Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологической коррекции и психотерапии людям, пострадавшим в локальных военных конфликтах.




МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПЕРЕНЕСШИМ ПСИХОТРАВМИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ

Существуют различные психологические методы и приемы оказания психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.

Вскрытие и отреагирование психической травмы ведет к ее нейтрализации и к выздоровлению. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис). Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи из-за того, что посттравматический стресс все теснее связывается с другими психологическими проблемами.

Психотерапия клиента, страдающего ПТСР, в зависимости от выраженности его психологической дезадаптации, может продолжаться от одного месяца до нескольких лет.

Терапевтический процесс может быть условно разделен на три стадии:

1) установление доверительного, безопасного контакта с клиентом, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;

2) терапия, центрированная на травме; с исследованием травматического материала, с работой с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;

3) помощь пациенту в «отделении» от травмы и воссоединении с семьей, друзьями и обществом.

Программы психотерапевтической помощи в основном должны быть направлены на:

• коррекцию образа «Я»;

• достижение объективности собственной оценки;

• реабилитацию «Я» в собственных глазах и достижение уверенности в себе;

• коррекцию системы ценностей, потребностей, их иерархии;

• приведение притязаний в соответствие со своими психофизическими возможностями;

• коррекцию отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов;

• приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

• коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности.

Существует много методов, которые эффективно используются в процессе коррекции и терапии ПТСР. Все методы можно разделить на четыре категории:

1. Образовательные. Включают в себя обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Например, только простое знакомство с клинической симптоматикой ПТСР помогает людям осознать то, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации.

2. Вторая группа методов находится в области холистического (целостного) отношения к здоровью. Здоровый образ жизни с достаточной физической активностью, правильным питанием, отказом от злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков создает основу для быстрого и эффективного восстановления после травмирующих событий.

3. Третья категория включает методы, которые увеличивают социальную поддержку и социальную интеграцию. Семейная и групповая терапия, развитие сети самопомощи, формирование и поддержка общественных организаций необходимы для социальной реабилитации.

4. Четвертая категория — это собственно терапия. Она включает в себя работу с горем, страхами, психосоматикой, травмирующими воспоминаниями и т. д. и направлена на «переработку» проблемы и совладание с симптомами.

 

 

Метод психологического дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации

Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного профессионала, это особым образом организованное групповое обсуждение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам кризисного инцидента справиться с психологическими последствиями кризиса, а также выработать навыки, которые необходимы в случае повторного столкновения с подобной ситуацией. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, возможно, через несколько часов или дней после трагедии. Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР - острое стрессовое расстройство). Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать на впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, – у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Задачи дебрифинга:

· отреагирование впечатлений, реакций, чувств.

· способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.

· уменьшение индивидуального и группового напряжения.

· уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

· мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.

· подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

· информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.

Дебрифинг имеет четкую структуру и включает в себя семь последовательных фаз:

1. вводная фаза

2. фаза описания фактов

3. фаза описания мыслей

4. фаза описания переживаний

5. фаза описания симптомов

6. фаза обучения

7. завершающая фаза.

1.

Вводная фаза.

Начинается процедура со знакомства - ведущие и участники представляются.

Затем устанавливаются цели дебрифинга - помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг - это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться.

Для создания атмосферы безопасности принимаются правила. Рекомендуемые правила:

· Оставаться в течение всего времени (два часа).

· Говорить только от себя (не обобщать высказывания).

· Не уходить от темы.

· Право не высказываться.

· Относиться друг у другу с уважением, не высказывать оценочных суждений.

· Сохранение конфиденциальности.

Правила обозначаются для того, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников.

Имеет смысл проговорить то, что во время процедуры возможно оживление сильных переживаний. Из-за этого участники могут почувствовать себя хуже. Но это необходимый этап проработки травматического опыта, без которого невозможно от этих переживаний освободиться. Однако это этап, и он будет иметь завершение.

Ведущие должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних – например, любопытствующих журналистов или представителей администрации, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Фаза фактов.

Участникам предлагается по кругу ответить на следующие вопросы:

· Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?

· Где вы были, когда случилось событие?

· Что случилось?

· Что вы видели? Слышали?

Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие и какова была последовательность произошедшего.

Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации в ситуации, что может способствовать упорядочиванию мыслей и чувств. Знание всех событий и их последовательности создает ощущение когнитивной организации.

Фаза мыслей.

На этой фазе дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления.

Участники отвечают на вопросы:

· Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших).

· Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что произошло? (вариант для тех, кто не был непосредственным свидетелем).

· Какие решения вы принимали? Почему?

Первая мысль зачастую содержит то, что составляет сердцевину тревоги. Однако высказать эти мысли для участников может быть затруднительно, потому что эти мысли кажутся неуместными или причудливыми или недостойными. Тем более важно поделиться ими. Сопоставление своей реакции с подобными реакциями других людей снижает напряжение и формирует общность.

Фаза чувств.

Обычно это самая длительная фаза дебрифинга. Предыдущие фазы актуализировали переживания, которые достаточно сильны и могут быть разрушительны для человека.

Задача этого этапа – создать такие условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания.

На этой фазе могут помочь такие вопросы, как:

· Как вы реагировали?

· Что было для вас самым ужасным из случившегося?

· Что запомнилось вам наиболее ярко?

· Какие телесные ощущения вы испытывали во время события?

· Что вы сказали бы погибшему, если у вас была бы такая возможность?

Желательно, чтобы все высказались по порядку. Однако, если группа большая, то отвечать можно в произвольном порядке.

Задача ведущих – поддерживать выражение чувств со стороны участников. При этом нужно поощрять участников отвечать друг другу, высказывать поддержку.

Важно обратить внимание на тех, кто кажется наиболее травмированными, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. К таким участникам следует подойти после окончания и поговорить индивидуально.

Фаза симптомов.

Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия; после завершения опасной ситуации; когда они возвратились домой; в течение последующих дней и в настоящее время.

Обязательно нужно задать вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата к нормальному режиму жизни и работы.

Обучающая фаза.

На этой фазе обобщаются реакции участников и предоставляется информация о типичных реакциях на стресс.

Основные проявления посттравматического расстройства (ПТСР)

· симптомы повторения. Повторяющиеся навязчивые воспоминания трагедии. Эпизоды «оживления» пережитого в форме иллюзий, галлюцинаций, флэшбэк-эпизодов. Повторяющиеся сновидения.

· симптомы избегания. Стремление избежать разговоров, мыслей, чувств, мест, людей – всего, что может напоминать о трагедии. Блокировка (провалы) памяти. Отчуждение от близких людей.

· симптомы возбуждения. Трудности засыпания и сохранения сна. Раздражительность, необоснованные вспышки злости. Трудности концентрации. Сверхбдительность. Преувеличенные реакции испуга.

Информацию можно раздать участникам в письменном виде и попросить их определить, какие из этих реакций они переживают.

Нужно:

· подчеркнуть то, что описанные состояния и симптомы – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию, что со временем они пройдут;

· рассказать, каких реакций можно ожидать по прошествии некоторого времени;

· поговорить о методах самопомощи, о том, как участники смогут позаботиться о себе;

· информировать участников о том, где они смогут получить помощь;

· ответить на вопросы участников.

Завершающая фаза.

Для «заземления» опыта группы нужно:

· кратко суммировать то, что было сказано.

· спросить, не осталось ли чего-то важного, о чем хотелось бы сказать сейчас.

· поблагодарить всех за участие, за то, что смогли поделиться своими чувствами, поддержать друг друга.

· напомнить о конфиденциальности.

· предложить участникам подумать о том, как они смогут поддерживать друг друга в дальнейшем.

· возможно определить время и место новой встречи, которую они смогут организовать сами или при поддержке ведущих.

Пост-дебрифинг.

В течение 20-30 минут после завершения следует уделить время тем из участников, которые вызвали наибольшее беспокойство у ведущих, поговорить с ними один на один.

Метод рационализации

 

Одним из наиболее эффективных и, вместе с тем, доступных для широкого освоения методов психологической помощи в экстремальных ситуациях является рациональное убеждение - рационализация. В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса путем логического переубеждения, обучения правильному мышлению. Цель психологической работы - разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возникновения негативных последствий психотравмирую­щего стресса с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства.

Данным методом можно воздействовать на искаженные представления человека, создающие дополнительный источник эмоциональных переживаний. Основными направлениями воздействия считаются: снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях человека, убеждение пострадавшего.

В процессе беседы психолог, врач или другой подготовленный специалист решают ряд психокоррекционных задач:

- сообщают потерпевшему о происшедшем с ним событии, раскрывают сущность данного вида психической травмы, механизм ее действия. При этом главным является разъяснение того, что это расстройство - не уникальное, а широко распространенное явление;

- убеждение потерпевшего в возможности и неизбежности успешного преодоления возникшей неблагоприятной ситуации и полного выздоровления;

- подкрепление продуктивных мыслей и высказываний потерпевших;

- разъяснение пагубности безвольного поведения, самоподчинения недугу.

Средствами психологического воздействия здесь выступают: убеждение, переубеждение, разъяснение, отвлечение, ободрение, авторитет, престиж и знания лица, осуществляющего психологическую помощь. Существенной характеристикой данного метода является его директивность, а, следовательно, небольшая продолжительность сеансов. В условиях экстремальной обстановки эта особенность приобретает важное значение.

Изменение неправильных представлений человека достигается определен­ными методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переори­ентация и др.), которые построены на логической аргументации, что является существенным качеством рациональной терапии.

При развитии депрессии, как реакции на психотравмирующий стресс, наиболее эффективны методы, разработанные в рамках когнитив­ной психотерапии. Основная идея, заложенная в этих методах, заключается в предположении, что нормальные реакции опосредуются когнитивными процес­сами, которые дают возможность людям точно воспринимать окружающую дей­ствительность. Соответственно при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что в свою очередь приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в так называемом «тоннельном видении», приводя к негативной оценке пострадавшим себя, своего окружения и своего будущего. Человек начинает руководствоваться в своем поведении жестко де­терминированными иррациональными установками. Например: «меня никогда не поймет человек не переживший этого» или «после того, что я пережил я никогда не смогу выполнять прежнюю работу» и т.п.

Исходя из этого основная психокоррекционная стратегия направляется на помощь человеку в поиске и идентификации дезадаптивных утверждений с по­следующим переосмыслением и заменой этих утверждений на более адаптивные. Наиболее эффективным приемом является выделение скрытого смысла дезадапап­тивного утверждения с целью показать человеку всю алогичность и иррацио­нальность негативной установки мышления.

Люди, перенесшие психотравмирующий стресс могут жестко и неуклонно придерживаться своих иррациональных представлений, считая, что у них все должно получаться хорошо, как раньше, что их должны жалеть окружающие и справедливо относиться к ним. Встречая несоответствие между своими представлениями и реальностью, психотравмированный человек чувствует себя тревожно, подавленно, он озлоблен, жалеет или ненавидит себя.

Задача психолога, руководителя - помочь человеку осознать свои иррациональные представления и изменить их. Люди путем изменения своего взгляда на вещи способны преодолеть разрушительные чувства и начать жить более счастливо и спокойно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...