Алгоритм психологического консультирования
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Практические аспекты психологического консультирования Введение Неоспоримый приоритет в определении кризисной ситуации как особого вида психологических ситуаций принадлежит отечественному ученому Ф.Е. Василюку. По определению Ф.Е. Василюка, кризисная ситуация - это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Понятие кризиса несет в себе значение перелома и часто характеризует тяжелое, безвыходное положение человека. Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Таким образом, объективная трудная ситуация может восприниматься как кризисная и иметь травматизирующий характер как для общества в целом, так и для человека в отдельности. Субъект, находящийся в кризисной ситуации, получает информацию относительно разных ее элементов: о внешних условиях, о своих внутренних переживаниях, о ходе и результатах собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных, оценочных и эмоциональных процессов. Результаты обработки информации в этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в критических жизненных условиях. Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. В литературе можно встретить несколько определений понятия «психологическое консультирование». - Эффективное психологическое консультирование представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации (К. Роджерс) [63]. - Консультирование — это психологическое вмешательство, во время которого консультант способствует процессу изменения убеждений/поведения клиента, помогает индивиду в преодолении препятствий на пути личностного роста и в достижении оптимального развития личностных ресурсов, что позволяет клиенту в дальнейшем функционировать, применяя более широкий спектр мыслей, чувств и действий, чем раньше. Психологическое консультирование всегда индивидуально, единично, но в основе консультативного процесса с точки зрения гуманистического подхода лежат две гипотезы [45]: Первая состоит в том, что в каждом человеке заложен творческий потенциал, источник внутренних сил и внутренней мудрости, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта - помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом и воспользоваться им.
Другая гипотеза состоит в том, что каждому человеку присуща потребность в отношениях с другим человеком, в раскрытии своей человеческой сущности, своей души, и консультирование должно удовлетворять эту потребность. Специальным образом построенные отношения могут стать одновременно и целью и помогающим инструментом консультирования. Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать. Алешина Юлия Евгеньевна (1994) основную цель психологического консультирования определяет какоказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
Согласно Самоукиной Н.В. (1997а, с.39) продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 минут до 3 – 3,5 часов. Алешина Ю.Е. (1993, с.19) указывает время для каждого из этапов консультативной беседы в расчете, что стандартное среднее время для одной консультативной беседы – 1 час 10 минут. Приведем здесь ориентировочные нормы затрат времени на психологическое консультирование из следующего документа: «Ориентировочные нормы. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об организации и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации» от 26.03.95 № 7/1» («Психологическая служба…»,1996):
1. Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися, оформление результатов – 1,5 – 3 часа на одну беседу. 2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов – 1,5 – 2,5 часа на одну беседу. 3. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов – 1 – 2,5 часа на одну беседу. Алешина Ю.Е. (1993, с.18) указывает, что время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову.
Алгоритм психологического консультирования
Главная задача консультанта в беседе — подвести клиента к пониманию, осознанию себя, своего поведения, своих ведущих мотивов и ценностей, своих ресурсов и ограничений. Продвижение клиента к цели может происходить с разной скоростью — быстрее, медленнее, что зависит от многих причин. Иногда клиент «застревает» в собственных инсайтах о себе. "Разбрасывание", не сосредоточенность, бессвязность разрушают процесс консультирования. Искусство консультанта заключается в регулировании интенсивности продвижения к цели в соответствии с индивидуальными возможностями клиента. Психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец, и консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования - интервью. Интервью - специальный метод анализа уникальной ситуации клиента с целью повышения динамичности его отношения к различным аспектам субъективной психической реальности. В литературе [49,73] обычно приводится "пятишаговая" модель консультативного интервью, состоящая из следующих этапов: 1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. 2. Сбор информации о клиенте и выделение "проблемы". 3. Формулировка и осознание желаемого результата. 4. Выработка альтернативных решений. 5. Обобщение результатов, переход к действию.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|