АН 7: Саттака Нипата - Книга Семи
Первые пятьдесят I. Богатство Патхама пийябхиккху сутта: Приятен (I) АН 7.1 Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам: Монахи! Да, Учитель! - ответили те монахи. Благословенный сказал: Монахи, обладая семью качествами, монах немил и неприятен его товарищам-монахам, а также ни уважается, ни почитается ими. Какими семью? (1) Вот монах жаждет обретений, (2) похвалы, и (3) репутации. (4) Он бесстыдный и (5) не имеет боязни совершить проступок. (6) У него порочные желания, и (7) он придерживается неправильных воззрений. Обладая этими семью качествами, монах немил и неприятен его товарищам-монахам, а также ни уважается, ни почитается ими. Монахи, обладая семью качествами, монах мил и приятен его товарищам-монахам, а также уважается и почитается ими. Какими семью? Вот монах не жаждет обретений или похвалы или репутации. Он имеет чувство стыда и боязнь совершить проступок. У него мало желаний, и он придерживается правильных воззрений. Обладая этими семью качествами, монах мил и приятен его товарищам-монахам, а также уважается и почитается ими.
Дутия пийябхиккху сутта: Приятен (II) АН 7.2 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая семью качествами, монах немил и неприятен его товарищам-монахам, а также ни уважается, ни почитается ими. Какими семью? (1) Вот монах жаждет обретений, (2) похвалы, и (3) репутации. (4) Он бесстыдный и (5) не имеет боязни совершить проступок. (6) Он завистливый и (7) скупой. Обладая этими семью качествами, монах немил и неприятен его товарищам-монахам, а также ни уважается, ни почитается ими. Монахи, обладая семью качествами, монах мил и приятен его товарищам-монахам, а также уважается и почитается ими. Какими семью?
Вот монах не жаждет обретений или похвалы или репутации. Он имеет чувство стыда и боязнь совершить проступок. Он не завистливый и не скупой. Обладая этими семью качествами, монах мил и приятен его товарищам-монахам, а также уважается и почитается ими.
Санкхитта сатабала сутта: О семи силах кратко АН 7.3 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти семь сил. Какие семь? * (1) сила веры, * (2) сила усердия, * (3) сила стыда, * (4) сила боязни совершить проступок, * (5) сила осознанности, * (6) сила сосредоточения, * (7) сила мудрости. Таковы семь сил. [И далее он добавил]: Вот сила веры и сила усердия, Силы стыда и боязни проступка; Силы осознанности, единения1, Силой седьмою является мудрость. Сильный монах обладая всем этим Мудрый, а также живущий во счастье. Тщательно должен исследовать Дхамму, Мудростью смысл глубинный узрит он. Точно как если бы лампа погасла, Будет ума его освобождение.
Прим. переводчика (SV): самадхи (сосредоточение). Я перевожу более вольно как "единение" для соблюдения ритмики стиха.
Виттхата сатабала сутта: О семи силах подробно АН 7.4 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти семь сил. Какие семь?
* сила веры, * сила усердия, * сила стыда, * сила боязни совершить проступок, * сила осознанности, * сила сосредоточения, * сила мудрости.
(1) И что такое сила веры? Вот ученик Благородных наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты так: Благословенный арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный. Это называется силой веры. (2) И что такое сила усердия? Вот ученик Благородных зародил усердие к оставлению неблагих качеств и к обретению благих качеств. [В этом] он силён, упорен в старании, не отложил [своей] обязанности развивать благие качества. Это называется силой усердия.
(3) И что такое сила стыда? Вот у ученика Благородных есть чувство стыда. Он стыдится телесного, словесного, и умственного неблагого поведения. Он стыдится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется силой стыда. (4) И что такое сила боязни совершить проступок? Вот ученик Благородных страшится [совершения] проступков. Он страшится телесного, словесного, и умственного неблагого поведения. Он страшится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется силой боязни совершить проступок. (5) И что такое сила осознанности? Вот ученик Благородных осознан, наделён высочайшей осознанностью и настороженностью, хранит в памяти и помнит то, что было сделано и сказано давным-давно. Это называется силой осознанности. (6) И что такое сила сосредоточения? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий? ученик Благородных входит и пребывает в первой джхане, второй, третьей, в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости1. Это называется силой сосредоточения. (7) И что такое сила мудрости? Вот ученик Благородных мудр. Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Это называется силой мудрости. Таковы, монахи, семь сил. [И далее он добавил]:
Вот сила веры и сила усердия, Будет ума его освобождение.
Здесь джханы раскрываются по стандартной формуле, как, например, первые четыре пункта в АН 9.32.
Как в предыдущей сутте АН 7.3.
Санкхитта дхана сутта: О богатстве кратко АН 7.5 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти семь видов богатства. Какие семь? * (1) богатство веры, * (2) богатство нравственного поведения, * (3) богатство стыда, * (4) богатство боязни совершить проступок, * (5) богатство учёности [в Дхамме], * (6) богатство щедрости, * (7) богатство мудрости. Таковы семь видов богатства. [И далее он добавил]: Богатство веры, нравственного поведения, Стыда, как и боязни совершить проступок,
Богатство изучения и щедрости богатство, Седьмым богатством [вместе с ними] будет мудрость. Коль обладает женщина или мужчина Богатством из семёрки этой состоящим, То говорят о нём, что он не беден И жизнь его не прожита зазря. Поэтому тот, кто способен к пониманию, Держа в уме учение Будды, Пусть вере посвятит себя и добродетели, Уверенности, равно как и Дхаммы видению.
Виттхата дхана сутта: О богатстве подробно АН 7.6 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти семь видов богатства. Какие семь?
* богатство веры, * богатство нравственного поведения, * богатство стыда, * богатство боязни совершить проступок, * богатство учёности, * богатство щедрости, * богатство мудрости.
(1) И что такое богатство веры? Вот ученик Благородных наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты так: Благословенный арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный?. Это называется богатством веры. (2) И что такое богатство нравственного поведения? Вот ученик Благородных воздерживается от уничтожения жизни, от взятия того, что [ему] не было дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от спиртных напитков, вина, и одурманивающих веществ, что создают основу для беспечности. Это называется богатством нравственного поведения. (3) И что такое богатство стыда? Вот у ученика Благородных есть чувство стыда. Он стыдится телесного, словесного, и умственного неблагого поведения. Он стыдится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется богатством стыда. (4) И что такое богатство боязни совершить проступок? Вот ученик Благородных страшится [совершения] проступков. Он страшится телесного, словесного, и умственного неблагого поведения. Он страшится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется богатством боязни совершить проступок. (5) И что такое богатство учёности? Вот ученик Благородных много изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил. Те учения, что прекрасны вначале, прекрасны в середине, и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь таких учений он много изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме и тщательно проникал в них воззрением. Это называется богатством учёности.
(6) И что такое богатство щедрости? Вот ученик Благородных пребывает дома с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радуется оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению. Это называется богатством щедрости. (7) И что такое богатство мудрости? Вот ученик Благородных мудр. Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Это называется богатством мудрости. Таковы, монахи, семь видов богатства. [И далее он добавил]:
Богатство веры, нравственного поведения, Уверенности, равно как и Дхаммы видению.
Стих точно такой же, как в предыдущей сутте АН 7.5.
Угга сутта: Угга АН 7.7 И тогда главный царский министр Угга отправился к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: Удивительно и поразительно, Господин, что Мигара Рохана такой богатый, с таким огромным богатством и имуществом. Но насколько Мигара Рохана богат? Сколько у него богатства и имущества? У него сто тысяч единиц отлитого золота, не говоря уже о серебре. Есть такой вид богатства, Угга, я этого не отрицаю. Однако, этот вид богатства могут забрать огонь, вода, цари, воры или недовольные наследники. Тем не менее, Угга, эти семь видов богатства не могут забрать огонь, вода, цари, воры или недовольные наследники. Какие семь?
* (1) богатство веры, * (2) богатство нравственного поведения, * (3) богатство стыда, * (4) богатство боязни совершить проступок, * (5) богатство учёности [в Дхамме], * (6) богатство щедрости, * (7) богатство мудрости.
Эти семь видов богатства не могут забрать огонь, вода, цари, воры или недовольные наследники. [И далее он добавил]:
Богатство веры, нравственного поведения, Уверенности, равно как и Дхаммы видению.
Стих точно такой же, как в АН 7.5.
Саньйоджана сутта: Оковы АН 7.8 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти семь оков. Какие семь? * (1) оковы уступчивости1, * (2) оковы отвращения, * (3) оковы воззрений, * (4) оковы сомнения, * (5) оковы самомнения, * (6) оковы жажды к существованию, * (7) оковы невежества. Таковы семь оков.
Комментарий трактует этот вид оков как чувственную жажду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|