Тема 5. Психологическое развитие ребенка раннего возраста
Развитие интеллектуальной сферы и мышления. Развитие собственно речевого слуха: различие, узнавание и опознавание гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха как основа развития речи и мышления. Развитие зрительного, предметного и пространственного восприятия. Этапы развития пространственных представлений в онтогенезе: овладение пространством собственного теле, овладение пространством по отношению к телу, вербализация пространственных отношений, овладение пространством языка (когнитивный стиль). Развитие мотивационной сферы восприятия. Зависимость результатов восприятия от деятельности, организованной взрослым (апперцепция). Этапы развития мышления в раннем возрасте. Обобщение как форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Связь первых общений и практической деятельности. Решение практических и проблемных задач. Роль взрослого становлении общений. Овладение речью как формой и орудием мышления. Роль мышления в развитии речи. Сравнение, как процесс сопоставления одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой. Развитие интеллектуальной сферы в раннем возрасте. Развитие памяти. Развитие деятельности и общения в раннем возрасте. Характеристика определяющих факторов психического развития в раннем возрасте: ситуативно – делового общения и предметной деятельности. Характер познавательных действий на первом году жизни. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Развитие исполнительской стороны предметно-манипулятивной деятельности: ориентировочно – исследовательские действия, неспецефические манипулятивные действия, специфические действия, культурно-фиксированные действия. Характеристика, значения, признаки неблагополучия.
Эмоциональное отношение к предметам: эмоциональная вовлеченность и разнообразие действий с предметами. Признаки неблагополучия развития ребенка в ведущей деятельности возраста: недостаточность познавательной активности, отсутствие или сниженная любознательность ребенка, отсутствие или слабо проявляемое удовольствие от действий и результата, отрицательные эмоции по поводу деятельности или индефферентное отношение к ней, отсутствие настойчивости в деятельности, при вовлечении взрослого в совместную деятельность. Характеристика ситуативно – делового общения ребенка раннего возраста АО взрослым: признаки наличия – отсутствия ситуативно – делового общения (включение предмета в общение с взрослым, предмет в центре внимания ребенка, обогащение средств общения, степень близости взрослого). Роль взрослогов организации и становлении ситуативано – делового общения. Негативные последствия несформированного ситуативно – делового общения: низкая речевая активность, отсутствие ориентации на оценку взрослого, трудность или невозможность согласования своих действий с действиями взрослых, отсутствие избирательности при выборе игрушек, действий, инициативности, чувствительности к воздействиям взрослого. Изучение ведущих видов деятельности и ведущих форм общения ребенка раннего возраста. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмпатии. Проявление отрицательных эмоций, эмоций страха как закономерный этап развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста. Неблагополучие в эмоциональной сфере. Появление и усиливание аутостимуляции, в поведении, генерализованные страхи. Эмоциональная депревация в раннем возрасте. Явления госпитализма. Развитие мотивационной сферы. Ключевые потребности возраста. Потребность в новых впечатлениях, потребность общения с взрослым. Роль взрослого в развитии потребности.
Формирование Я-концепции: внешний Я-образ, вербальный образ своего Я, осознание особенностей своего тела, физических возможностей, половая идентификация. Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в поведении. Появление собственничества и элементов саморегуляции. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении. Негативизм и упрямство. Формирование чувства глобального самоуважения как фундаментальная потребность человека. Кризис трех лет.
Темы практических и семинарских занятий Раздел 1. Общая характеристика психического развития Тема 2. Закономерности психического развития Семинар №1. Вопросы для обсуждения: 1. Цели развития; 2. Понятия факторов психического развития; 3. Принципы психического развития; 4. Закономерности психического развития; 5. Особенности процесса развития детства. Студенты изучают предложенную литературу и делают письменные выписки на 1-4 вопросы семинара. Пятый вопрос выполняется как задание для самостоятельной работы студентов к данной теме в форме реферата. На семинарском занятии студенты выступают с сообщениями по содержанию рефератов. Темы рефератов: 1. Творческий характер развития ребенка; 2. Ведущая роль социокультурного контекста развития ребенка; 3. Особая значимость сензитивных периодов развития ребенка; 4. Совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка; 5. Ведущая деятельность возраста и законы ее смены как основа преемственности периодов психического развития ребенка; 6. Зона ближайшего развития ребенка; 7. Амплификация детского развития; 8. Принцип единства аффекта и интеллекта в развитии ребенка; 9. Роль знаково-символических структур в развитии сознания ребенка; 10. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития; 11. Гетерохронность детского развития. Формы отчетности: письменные выписки, реферат. Литература: 1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. 2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1978. – №4.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1968. 4. Егорова, М.С. Развитие как предмет психогенетики / М.С. Егорова, Марютина Т.М. // Вопросы психологии. – 1992. – №5–6. И др. литература по выбору студентов. 5. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учебное пособие / Ю.Н. Карандашев. – Минск, 1997. 6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2000. 7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. 8. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка: Ранний и дошкольный возраст / А.А. Люблинская; АПН РСФСР. – М.: Акад. пед. наук, 1959. 9. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1998. 10. Петровский, А.В. Психология: учеб. для гуманит. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2009. 11. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1978. – №1. 12. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – №1. 13. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. 14. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК, 2003. 15. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М., 1989. 16. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – №4.
Раздел 2. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста в нормальных и нарушенных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|