худая и длинная, как у испуганной птицы, хочет поднять беспокойную голову к центру, но центр уходит все выше, вращаясь и искрясь. Чем упорнее тянется вверх худая фигура, тем больше гнутся в коленях старые слабые ноги. Сбитые в сторону латы носков на веревках звякают тихо... рыцарь крадется. «Теперь — нападай!» Все изменилось! В мгновение ока центр падает вниз и застывает в верхней час­ти груди, спирая дыхание! Плечи взлетают, рыцарь сутулит­ся, ноги становятся длинными, тонкими. Пика направлена во тьму, в пустоту... Прыжок на врага, и центр, теперь малень­кий, темный, как мяч на резинке, летает вправо и влево, впе­ред и назад. Вслед за ним мечется рыцарь, то пригибаясь всем телом к земле, ширясь в плечах, то на мгновение худея и устремляясь вверх на цыпочках...

Так, забавляясь, вы незаметно вживаетесь в роль, в ее характерные особенности, все время оставаясь в сфере твор­ческой фантазии. Ваша работа легка и артистична. Вы все больше и больше отходите от грубости и тяжести плоского натурализма с его требованиями «точности, как в жизни».

Представьте себе какое-нибудь воображаемое тело с цен­тром в том же пространстве, где находится ваше собствен­ное тело. Начните двигаться, говорить и выполнять простые действия, стараясь вжиться в характер, возникший от слу­чайно взятых вами тела и центра. Проработайте этот харак­тер так, как будто бы вы готовили роль. Возвращайтесь к нему в течение нескольких дней, совершенствуя и детализи­руя его.

Создайте другой такой же случайный характер. Начните вносить легкие изменения в воображаемое тело.

Меняйте характер центра, представляя его себе, например, большим, маленьким, сжимающимся, расширяющимся, удаля­ющимся, приближающимся, излучающим, светлым, темным, тяжелым, легким, жестким, мягким, теплым, холодным и т.п. Следите, какие изменения возникают в характере от перемен, производимых вами в теле и центре.

154—-л* 4V


"Глава 5. Актерское мастерство

Выберите характер из пьесы или литературы и найдите для него воображаемые тело и центр. Упражняйтесь в разработке и усвоении их.

Когда вы почувствуете некоторую уверенность и легкость при выполнении предыдущих упражнений — поставьте себе задачу: в кратчайший срок (в несколько минут) создать и раз­работать в деталях характер, исходя из случайно взятых вами тела и центра. Постарайтесь в этот же короткий промежуток времени выработать также и манеру речи созданного вами лица. Затем, после упражнений, попробуйте представить себе его биографию и образ жизни.

Восприимчивость

Участники упражнения должны начать с того, чтобы ска­зать себе: «Мы представляем из себя группу, мы здесь, мы вместе». Затем каждый из членов группы должен постараться осознать индивидуальное присутствие каждого другого члена группы так же, как и свое присутствие среди них. Творческий коллектив состоит из индивидуальностей. Он не должен пре­вращаться в массу, поглощающую в себе отдельные личнос­ти. Поэтому каждый участвующий в упражнении должен быть в состоянии, преодолев общее представление: «мы», сказать себе: «ОН, и ОН, и ОН, и Я».

Без сентиментальности и излишней чувствительности каж­дый член группы делает внутреннее усилие открыться своим партнерам. Это значит: быть готовым воспринять впечатление, даже самое тонкое, от каждого присутствующего в каждый данный момент и быть в состоянии гармонично реагировать на него.

Когда таким образом установился некоторый контакт меж­ду участниками упражнения, они выбирают ряд определенных простых действий для последовательного их выполнения. Дей­ствия эти могут быть, например, такими:

1) спокойно ходить по комнате;

2) бегать;

де W—155


"Как стать актером

3) стоять неподвижно;

4) сидеть на стульях;

5) разойтись и встать вдоль стен;

6) сойтись в центре комнаты; и т.п.

Внутренне открывшись друг другу, каждый из участников старается угадать, какое из намеченных действий группа хо­чет выполнить в данный момент. Не условливаясь предвари­тельно о порядке их выполнения, группа переходит от одного действия к другому. Стремление угадать желание группы раз­вивает тонкость восприятия участников по отношению друг к другу. Желание угадать не исключает, разумеется, возможно­сти непосредственного наблюдения участниками друг друга. Смысл упражнения именно и заключается в том, чтобы повы­сить наблюдательность и восприимчивость актера по отноше­нию к партнерам на сцене.

Проделайте ряд этюдов-импровизаций. Например: конец многолюдного собрания. Председатель произносит несколь­ко фраз своей заключительной речи и объявляет собрание закрытым. То, как он делает это, дает тон всей последующей импровизации. Своим поведением и манерой речи он как бы диктует «музыкальную тональность», объединяя в ней всех участников упражнения. Вспыхнет ли горячий спор, погру­зятся ли члены собрания в задумчивость, выкажут ли они удовлетворение или раздражение, создастся ли тяжелая, на­пряженная или, наоборот, радостная, приподнятая атмосфе­ра, начнут ли члены собрания расходиться или захотят ос­таться и продолжать беседу и т.п., будет зависеть от того, что сумеют «услышать» участники упражнения в тоне, дан­ном им председателем. (Подобные же упражнения могут быть построены и для двух лиц.) Выберите тему для импровиза­ции и определите только в общих чертах, например: фабри­ка, семейный праздник, сборы в дорогу, скандал в рестора­не и т.п. Вначале импровизация, по всей вероятности, ока­жется несколько хаотичной. Но участники снова повторяют ее, не обсуждая, пока их усилия угадать и поддержать твор-

156—<>v ч«#


"Глава 5. Актерское мастерство

ческое намерение партнеров не превратят импровизацию в стройный этюд с ясно выраженным содержанием и четкой последовательностью событий. Постепенно группа может перейти к более сложным темам, например: паника в театре, взрыв на химическом заводе, битва, карнавал, возбужден­ная толпа и т.п. Путем многократного повторения и такие импровизации должны быть доведены до степени хорошо срепетированных сцен.

Активность

Большую ошибку делают актеры, предполагая, что они могут появляться на сцене (или на репетиции) с той степенью актив­ности, которая знакома им в их повседневной жизни. Желая быть «натуральными», они переносят на сцену вместе с по­вседневностью и эту пониженную активность. Повседневная жизнь, перенесенная на сцену, производит то же впечатление, что и статуя в нормальный рост, поставленная на высокую колонну. Как статуя, поставленная на высокую колонну, теря­ет для наблюдателя свою натуральную величину, так и актер теряет для зрителя свою натуральную активность, перенося ее на сцену.

Инстинктивно чувствуя необходимость повышенной актив­ности, большинство актеров, играя, прибегают к так называе­мому нажиму. Но эта ложная активность не достигает цели. Она отталкивает публику и парализует творческие силы акте­ра. Она всегда локализируется в отдельных частях нашего тела (в руках, ногах, шее, голосовых связках и т.п.), сжимает их конвульсивно, образовывает скверные театральные при­вычки (штампы) и разъединяет актера с партнерами на сцене. Здоровая же активность, наоборот, наполняет собой все ду­шевное и телесное существо актера, освобождает его, делает сильным, способным к излучениям и помогает установить кон­такт с партнерами. Она вызывает новые, неожиданные сред­ства выразительности на сцене и ощущается актером как по­стоянное желание творчества.

W че^—157


"Как стать актером

Разделите чертой вашу комнату на две части. Пусть эта черта будет «порогом» сцены. Приближайтесь к «порогу» с намерением повысить степень вашей активности, как толь­ко вы переступите за него. Сделайте внутреннее усилие поднять волевую волну снизу, из области ног, вверх, к об­ласти груди, и держите ее там. Делайте это упражнение много раз.

Следите, чтобы активность не переходила в физическое, мускульное напряжение. При правильно выполненном уп­ражнении вы почувствуете ваше существо как бы расши­рившимся и увеличившимся. При мускульном напряжении, напротив, вы переживете род сжатия, уменьшения вашего существа.

Переступив «порог», начните излучать вашу активность из груди, затем из вытянутых рук и, наконец, из всего ва­шего существа. Посылайте излучения в различных направ­лениях.

Излучайте активность, придавая ей определенную окраску.

Перейдите постепенно к несложным импровизациям. Ста­райтесь делать их, сохраняя активность и излучение.

Групповое упражнение: один за другим участники входят на сцену, переходя намеченную линию «порога». Каждый из входящих вносит с собой повышенную активность. Он излуча­ет ее в пространство вокруг себя. То же делают и остальные. Активность накопляется, насыщая пространство (так, по край­ней мере, должны представлять себе' участники упражнения). Сойдясь, они начинают делать импровизацию, пользуясь как своей внутренней активностью, так и активностью, накоплен­ной в пространстве вокруг них.

Цель упражнения достигнута, когда участники его могут сказать себе: «Активность имеет объединяющую силу. Она помогает вступать в общение с партнерами и побуждает к кол­лективному творчеству».

Возьмите себе за правило не начинать репетиции или спек­такля, не перейдя внутренне «порога» сцены.

W w


fnaea 5. Актерское мастерство

Стиль

Не только потому должен актер стремиться пробудить в себе чувство стиля, что профессиональная работа сталкивает его с разными эпохами. Это само собой. Но и потому еще, что стиль, так же как способность коллективной импровизации, воспри­имчивость к творческим импульсам других и правильная актив­ность, обладает объединяющей силой, помогающей актеру сли­ваться с коллективом. Актеру недостаточно быть знатоком су­ществующих стилей. Он должен быть в состоянии жить, двигаться, говорить и общаться с партнерами в определенном стиле. Он должен пробудить в себе живое чувство стиля.

Участники выбирают тему, например: печаль, мщение, по­беда, экстаз, благоговение и т.п. и затем на выбранную тему строят ряд пластических групп в разных стилях. В качестве стилей они берут сначала трагедию, драму, комедию, воде­виль и клоунаду.

Упражнение производится следующим образом: медлен­но, с разных концов комнаты, наблюдая друг за другом, уча­стники сходятся одновременно к центру, где должна быть образована группа. Каждый стремится найти для себя позу, которая гармонировала бы с темой, с позами других и была бы подсказана выбранным для упражнения стилем.

Постепенно группа образовывается сама чобой. Участни­ки должны осознать гармонизующую и объединяющую силу стиля.

Проделав таким образом одну и ту же тему последова­тельно в различных стилях, образовывая каждый, раз новые группы, участники выбирают другую тему и также проводят ее через все стили.

Вариации упражнения:

1. Участники сходятся к центру комнаты один за другим. Первый вошедший, найдя позу, соответствующую теме и стилю, ждет, пока к нему последовательно присоеди­нятся остальные.

w W—159


Как стать актером

2. После того как группа сформировалась и движение в ней прекратилось, участники снова начинают двигаться, стараясь и в движении сохранить найденные гармонию, стиль и характер, продиктованные темой.

3. В разных местах комнаты одновременно образуются две или три группы. Каждая из них должна гармонировать с другими. Темы для каждой группы могут быть разными, но стиль для всех один.

4. Тема и стиль для образования группы (или групп) дикту­ются музыкальным отрывком или атмосферой. В после­днем случае предварительно создается атмосфера.

5. Создав и зафиксировав группу, участники переплавля­ют ее в другой стиль (например: экстаз в стиле драмы переплавляется в экстаз в стиле комедии, водевиля и т.п.). Они стремятся достигнуть этого минимальными вне­шними средствами: каждый участник, по возможности сохраняя свою первоначальную позу, доверившись чув­ству стиля, старается придать ей другой характер.

Делая упражнение на пластические группы, старайтесь из­бегать танцевальных и так называемых пластических движе­ний и поз, так же как и стилизации, заменяя их движениями, подобными психологическому жесту. Стилизация достигается внешними средствами, комбинирующей способностью рассудка, в то время как стиль рождается из глубин творческой души.

Группы становятся разнообразнее, пластичнее и живопис­нее, если упражнения производятся на станках, подмостках и лестницах, расположенных на полу.

Перейдите к простым (групповым или индивидуальным) импровизациям. Делайте их в разных стилях. Стиль в этом случае определяйте автором (например: Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Шекспир, Метерлинк, Ибсен, Мольер и т.д.).

Представляйте себя одетым в различные костюмы, напри­мер: греческая тога, латы средневекового рыцаря, современ­ный бальный туалет, лохмотья нищего и т.п. Двигайтесь и го­ворите в гармонии с воображаемым костюмом. Костюм даст

W w


"Глава 5. Актерское мастерство


т


вам чувство стиля. Для групповых упражнений (импровизаций или пластических групп) все участники «надевают» однород­ные костюмы.

К воображаемым костюмам через некоторое время при­бавьте воображаемые декорации того же стиля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...