Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для десенсибилизации по отношению к ситуациям, вызывающим сильные отрицательные эмоциональные реакции.




2. Для увеличения импликации личности в определенные виды деятельности (в том числе в те, которые способны вызывать радость!).

Для изменения общих установок личности (чрезмерной зависимости от определенных людей, сильного чувства вины и т. д.).

Для изменения патогенных программ и сценариев поведения (сценарии неудачника, программы избегания контактов с определенными людьми и т. д.)

Для использования образов, полученных на сеансах, для экзистенциального или аналитического толкования в психотерапии.

Для установления доверительных отношений с окружающими людьми пациента.

Для повышения творческого потенциала клиента путем свободного перемещения во внутреннем пространстве личности.

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

 

Символдрама используется в качестве основного психотерапевтического метода психологической помощи детям, т.к. ребенку, которому порой трудно вербально выразить свои переживания. Для основной ступени отобраны мотивы, символическое значение которых представляет широкое поле для спонтанного развития индивидуальных проекций:

1. Мотив луга. Его можно использовать и как начало сновидения наяву, и как плоскость проекций актуальных конфликтов. Сценарий луга отражает более-менее осознанное настроение пациента. Символическое значение мотива луга очень широко.

Основные ведущие стимулирующие воздействия психотерапевта – исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности, во всех подробностях, и выяснить связанные с ним настроения. Эти воздействия аналогичны и в других мотивах.

2. Мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья. Мотив ручья можно считать выражением текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии. В то же время вода - это жизненная сила, она освежает, бодрит, жизнь без нее немыслима. По ходу движения могут возникнуть мотивы препятствия-недопущения, указывающие на существование конфликта.
«Кататимная гидротерапия» (использование воды). Если вода воспринимается пациентом как приятная, использование воды может иметь позитивное воздействие. Существуют данные об использовании в процессе КПО образа воды, свидетельствующие о том, что различное применение воды по отношению к поврежденным частям тела или в местах, где испытываются боли, производило удивительный эффект, прежде всего, в случаях психосоматических симптомов, которые оставались резистентными по отношению к другим видам лечения.

3. Мотив горы. Мотив горы в предложенной здесь форме – это хорошая модель для отражения отношений с самыми значимыми людьми из раннего детства, которые сыграли свою роль в нарушении развития пациента. Активные действия пациента внутри ландшафта представляют собой анализ этих отношений в символической форме. Благодаря только одному этому, такой анализ лиц и отношений из раннего детства часто имеет высокую терапевтическую эффективность. Имеется высокая корреляция между высотой горы и уровнем притязаний представляющего этот образы пациента. Люди с высоким уровнем притязаний представляют высокую гору, подняться на которую очень тяжело. По особенностям восхождения мы можем судить не только об уровне притязания пациента, но также о его настроенности на достижение результата, какие действия для этого он предпринимает. В аспекте теории объектных отношений, подъем на гору имеет очень большое значение – идентификацию с важной отцовской или материнской фигурой. В некоторых случаях этот мотив требует много времени и на него уходит полностью весь сеанс.

4. Мотив дома. Прорабатывание этого мотива также требует много времени. Нередко в нем скрыт сложный конфликтный материал. Поэтому этот мотив следует предлагать пациентам, уже освоившимся с символдрамой и способным выдержать определенную нагрузку. В символическом плане дом переживается прежде всего как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома выражаются структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи. Одно только рассматривание дома может произвести на пациента глубокое впечатление, если благодаря этому он догадывается, или на предсознательном уровне ему открывается, что дом «выглядит» в нем именно «так».

Как уже говорилось выше, все мотивы символдрамы имеют широкий диапазон диагностического и терапевтиче­ского применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и опреде­ленной проблематикой, а также можно говорить об особой эффективности некоторых мотивов при терапии определен­ных симптомов. Так, для социальной адаптации и для фор­мирования у клиентов с ПТСР установки на самостоятельное решение проблем используются мотивы: луга, горы, образы реальных ситуаций. Для проработки актуальных конфликтов и эмоций предлагается мотив луга. При работе с различными психосоматическими и соматическими симптомами хорошо зарекомендовала себя кататимная гидротерапия, а также ин­троспекция внутренних органов или частей тела, когда кли­ент рассматривает их через прозрачную оболочку тела, вы­полненную как бы из стекла или, уменьшившись до размеров крохотного человечка, отправляется сквозь отверстие в теле на их исследование. Для проработки агрессивных реакций и склонности к физическому насилию, раздражительности можно использовать мотив луга, опушки леса, ручья, а также мотивы дикой кошки, льва (средняя ступень) и заболоченной лужи, вулкана (высшая ступень). Для работы с различными фобическими реакциями шире применяется прорабатывание реальных ситуаций.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

Подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

Пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...