Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для преподавателя




Организация и проведение лекции.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала в процессе самостоятельной работы.

Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме:

- определение цели изучения материала по данной теме;

- составление плана изложения материала;

- определение основных понятий темы;

- подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части и строгое выполнение этого времени в аудитории. При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, таблицы, рисунки, представленные в презентации.

Лекцию следует начинать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции. Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и зачету. Содержание вынесенных основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть. Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте. Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта.

Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная. Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала. Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

Организация и проведение практических занятий.

Практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях. Необходимыми структурными элементами занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения практической работы. Выполнению работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимо проводить такие работы, которые позволят приходить к четким выводам, помогающим студентам освоить теоретические положения возрастной анатомии и физиологии.

Практические работы по дисциплине носят репродуктивный характер. При их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оснащение, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

При выполнении практических работ возможны фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации студентов. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:

- разработка заданий, сопровождающихся методическими указаниями;

- разработка заданий для тестового контроля за подготовленностью студентов к практическим работам;

- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

- подбор дополнительных заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические работы.

Структура оформления отчета по работе определяется требованиями преподавателя. Оценки за выполнение практических работ выставляются в форме зачета по данной теме и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

 

Проведение зачета и экзамена как формы итогового контроля

Зачет и экзамен по дисциплине возможно проводить в двух формах: выполнение тестов (компьютерный или бумажный вариант) и собеседование по традиционной билетной системе. Оба варианта предполагают предварительное знакомство студентов с объемом материала, а первый вариант и с технологией сдачи зачета.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и итоговых аттестаций.

Изучение курса предполагает проведение текущего и промежуточного контроля.

Текущий контроль организуется и проводится в следующих формах:

- входной контроль позволяет выявить уровень знаний студентов по дисциплинам «Общая психология», «Возрастная психология» проводится в форме тестирования на первой лекции;

- рубежный контроль проводится после завершения изучения каждого из разделов курса:

· по разделу «Общая характеристика психического развития» предполагается защита реферата на семинарском занятии №1;

· по разделу «Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста в нормальных и нарушенных условиях» проводится тестирование на семинарском занятии №3;

- контроль остаточных знаний проводится по содержанию всего курса в 9 семестре в форме тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. К зачету допускаются студенты, посещавшие лекции, активно работавшие на семинарах и успешно выполнявшие задания рубежного контроля.

Примерные вопросы к зачету:

1. Базовые определения курса.

2. Характеристика сфер психического развития.

3. Принципы психического развития.

4. Закономерности психического развития.

5. Механизмы психического развития.

6. Показатели психического развития.

7. Возрастная периодизация развития.

8. Принципы психического развития ребенка.

9. Основные этапы функционального развития ребенка в утробе матери.

10. Рождение ребенка и ранний постнатальный период его развития.

11. Диагноз психофизического состояния ребенка после рождения.

12. Развитие когнитивной сферы младенца.

13. Развитие когнитивной сферы младенца при нарушениях.

14. Развитие моторных функций младенца.

15. Индикаторы неблагополучия в сфере двигательного развития.

16. Развитие речи в младенческом возрасте.

17. Признаки неблагополучия развития в дословесный период развития речи.

18. Развитие интеллектуальной сферы младенца.

19. Развитие эмоций в младенческом возрасте.

20. Комплекс оживления как индикатор благополучия психического развития ребенка.

21. Реакция избегания, её значение как показателя неблагополучия в развитии ребенка.

22. Привязанность к взрослому, её роль в социально-эмоциональном развитии младенца.

23. Стадии и типологии привязанности младенца к взрослому.

24. Развитие деятельности и общения в младенческом возрасте.

25. Развитие интеллектуальной сферы и мышления ребенка младенческого и раннего возраста.

26. Развитие предметного и пространственного восприятия в онтогенезе.

27. Этапы развития мышления в раннем возрасте. Роль взрослого в этом процессе.

28. Развитие деятельности и общения в раннем возрасте.

29. Признаки неблагополучия развития ребенка в ведущей деятельности.

30. Роль взрослого в развитии ведущей деятельности возраста.

31. Характеристика ситуативно-делового общения в раннем возрасте.

32. Роль взрослого в становлении ситуативно-делового общения.

33. Негативные последствия для дальнейшего психического развития ребенка несформированность ситуативно-делового общения.

34. Изучение ведущих видов деятельности и форм общения от рождения до трех лет.

35. Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте.

36. Признаки неблагополучия в эмоциональной сфере ребенка раннего возраста.

37. Развитие мотивационной сферы в раннем возрасте.

38. Последствия несформированности мотивационной сферы для развития ребенка.

39. Развитие Я-концепции в младенчестве и раннем возрасте.

40. Кризисы младенческого и раннего возраста в нормальных и нарушенных условиях.


 

 

Методическое издание

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...