Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патхама самая сутта: Случай (I)




АН 6.27

И тогда некий монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом, и сказал:?Учитель, сколько существует подобающих случаев для того, чтобы посетить уважаемого монаха?1

Монах, существует шесть подобающих случаев для того, чтобы посетить уважаемого монаха. Какие шесть?

(1) Вот, монах, когда ум монаха охвачен и подавлен чувственной жаждой, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды, то в этом случае ему следует подойти к уважаемому монаху и сказать ему: Друг, мой ум охвачен и подавлен чувственной жаждой, и я не понимаю в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды. Пожалуйста, научи меня Дхамме для отбрасывания чувственной жажды. Тогда тот уважаемый монах учит его Дхамме для отбрасывания чувственной жажды. Таков первый подобающий случай для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

(2) Далее, когда ум монаха охвачен и подавлен недоброжелательностью, (3) ленью и апатией, (4) неугомонностью и сожалением, (5) сомнением, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения, то в этом случае ему следует подойти к уважаемому монаху и сказать ему: Друг, мой ум охвачен и подавлен сомнением, и я не понимаю в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения. Пожалуйста, научи меня Дхамме для отбрасывания сомнения. Тогда тот уважаемый монах учит его Дхамме для отбрасывания сомнения. Таков пятый подобающий случай для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

(6) Далее, когда монах не знает и не видит на какой объект ему опереться и [к какому объекту] обратиться, чтобы достичь незамедлительного уничтожения пятен [загрязнений ума], то в этом случае ему следует подойти к уважаемому монаху и сказать ему: Друг, я не знаю и не вижу на какой объект мне опереться и [к какому объекту] обратиться, чтобы достичь незамедлительного уничтожения пятен. Пожалуйста, научи меня Дхамме для уничтожения пятен. Тогда тот уважаемый монах учит его Дхамме для уничтожения пятен. Таков шестой подобающий случай для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

Таковы, монах, шесть подобающих случаев для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

 

Комментарий настойчиво трактует "манобхавания" как "те, кто достоин уважения", а не как "те, кто развил ум" (как, казалось бы, следует понимать эту фразу, в том числе и исходя из текста сутты).

 

Дутия самая сутта: Случай (II)

АН 6.28

Однажды группа старших монахов пребывала в Варанаси в оленьем парке в Исипатане. И тогда, после принятия пищи, вернувшись с хождения за подаяниями, те старшие монахи собрались и вместе сидели в зале, где следующая беседа случилась между ними: Каков, друзья, подобающий случай для того, чтобы посетить уважаемого монаха?

Когда так было сказано, один монах сказал тем старцам: Друзья, после принятия пищи, когда уважаемый монах вернулся с хождения за подаяниями, помыл ноги и сидит со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди вот подобающий случай для того, чтобы посетить его.

Когда так было сказано, другой монах сказал ему: Друг, это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить уважаемого монаха. После принятия пищи, когда уважаемый монах вернулся с хождения за подаяниями, помыл ноги и сидит со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди его усталость из-за хождения [за подаяниями] и [из-за] принятия пищи ещё не отступила. Поэтому это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить его. Но вечером, когда уважаемый монах вышел из затворничества и сидит в тени своего жилища со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди вот подобающий случай для того, чтобы посетить его.

Когда он высказался, [ещё] другой монах сказал ему: Друг, это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить уважаемого монаха. Вечером, когда уважаемый монах вышел из затворничества и сидит в тени своего жилища со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди объект сосредоточения, на который он направлял внимание в течение дня, всё ещё наличествует в нём. Поэтому это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить его. Но когда уважаемый монах поднялся но истечении ночи и сидит со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди вот подобающий случай для того, чтобы посетить его.

Когда он высказался, [ещё] другой монах сказал ему: Друг, это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить уважаемого монаха. Когда уважаемый монах поднялся но истечении ночи и сидит со скрещенными ногами, держа спину прямо, установив осознанность впереди, то в этом случае его тело свежо, ему легко браться за учение будд. Поэтому это неподобающий случай для того, чтобы пойти и посетить его.

Когда так было сказано, Достопочтенный Махакаччана сказал тем старшим монахам: Друзья, в присутствии Благословенного я услышал и выучил так:

Монах, есть шесть подобающих случаев для того, чтобы посетить уважаемого монаха. Какие шесть? (1-6) Вот, монах, когда ум монаха охвачен и подавлен чувственной жаждой? 1?Таков шестой подобающий случай для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

Друзья, в присутствии Благословенного я услышал и выучил так: Таковы, монах, шесть подобающих случаев для того, чтобы посетить уважаемого монаха.

 

Здесь повторяется вся предыдущая сутта АН 6.26 целиком.

 

Удайи сутта: Удайи

АН 6.29

И тогда Благословенный обратился к Достопочтенному Удайи: Удайи, сколько существует тем для памятования?

Когда так было сказано, Достопочтенный Удайи ничего не ответил. Во второй раз, в третий раз Благословенный обратился к Достопочтенному Удайи: Удайи, сколько существует тем для памятования? И в третий раз Достопочтенный Удайи ничего не ответил. Тогда Достопочтенный Ананда сказал Достопочтенному Удайи:

Учитель обращается к тебе, друг Удайи.

Я слышал, друг Ананда.

Вот, Учитель, монах вспоминает многочисленные прошлые обители: одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, многие циклы распада мира, многие циклы эволюции мира, [вспоминая]: Там у меня было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился здесь. И там у меня тоже было такое-то имя? таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился [теперь уже] здесь. Так он вспоминает многочисленные прошлые обители в подробностях и деталях. Такова, Учитель, тема для памятования.

Тогда Благословенный обратился к Достопочтенному Ананде: Я знал, Ананда, что этот пустоголовый Удайи не предаётся высшему уму1. Ананда, сколько существует тем для памятования?

Учитель, есть пять тем для памятования. Какие пять?

(1) Вот, Учитель, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и счастьем, которые возникли из-за [этой] отстранённости. С угасанием направления и удержания [ума на объекте], он входит и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и счастье, которые возникли посредством сосредоточения. С угасанием восторга он пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным и ощущает счастье телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: Он невозмутим, осознан, пребывает в счастье.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к приятному пребыванию в этой самой жизни2.

(2) Далее, Учитель, монах обращается к восприятию света. Он уделяет внимание восприятию света так: Как днём, так и ночью; как ночью, так и днём. Вот так, с открытым, с раскрытым умом, он развивает ум, пропитанный сиянием3.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к обретению знания и видения.

(3) Далее, Учитель, монах пересматривает это самое тело снизу вверх, с подошв ступней, и сверху вниз с кончиков волос [головы], обёрнутое кожей, полное разнообразных нечистот: В этом самом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, желудок, фекалии, желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к отбрасыванию чувственной жажды.

(4) Далее, Учитель, представьте, как если бы монах увидел брошенный на кладбище труп, пролежавший один, два или три дня, вздувшийся, бледный, гноящийся. Он сравнивает с ним своё собственное тело так: Это тело тоже обладает той же природой. Оно будет таким и не может избежать этого. Или, представьте, он бы увидел брошенный на кладбище труп, который пожирают вороны, ястребы, грифы, собаки, шакалы или иные виды живых существ. Он сравнивает с ним своё собственное тело так: Это тело тоже обладает той же природой. Оно будет таким и не может избежать этого. Или, представьте, он бы увидел брошенный на кладбище труп: скелет с плотью и кровью, связанный сухожилиями, скелет без плоти и крови, связанный сухожилиями, разбросанные во все стороны отделённые кости: тут кость руки, там кость ноги, там кость голени, там кость бедра, там кость таза, там позвоночник, там череп. Он сравнивает с ним своё собственное тело так: Это тело тоже обладает той же природой. Оно будет таким и не может избежать этого. Или, представьте, он бы увидел брошенный на кладбище труп: белеющие кости, цвета ракушки, собранные в кучу кости, лежащие так один год, сгнившие кости, стёртые в пыль. Он сравнивает с ним своё собственное тело так: Это тело тоже обладает той же природой. Оно будет таким и не может избежать этого.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к искоренению самомнения Я есть.

(5) Далее, Учитель, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, монах входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к проникновению в многочисленные элементы4.

Таковы, Учитель, пять тем для памятования.

Хорошо, хорошо, Ананда! В связи с этим, Ананда, запомни также и эту шестую тему для памятования.

(6) Вот, будучи постоянно осознанным, монах идёт вперёд; будучи постоянно осознанным, он возвращается; будучи постоянно осознанным, он стоит; будучи постоянно осознанным, он сидит; будучи постоянно осознанным, он ложится спать; будучи постоянно осознанным, он берётся за работу.

Эта тема для памятования, развиваемая и взращиваемая таким образом, ведёт к осознанности и бдительности.

 

Комментарий поясняет, что он не практикует медитацию, то есть успокоение и прозрение.

 

Это, вероятно, единственное место в Никаях, где первые три джханы именуются "ануссатиттхана" (тема для памятования). Ни сам текст сутты, ни Комментарий не дают разъяснений, почему четвёртая джхана выделена в качестве отдельной темы для памятования, которая в данной сутте идёт пятым пунктом. Обозначение фразой "темы для памятования" этих пяти вещей, упомянутых Анандой, а также и шестой, добавленной Буддой, уникально для Канона и имеет место только в этой сутте.

 

Развитие сверхспособности божественного глаза. См., например, АН 8.64, где Будда рассказывает о развитии этой способности.

 

По мнению Дост. Бодхи, должно быть, имеется в виду, что четвёртая джхана является базисом для овладения шестью видами прямых знаний (пять сверхспособностей и полное просветление).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...