Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Fnaaa 4. Внимание, память, воображение




щений, которые в своей совокупности создают целостное пред­ставление о предмете. Так, воспоминание о море включает в себя память о многих ощущениях: вид перекатывающихся волн, шум прибоя, солено-горьковатый вкус и запах морской воды, ощущение ее температуры и т. д.

В упражнениях важно добиться точности и конкретности воспоминаний о ранее испытанных ощущениях. Результаты этих упражнений, к сожалению, трудно поддаются контролю. Но в ряде случаев такой контроль возможен. Можно, например, предложить зарисовать по памяти форму предмета: фасон костюма, вид архитектурного сооружения, планировку виден­ного спектакля. Произведение скульптуры можно воспроизве­сти собственным телом, картины известных художников ми-зансценировать с помощью присутствующих на уроке товари­щей; крик птицы, животного, мелодию — воспроизвести голосом и т. п.

Следующий этап в развитии памяти на ощущения заключа­ется не только в том, чтобы вспомнить и восстановить в своей памяти тот или иной образ, событие, но и уметь описать его словами, заразить слушателей своими видениями. Это уже относится к словесному действию. Надо добиваться умения за словами видеть образы действительности и заражать этими образами партнеров.

ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Начинающего художника, который при поступлении в учебное заведение уже проявил себя как талантливый жан­рист или колорист, заставляют взять карандаш и точно пе­ренести на бумагу объемную геометрическую фигуру. Му­зыканта, играющего по слуху виртуозные пьесы, сажают за гаммы, требуя абсолютной ритмичности и ровности звуча­ния простейшего звукового ряда; танцора, способного на вдохновенные хореографические импровизации, заставля­ют ежедневно упражняться у станка, чтобы вытянуть ему

-** 4V—137


щ


"Как стать актером


носки и выправить фигуру; певца, прежде чем позволить ему распевать арии и романсы, тренируют на простейших вокализах, экзерсисах и т. п.

И драматический актер в этом отношении не составляет исключения. Qh также должен учиться профессиональной точ­ности и завершенности при решении самых элементарных твор­ческих и технических задач. Этого нельзя добиться путем вне­запного озарения таланта или вспышками артистического тем­перамента; этому не в силах помочь ни яркая эмоциональность, ни утонченная интуиция будущего художника, ни взлеты его творческой фантазии. Тот, кто намерен стать мастером своего дела, должен на более или менее длительный срок воору­житься огромным терпением, выдержкой и волей для выпол­нения подготовительной, черновой и, быть может, не всегда увлекательной работы.

В театральной педагогике выработаны свои «экзерсисы» и «вокализы» для тренировки актера. К ним в первую очередь относятся так называемые беспредметные действия, или, точ­нее, действия с воображаемыми предметами.

Эти действия легко поддаются контролю сознания и чрез­вычайно удобны для тренировки всего комплекса элементов органического творчества. Беспредметные действия требуют огромной сосредоточенности, воображения, острой наблюда­тельности, памяти на ранее испытанные ощущения, логики и последовательности и т. п. Ввиду возможности точного конт­роля они могут быть доведены до абсолютной правды, а ста­ло быть, и веры в подлинность совершаемого, т. е. до того рубежа, когда в процесс творчества вступает сама органичес­кая природа артиста с ее подсознанием. Они доступны учени­кам, которые встречаются здесь с хорошо знакомыми им по жизни бытовыми действиями, не обремененными сложным психологическим содержанием. В силу своей доступности эти упражнения могут быть выполнены со всей точностью и тех­ническим совершенством.

Беспредметные действия — это классический пример про­стейших физических действий, которые, как мы убедимся впо-

V tv


"Глава 4. Внимание, память, воображение

следствии, являются первичным звеном творческого процесса актера.

Существуют разные точки зрения на упражнения с вообра­жаемыми предметами. Некоторые считают их устаревшими, не оправдавшими себя на практике. Говорят, что упражнения с воображаемыми предметами засушивают молодых актеров, сковывают их творческие порывы, мешают проявлению эмо­циональности, темперамента. Они лишены активного действен­ного начала, фиксируют внимание на будничных бытовых дей­ствиях, не несущих больших мыслей и чувств и часто засоряющих игру актера ненужными натуралистическими под­робностями.

Аргументом против такого рода упражнений служит также мнение, что действия с воображаемым предметом не понадо­бятся актеру в момент творчества. На этом основании их иног­да исключают из программы.

Но даже там, где упражнения с воображаемыми предмета­ми входят в актерскую тренировку, они нередко выполняются формально, без понимания их глубокой связи с творчеством. Их превращают в самоцель, в демонстрацию ловкости и изоб­ретательности актера, в умение манипулировать с «пустышкой».

При таком подходе упражнения не достигают цели, не затрагивают природы артиста. Они не вызывают в нем ощу­щения правды совершаемых действий и вместо пользы при­носят вред, утверждая учеников в ложном актерском само­чувствии.

Упражнения на беспредметные действия помогают созна­тельно восстанавливать логику и последовательность простей­ших физических действий, которые в жизни от частого повто­рения автоматизировались и выполняются механически, реф-лекторно.

При «беспредметном действии» создаются другие условия. При них волей-неволей приходится приковывать внимание к каждой самой маленькой составной части большого действия. Без этого не вспомнишь и не выполнишь всех подсобных час-

•** iv—139


щ


"Как стать актером


тей целого, а без подсобных частей целого не ощутишь всего большого действия...

К упражнениям на «беспредметные действия» целесооб­разнее всего подойти от выполнения реального жизненного действия. Например, вы зажигаете спички, чтобы закурить па­пиросу или найти в темноте потерянный предмет. После того как вы выполните это действие, ставшее для вас в жизни по­луавтоматическим и выполняемым при минимальной затрате внимания, повторите процесс зажигания одними пальцами без спичек и коробка или постепенно отнимая сперва спички, а затем и коробок.

Чтобы в точности восстановить привычные движения паль­цев, поначалу придется затратить немало усилий и внимания, то и дело возвращаясь для проверки к реальным спичкам. Нельзя сразу охватить весь процесс действия целиком, при­дется сперва расчленить его на мелкие составные части:

1) Нащупать коробок в кармане.

2) Захватить и вытащить его.

3) Повернуть коробок этикеткой вверх, чтобы при откры­вании спички не вывалились.

4) Вытолкнуть пальцем коробок из футляра, придержи­вая футляр двумя другими пальцами.

5) Отделить пальцами другой руки одну спичку.

6) Захватить ее двумя пальцами и вытащить из коробка.

7) Повернуть ее головкой вниз.

8) Взяться за конец спички, чтобы не обжечься при за­жигании.

9) Подставить под спичку боковую плоскость коробка, покрытую серой.

10) Чиркнуть спичкой.

11) Повернуть ее так, чтобы пламя разгорелось.

12) Если дело происходит на улице или на сквозняке, то загородить пламя рукой или всем корпусом.

13) Поднести спичку к папиросе или темному углу.

14) Прикурить или рассмотреть то, что надо.

140—•** -W


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...