Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Fnaea 4. Внимание, память, воображение





т


ровностей, подсказанных предлагаемыми обстоятель­ствами. Например, писание письма при помощи обычно­го пера и чернильницы дает большие возможности в смысле действия, чем автоматическая ручка. Этот вопрос решается обстоятельствами времени и места, т. е. где и когда пишется письмо. Если действие происходит в начале XIX века, то нужно освоить технику писания гусиным пером, научиться пользоваться не промокательной бумагой, а песочницей и т. д.

5) Углубляя обстоятельства, можно прийти к этюду писа­ния любовного письма Татьяны Онегину и построить логику действия, воплощающую всю противоречивость чувств и поступков героини: ее смятение, мучительные поиски выхода, моменты душевного подъема и упадка. Однако завершение такого рода этюда, как уже было сказано, должно быть отнесено ко второму году обуче­ния, после того как будут освоены все основные эле­менты органического действия. Если предлагаемые обстоятельства не складываются сами собой, можно проделывать упражнения на беспредметные действия под музыку, которая определяет ритм совершаемого действия и придает ему ту или иную эмоциональную окраску, организует действия, питает воображение, направляя его по пути все новых и новых вымыслов.

По своему характеру упражнения на дейа вия с вообража­емыми предметами могут быть разбиты на два вида. К перво­му относятся действия, требующие усилий всего тела или груп­пы мышц. Это всякого рода физическая работа, связанная с ощущением тяжести, со сгибанием и разгибанием туловища, с движениями рук и ног, с перемещением всего тела в простран­стве и т. д. Например, уборка комнаты, мытье полов, стирка, топка печей, перемещение воображаемых предметов различ­ного веса и формы, копка земли, посадка дерева, игра в кег­ли, в городки, открывание театрального занавеса, различные трудовые, производственные процессы.

W •**—145


т


"Как стать актером


В этом виде упражнений приходится учиться произвольно напрягать и освобождать ту или иную группу мышц, чтобы ощутить правду физических действий. Для контроля целесо­образно привлечь педагога по сценическому движению, ко­торый может подсказать ученикам верные приемы обраще­ния с предметами разного веса и формы. Потом на занятиях по движению он может помочь эти упражнения усовершен­ствовать.

В упражнениях второго вида действуют преимущественно пальцы и кисти рук. К ним, например, относятся бытовые дей­ствия — умывание, еда, питье, одевание и раздевание, шитье, глаженье, чтение, писание, рисование, закуривание, обраще­ние с замками, ключами, деньгами, проводка электричества, настольные игры, украшение елки, уборка комнаты, игра на музыкальных инструментах и т. п.

Много примеров на всякого рода беспредметные дей­ствия дает жизнь школы, учреждения, завода, фабрики, больницы, театра, лаборатории, колхоза, а также отдых на природе: прогулки в лесу, сбор ягод, грибов, цветов, рыб­ная ловля, охота и т. п. Упражнения на беспредметные дей­ствия включают в себя все ранее пройденные элементы и допускают комбинации с другими типами упражнений. По мере усвоения техники самого действия и разгрузки внима­ния можно в упражнениях на беспредметные действия уста­новить процесс взаимодействия между двумя исполнителя­ми или группой исполнителей. Люди, занятые на конвейере, ни на секунду не прекращая работы, обмениваются между собой отдельными репликами, вступают в общение. То же самое возможно в любом трудовом процессе, где логика действия постепенно автоматизируется и выполняется по­чти подсознательно.

Поскольку техника овладения беспредметными действия­ми помогает изучить природу простейших физических действий и восстанавливать их логику и последовательность, можно утверждать, что эти упражнения на развитие артистической

146—w -*v


Fnaea 4. Внимание, память, воображение


Ф


техники являются вместе с тем важным звеном в овладении методом будущей работы над ролью. Они служат средством воспитания в актере определенных навыков, которые перено­сятся с элементарных физических действий на действия более сложные, насыщенные психологическим содержанием. Они укрепляют актера в правильном сценическом самочувствии, связанном с нормальной работой всех элементов его физи­ческой и духовной природы.

Упражнения эти помогают выработать более тонкие сред­ства выразительности актера. Они требуют от исполнителя большой точности и наблюдательности, пристального внима­ния, тончайшей работы мышц, прививают начинающему акте­ру вкус к профессиональной четкости и законченности сцени­ческого действия.

Из сказанного следует, что упражнения на беспредметные действия существуют не только для того, чтобы актер научил­ся обращаться на сцене с воображаемыми объектами, хотя и эти навыки имеют большой практический смысл.

Трудно найти роль, в которой актеру не пришлось бы есть воображаемые кушанья, пить воображаемое вино или чай, зажигать мнимый костер или лампу, читать несуществу­ющие тексты писем, условно писать и рисовать, не пользу­ясь ни чернилами, ни красками, чокаться пустыми бокала­ми, наполнять воображаемой водой ведра и кувшины, но­сить по сцене пустые чемоданы и другие предметы, лишенные веса, как тяжелые, орудовать бутафорскими мечами и кин­жалами, как стальными, воспринимать пустые кастрюли из папье-маше, как наполненные и горячие, нюхать бумажные цветы, ловить воображаемых бабочек, шить воображаемы­ми нитками и т. п.

Не многие актеры умеют придать бутафорским вещам свой­ства реальных предметов, оживить их своим искусством. В большинстве случаев письма на сцене пишутся с молниенос­ной быстротой, причем их обычно суют в конверт, не давая чернилам просохнуть, телефоны набираются неполным номе-

W W—147


ш


"Как стать актером


ром, тяжелые чемоданы поднимаются, как пустые, при тостах так размахивают бокалами, что неизбежно выплеснется все вино, в драке герои-любовники без опасения хватаются за лезвие шпаги, деньги за покупку отдаются без счета, записки прочитываются одним махом, горячие предметы берутся го­лыми руками и т. п.

Большие актеры, руководимые чувством правды, всегда дорожили логикой простейших физических действий.


Тиа&г 5. Акхиерасое мас*керс*к&о-

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА

В то время как вы, делая упражнения, сосредоточенно сле­дите в вашей фантазии за жизнью создаваемого вами образа, вы замечаете, что тело ваше непроизвольно и еле заметно начинает двигаться, как бы принимая участие в процессе во­ображения. Такое же легкое движение вы ощущаете и в голо­совых связках, когда вслушиваетесь в слова, произносимые вашим образом. Чем ярче видите и слышите вы его в вашей фантазии, тем сильнее реагирует ваше тело и голосовые связ­ки. Это свидетельствует о вашем желании воплотить создание вашей творческой фантазии и указывает вам путь к простой, соответствующей актерской природе технике такого вопло­щения.

Предположим, работая над образом роли, вы достигли того, что ясно видите и слышите его в вашем воображении. Вне­шний и внутренний облик вашего героя стоит перед вами во всех деталях. Как следует вам приступить к его воплощению?

Было бы ошибкой, если бы вы захотели воплотить ваш образ сразу. Как бы тонко ни были развиты ваши чувства, тело и голос, они все же могут получить шок от слишком больших требований, внезапно предъявленных к ним. Они не будут в состоянии верно передать характер, созданный вашим воображением. Актеры слишком хорошо знакомы с такого рода шоком и часто ищут спасения от него в старых, избитых сценических привычках.

Если вы хотите идти верным и более легким путем — приступайте к воплощению вашего образа по частям. Вы видите его движения, слышите его речь, проникаете в его душевную жизнь. Из всего, что стоит перед вашим внутрен­ним взором, вы выбираете одну черту: движение рук, по­ходку, наклон головы, слово, фразу, взгляд, характерный

** -Я*—149


»

"Как стать актером

жест, душевное состояние и т.п. и со вниманием изучаете эту черту в воображении. Затем вы воплощаете только ее одну, как бы имитируя созданное и проработанное вами в вашей фантазии. Теперь ваши тело, голос, чувства без из­лишнего напряжения или привычного клише (штампа) легко выполняют эту посильную для них задачу. После одной или нескольких попыток воплощения вы снова вглядываетесь в ваш образ, снова имитируете его и т.д. Вы повторяете этот процесс до тех пор, пока выбранная вами для воплощения деталь не станет близкой вам, пока вы не достигнете легко­сти в ее исполнении.

Переходя таким образом от одной черты к другой, про­рабатывая и воплощая шаг за шагом вашу роль, вы приходи­те, наконец, к моменту, когда чувствуете, что весь образ жи­вет в вас и вам уже нет больше надобности воплощать его по частям. Позднее вы всегда можете вернуться к описанному приему, если почувствуете, что в силу тех или иных причин отклонились от правильного пути.

При работе над воплощением роли вы можете пользоваться техникой вопросов и ответов, о которой я говорил выше. Вме­сто догадок или рассуждений о том, что следует сделать в данный момент изображаемому вами на сцене лицу, вы, задав ему вопрос, заставляете его тем самым сыграть перед вами сцену во многих вариациях и, сделав свой выбор, приступите к воплощению увиденного.

Характерность

Нет нехарактерных ролей, как нет двух внешне и внутрен­не одинаковых людей. То, что различает их друг от друга, есть, говоря актерским языком, их характерность, как бы сла­бо ни была она выражена. Тот, кто неизменно изображает на сцене только самого себя, едва ли знает, какую творческую радость дает актеру перевоплощение, т. е. принятие на себя характерных особенностей другого лица. Радость эта будет для вас тем больше и совершеннее, чем яснее и проще сред-

Л» W


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...