Маччхабандха сутта: Торговец рыбой
АН 6.18 Однажды Благословенный странствовал по стране Косал вместе с большой Сангхой монахов. И затем, идя по дороге, в некоем месте Благословенный увидел, как торговец рыбой убивает рыбу и продаёт её. Он сошёл с дороги, сел на подготовленное для него сиденье у подножья некоего дерева, и обратился к монахам: Монахи, видите того торговца рыбой, который убивает рыбу и продаёт её? Да, Учитель. (1)?Как вы думаете, монахи? Видели ли вы или слышали ли вы когда-нибудь о том, чтобы торговец рыбой, убивая рыбу и продавая её, мог бы посредством этой работы и средств к жизни путешествовать на слоне или лошади, в колеснице или [ином] средстве передвижения, или же наслаждаться или жить за счёт накопленного большого богатства? Нет, Учитель. Хорошо, монахи. Я тоже никогда не видел и не слышал о таком. И почему? Потому что он с жестокостью смотрит на пойманную рыбу по мере того, как она поступает на убой. Поэтому он не путешествует на слоне или лошади, в колеснице или [ином] средстве передвижения, и не наслаждается и не живёт за счёт накопленного большого богатства. (2) Как вы думаете, монахи? Видели ли вы или слышали ли вы когда-нибудь о том, чтобы мясник, убивая и продавая коров, (3) мясник, убивая и продавая овец, (4) свиней, (5) домашнюю птицу, (6) мясник, убивая и продавая оленей, мог бы посредством этой работы и средств к жизни путешествовать на слоне или лошади, в колеснице или [ином] средстве передвижения, или же наслаждаться или жить за счёт накопленного большого богатства? Нет, Учитель. Хорошо, монахи. Я тоже никогда не видел и не слышал о таком. И почему? Потому что он с жестокостью смотрит на пойманных оленей по мере того, как они поступают на убой. Поэтому он не путешествует на слоне или лошади, в колеснице или [ином] средстве передвижения, и не наслаждается и не живёт за счёт накопленного большого богатства.
Монахи, тот, кто с жестокостью смотрит на пойманных животных по мере того, как они поступают на убой, не будет путешествовать на слоне или лошади, в колеснице или [ином] средстве передвижения, или же [не будет] наслаждаться или жить за счёт накопленного большого богатства. Что уж говорить о том, кто с жестокостью смотрит на приговорённых людей, поступающих на убой? Это приведёт к его вреду и страданию в течение долгого времени. С распадом тела, после смерти, он переродится в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду.
Патхама маранасати сутта: Осознанность к смерти (I) АН 6.19 (сутта идентична АН 8.73, но здесь отсутствуют пункты 3 и 5)
Дутия маранасати сутта: Осознанность к смерти (II) АН 6.20 (сутта идентична АН 8.74, но здесь отсутствуют пункты 7 и 8)
III. Непревзойдённые вещи Самака сутта: Самака АН 6.21 Однажды Благословенный пребывал в стране Сакьев в Самагамаке возле лотосового пруда. И когда наступила глубокая ночь, некий дэва, [обладающий] поразительной красотой, освещая всю рощу Джеты, подошёл к Благословенному, поклонился, встал рядом, и сказал Благословенному:?Господин, есть эти три качества, что ведут к упадку монаха. Какие три?
* (1) наслаждение работой, * (2) наслаждение разговорами, * (3) наслаждение сном,
Таковы три качества, что ведут к упадку монаха. Так сказал тот дэва. Учитель одобрил. Затем то божество, подумав: Учитель согласен со мной, поклонилось Благословенному, обошло его с правой стороны, и прямо там и исчезло. И когда минула ночь, Благословенный обратился к монахам: Прошлой ночью, монахи, когда наступила глубокая ночь, некий дэва, [обладающий] поразительной красотой, освещая всю рощу Джеты, подошёл ко мне, поклонился, встал рядом, и сказал мне: Господин, есть эти три качества, которые ведут к упадку монаха. Какие три? Наслаждение работой, наслаждение разговорами, наслаждение сном. Таковы три качества, которые ведут к упадку монаха. Так сказал тот дэва. Затем это божество поклонилось мне, обошло меня с правой стороны, и прямо там и исчезло.
Монахи, большое несчастье и потеря для тех из вас, о ком даже божества знают, что вы ниспадаете в благих качествах. Я научу вас, монахи, другим трём качествам, которые ведут к упадку. Слушайте внимательно. Я буду говорить. Да, Учитель! - отвечали те монахи. Благословенный сказал так: И каковы, монахи, [иные] три качества, которые ведут к упадку?
* (4) наслаждение компанией, * (5) трудность исправить1, * (6) дружба с плохими друзьями.
Таковы [иные] три качества, которые ведут к упадку. Монахи, все те, кто в прошлом ниспадали в благих качествах, ниспадали из-за этих шести качеств. Все те, кто в будущем ниспадут в благих качествах, ниспадут из-за этих шести качеств. Все те, кто в настоящем ниспадают в благих качествах, ниспадают из-за этих шести качеств.
Прим. переводчика (SV): Речь идёт о том, что другим монахам трудно исправить его характер, поведение, воззрение и так далее.
Апарихания сутта: Не-упадок АН 6.22 [Благословенный сказал]: Монахи, я научу вас шести качествам, которые ведут к не-упадку. Слушайте внимательно. Я буду говорить. Да, Учитель! - отвечали те монахи. Благословенный сказал: И каковы, монахи, шесть качеств, которые ведут к не-упадку?
* (1) отсутствие наслаждения работой, * (2) отсутствие наслаждения разговорами, * (3) отсутствие наслаждения сном, * (4) отсутствие наслаждения компанией, * (5) лёгкость исправить, * (6) дружба с хорошими друзьями.
Таковы шесть качеств, которые ведут к не-упадку. Монахи, все те, кто в прошлом не ниспадали в благих качествах, не ниспадали из-за этих шести качеств. Все те, кто в будущем не ниспадут в благих качествах, не ниспадут из-за этих шести качеств. Все те, кто в настоящем не ниспадают в благих качествах, не ниспадают из-за этих шести качеств.
Бхая сутта: Опасность АН 6.23 [Благословенный сказал]: Монахи, (1) опасность - это обозначение чувственных удовольствий. (2) Страдание... (3) Недуг... (4) Нарыв...(5) Узел... (6) Болото - это обозначение чувственных удовольствий.
И почему, монахи, опасность - это обозначение чувственных удовольствий? Человек возбуждён чувственной страстью, скован желанием и страстью, не освобождён от опасности, присущей этой жизни, или от опасности, присущей будущим жизням. Вот почему опасность - это обозначение чувственных удовольствий.
И почему страдание? И почему недуг? И почему нарыв? И почему узел?
И почему болото - это обозначение чувственных удовольствий? Человек возбуждён чувственной страстью, скован желанием и страстью, не освобождён от болота, присущего этой жизни, или от болота, присущего будущим жизням. Вот почему болото - это обозначение чувственных удовольствий. [И далее он добавил]:
Опасность, недуг и страдание, И узел, нарыв, и болото То услады чувств описания, К которым мирянин привязан.
Увидев опасность в цеплянии Источник рождения и смерти, Свободным став с не-цеплянием, Рождение и смерть устранив Спасения счастливый добился, Ниббаны достиг в этой жизни. Опасность, вражду одолевши, За рамки страданий он вышел.
Химаванта сутта: Гималаи АН 6.24 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая шестью качествами, монах может расколоть Гималаи, царя всех гор, что уж говорить о гадком невежестве! Какими шестью? Вот монах * (1) умелый в достижении сосредоточения, * (2) умелый в поддержании сосредоточения, * (3) умелый в выходе из сосредоточения, * (4) умелый в гибкости сосредоточения, * (5) умелый в области сосредоточения, * (6) умелый в решимости в отношении сосредоточения1. Обладая этими шестью качествами, монах может расколоть Гималаи, царя всех гор, что уж говорить о гадком невежестве!
Комментарий: "Он умелый в достижении сосредоточения: он умелый во вхождении в сосредоточение, поняв, какая [ему лично] подходит еда и климат. Умелый в поддержании сосредоточения: он способен сделать сосредоточение устойчивым. Умелый в выходе из сосредоточения: он способен выйти из него в тот момент, который он установил заранее. Умелый в гибкости сосредоточения: он способен насытить ум счастьем для сосредоточения, сделать его (ум) годным. Умелый в области сосредоточения: избегая неполезных и неуместных вещей, обращаясь только к уместным и полезным, он знает: "У этого сосредоточения такой-то образ (предмет/тема) в качестве объекта; это (сосредоточение) принимает [ту же] характеристику, что и его объект". Умелый в решимости в отношении сосредоточения: чтобы войти во всё более высокие медитативные достижения, он способен направлять [ум] на сосредоточение первой джханы и так далее".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|